Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://chronos.msu.ru/old/RREPORTS/kazaryan-tema_vremeni_kak_pole.html
Дата изменения: Tue Feb 11 18:49:42 2014
Дата индексирования: Fri Feb 28 20:43:55 2014
Кодировка: Windows-1251
В.П. Казарян. Тема времени как поле для диалога

Тезисы 'Тема времени как поле для диалога' // VI Российский философский конгресс. Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Материалы (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012). Том II с.28-29. Н.Новгород. Изд-во Нижегородского гос.университета. 2012

Секция 'Философская онтология'


Казарян В.П., д.филос.н., проф., г. Москва

Тема времени как поле для диалога

Философия времени находится в напряженном состоянии. Интерес к проблеме времени, интерес массовый, а не только научный, подогревается в нашу эпоху социальными метаморфозами, будоражащими современного человека вопросами о судьбах человека и человечества, природы и мира, вселенной. В центре интереса находится реальное бытие, жизнь людей, жизнь природы, их временная структура, сопряженная с человеческими интересами и личностью человека. Человеческая реальность провоцирует видение времени как практического фактора, объективного напора, почти материального фактора, внутренней силы, продуцирующей процесс.

Эти настроения, перерастающие в оттенки мировоззрения, находят свое выражение в интенциях исследований времени. Это происходит в различных формах: 1) в возросшем интересе к нефизическим областям знания 2) в становлении убеждения в неразрывности времени и социокультурной реальности и необходимости культурологических концепций времени 3) в переходе к другому языку. Так, исследование необратимости времени перешло преимущественно на язык стрел времени. Этот язык приблизил время к процессам 4) в философию времени проникает обыденное восприятие времени современным 'человеком с улицы', его ощущение необратимости и ускоренности времени 5) в философию времени входит культура в лице реалий сегодняшнего дня. Исследования направлены на те представления о времени, которые вплетены в современные практики, как научные, так и культурные.

Затянувшееся противостояние сциентизма и антисциентизма в философии времени начинает преодолеваться посредством единения научной и коммуникативной рациональности на базе формирования новых ценностей, порожденных трудностями технократического пути развития.