Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://chronos.msu.ru/old/TERMS/razumovsky_teper.htm
Дата изменения: Fri Dec 6 19:26:23 2013 Дата индексирования: Fri Feb 28 20:26:50 2014 Кодировка: Windows-1251 |
Теперь – обыденное понятие, обозначает хрональные ситуации, которые выражены, к примеру, синонимами Т. «ныне», «нынче», «сейчас», «сегодня», «в настоящем», «в настоящее время», «настоящее», «действительное» и др. Соответствующее прилагательное – «теперешний». С точки зрения философии Т. выражает факт бытия, точнее, его настоящий, а, именно, «имеющий быть» сейчас, уже явленый и явственный, действительный факт и/или аспект существования чего-то, например, свойства, качества, состояния и др. Понятию бытия в обыденном сознании тождествены такие понятия как иметься, есть, быть, находиться, присутствовать, существовать, жить и др. Грамматически, в русском языке Т. связано с глаголами «есть, быть», в англ. «is», во франц. «être», в немец. “ist” и др. Антиподом понятия Т. можно считать все, что «не-теперь», к которому в обыденном мышлении можно отнести прежде всего «вчера» и «завтра», а в философском смысле - прошлое и будущее.
В философской теории бытия (онтологии – от греч. сущее - ontos), как известно, различают бытие во всеобщем смысле как (1) наличное бытие, как саму действительность, существующее и как (2) данное, именно, - определенное бытие предметов, тел, вещей разного рода, любых объектов вообще. Вместе с тем, в философии Августина Блаженного настоящее, а, значит, и Т. суть все бытие: в мире нет прошлого, а есть только настоящее или Т. В философских концепциях, которые считают Т. (настоящее) всего лишь мигом, чем-то исчезающе малым моментом бытия, Т. фактически не имеет смысла: здесь никакого Т. нет! В релятивистской физике оно тесно связано со специальным понятием «событие», которое в четырехмерном абстрактном «пространстве событий» выражается точкой с координатами (x, y, z, t). В ней пространственные координаты отображают пространственное положение события, его поместность (спатиальность), а координата t – наличие какого-то изменения, события сейчас, как Т. Их цепь образует т.н. «мировую линию» событий, предельной геометрической формой которой будет геодезическая линия (т.е. кратчайшая из всех возможных, экстремаль). Так же точно и в обыденном (практическом) мышлении «событие»– это происходящее и «здесь» и «сейчас». Оно может быть и кратковременным, и имеющим какое-то дление.
В темпорологии их аналоги - понятия «настоящее», «современность», «данный момент» и др. Здесь, так же, как в обыденном мышлении, признается возможность как «моментности» существования чего-то, так и дления настоящего. Существуют формализованные способы отображения такого дления, относительности его (вроде систем отсчета времени и кординат) и соотносимости с моментностью событий. Вообще, в рамках темпорологии должны присутствовать и философские, и общенаучные, и особые темпорологические понятия, а также обыденные. В ней «время» философское, и общенаучное, и специальное понятие. В свою очередь, на языке обыденного, практического мышления Т. наряду с другими встраивается в хрональных отношениях в цепочку:
вчера → теперь [ нынче, ныне, сейчас, сегодня] → завтра.
Заметим, что здесь понятие Т. в рамках определенного хронального инварианта играет роль оси симметрии по отношению к «вчера» и «завтра». В этой схеме «вчера» чаще всего реально определяет характер Т., детерминирует его, хотя это и не обязательно так. Все зависит от конкретных механизмов порождения одного другим, плотности, а также тесноты связи. Прошлое может определять Т. в общем случае лишь с некоторой неопределенностью и вероятностью. Последняя в специальных случаях (например, в науке и технике) изучается особо, она и описывается специальными средствами теории вероятностей.
То, что у понятия Т. много синонимов, отражает обычную для естественного языка потребность (в рамках обыденного, практического мышления и речи) в полисемии. Она хорошо известна, в частности, в проблематике герменевтики. Ее продолжением являются лексемы, морфемы, морфология и синтаксис естественного языка. Язык научного отображения онтологии и проблем познания сущности времени, включая настоящее, отличается бóльшей адекватностью, определенностью, однозначностью, точностью и строгостью в употреблении, чем естественный.
Подчеркнем, что в границах научных текстов, включая проблемы темпорологии, вовсе не исключается употребление обыденного языка и, наоборот, современная «обыденная» речь изобилует в определенных ситуациях «сциентизмами» (сайентизмами). В рамках русского языка остается актуальной проблема стиля выражения смыслов того или иного содержания при помощи уровня их выражения в языке – «высокого» и «низкого», как это было обозначено еще М.В.Ломоносовым. Тот и другой способы описания реальности объединяет «грамматическое время».
В грамматическом смысле Т. выражается формами «настоящего времени» (лат. - praesens). В грамматических предложениях в т.н. «настоящем времени» указывается, что ситуация, о которой идет речь, либо одновременна моменту речи («Тсс! Ребенок спит»), либо повторяется на протяжении периода времени, охватывающего момент речи («В последнее время ребенок плохо спит»). В первом случае Т. является конкретным, или актуальным, во втором – повторительным, многократным, или абстрактным. В русском языке эти значения могут быть разграничены контекстом и ситуацией, а иногда и выбором слова – лексемы: «Он идет быстро», «Он ходит быстро». К примеру, в английском языке это различие может достигаться разными грамматическими формами: «is sleeping» означает ‘спит в данный момент’(Present Progressive), a «sleeps» ‘спит вообще’ (Present Indefinite), и т.п. Особый случай представляют «вневременные» (всевременные) формы, отображающие Т. в т.н. «вечных истинах» ситуации, которые существуют постоянно, или повторяются постоянно, или существуют в виде правил, например, «Земля вращается вокруг Солнца», «При нагревании тела расширяются», «Смелость города берет» и др. Выделяют как именно настоящее время постоянство некоторого свойства: «Он говорит по-французски», и т.п. При повествовании, например, в историческом тексте это Т., фактически относящееся к прошлому, может излагаться как настоящее. Сказанное может относиться и к будущему («Завтра мы идем в театр» и т.п.). Существует также и относительное настоящее, связанное в придаточных предложениях с формой выражения чувств, мысли и речи в главном предложении, когда мы говорим: «Он чувствовал, что приближается гроза» и т.п. (см. Маслов Ю.С.).
Как уже сказано выше, язык науки имеет отличия от обыденного языка. В темпорологии обозначенная выше схема времени может, например, выражаться в ее терминах так: прошедшее [предшествующее] – настоящее – будущее.
Заметим, что язык темпорологии еще нельзя считать окончательно устоявшимся, он развивается вместе со становлением и автономизацией этой проблематики в масштабах всей науки как интедисциплинарного направления или, может быть, темпорологии как общенаучной теории.
Бряник Н.В. Язык науки как система // Семиотические аспекты научного познания. Свердловск, 1981. – с.31-36; Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки. М. 1984; Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской традиции. М., 1986; Маслов Ю.С. Настоящее время // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. – С. 323-24; Огурцов А.П. Бытие // Философский энциклопедический словарь. М., 1983; Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.
О.С.Разумовский