Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://chronos.msu.ru/old/RREPORTS/garbuzov_evristich.mht
Дата изменения: Sat Dec 14 13:19:44 2013 Дата индексирования: Fri Feb 28 20:36:03 2014 Кодировка: Windows-1251 |
&laq=
uo;Эвристичес=
1082;ие
возможностl=
0;
антропной м
=
86;дели
времени
=
74;
области
естественнm=
9;х
наук»
Дмитрий В.
Гарбузов
Кафед
=
88;а
психологии
=
80;
философии
Волжского
гуманитарнl=
6;го
института =
Волго
=
75;радского
государствk=
7;нного
университеm=
0;а
h=
0;нтропная
модель
времени.
Рассмотренl=
0;е
человека ка
=
82;
фундаментаl=
3;ьно
временно ра
=
89;положенное
в бытии
сущее.
Антропологl=
0;ческое
определениk=
7;
времени и
темпорологl=
0;ческое
определениk=
7;
человека.
Концептуалn=
0;ное
различение
бытия и
сущего.
Реальность
=
82;ак
осуществлеl=
5;ное
бытие.
Сингулярноk=
7;
и универсал=
00;ное
состояния.
Время как
терминальнm=
9;й
предел,
генерирующl=
0;й
локализоваl=
5;ную
реальность.
Экспликациn=
3;
антропной
модели
времени в
физическую
концептуалl=
0;зацию
мира. Место
человека в
соотношениl=
0;
между квант
=
86;вым
нелокально-
=
89;ингулярным
единством
мира и уровн=
077;м
сигналь=
;но-локальны=
093;
взаимодейсm=
0;вий
ядерного,
электромагl=
5;итного
и
гравитациоl=
5;ного
типов.
Экспликациn=
3;
антропной
модели
времени в би=
086;логическую
концептуалl=
0;зацию
мира. Два уро=
1074;ня
существоваl=
5;ия
биологичесl=
2;ой
системы: апп=
072;ратный
уровень
материальнl=
6;
локализоваl=
5;ных
референтов
=
80;
уровень
идеально-не
=
83;окального
программирl=
6;вания.
Биологичесl=
2;ая
эволюция ка
=
82;
особый
способ
сохранения
времени,
представляn=
2;щий
собой
процесс апп
=
72;ратного
конструироk=
4;ания креод=
;ически
локализоваl=
5;ных
пространстk=
4;енных
структур дл=
03;
осуществлеl=
5;ия
нелокальноl=
1;
космологичk=
7;ской
программы.
Время –
это
сущностная
проблема,
которая по-п=
088;ежнему
никак не
поддается
общепризнаl=
5;ному
универсальl=
5;ому
объяснению
=
80;
концептуалl=
0;зации.
Что есть
время? Каков=
072;
структура
времени? Где
имеет место
время? Каков
способ
существоваl=
5;ия
различных
модусов
времени?
Универсальl=
5;о
ли время? Эти
и другие
вопросы по-п=
088;ежнему
не имеют
однозначноk=
5;о
ответа.
Между тем,
объяснение
времени
имеет сущно
=
89;тное
значение,
поскольку
без него
невозможно
понять любо
=
81;
другой
предмет
познания.
Поэтому люб
=
72;я
более-менее
развитая
наука имеет
свое
специфичесl=
2;ое
определениk=
7;
времени. Одн=
072;ко
множественl=
5;ость
частных
концептуалl=
0;заций
никак не
удается
суммироватn=
0;
и синтезиро
=
74;ать
в единую
универсальl=
5;ую
теорию
времени. На н=
1072;ш
взгляд, это
связано с
недостаточl=
5;ым
прояснениеl=
4;
антропологl=
0;ческого
измерения с
=
84;ысла
проблемы
времени.
Знание о
бытии челов
=
77;ка
должно быть
когерентно
=
80;
полноценно
соотнесено
со знанием о
бытии мира.
Иными
словами,
универсальl=
5;ую
теорию
времени уда
=
89;тся
создать
тогда, когда темпо=
1088;ологическа=
я
проблематиl=
2;а
будет интег
=
88;ирована
в структуру
антропологl=
0;и,
и,
соответствk=
7;нно,
когда
понимание спосо=
1073;а
человеческl=
6;го
бытия будет
интегрировk=
2;но
в общую
теорию
устройства
мира. Теория
бытия
человека и
теория быти=
03;
мира должны =
074;
этом вопрос
=
77;
двигаться
навстречу
друг другу.
Исследов&=
#1072;теля
времени, по
нашему
мнению, подс=
090;ерегают
две главные
опасности.
Во-первых,
это
амбициознаn=
3;
задача
понять врем=
03;
как оно есть
само по себе.
В
методологиm=
5;еском
и
предметно-с
=
86;держательн=
1086;м
плане это в
большинствk=
7;
случаев
означает до
человека, без
человека, исключая
человека.
Такой подхо
=
76;
преимущестk=
4;енно
характерен
для системы
позитивных
наук. Однако
любой
предмет
исследованl=
0;я
любой науки
неизбежно
располагаеm=
0;ся
в горизонте =
080;
контексте
человеческl=
6;го
бытия,
являясь
элементом
восприятия-
=
86;сознания
и действия
человека.
Поэтому искус=
;ственное
исключение
человеческl=
6;го
бытия из
познавателn=
0;ной,
исследоватk=
7;льской
оптики
естественнm=
9;м
образом
приводит к
искаженной,
неполноценl=
5;ой
картине мир
=
72;.
Вывод
очевиден – н=
091;жно
не бояться
признать
необходимоl=
9;ть
человеческl=
6;го
бытия в
предметах
научного по
=
79;нания
и вернуть
человека в
оптику иссл
=
77;дования.
Однако,
ставя задач
=
91;
таким
образом,
нужно прояв
=
83;ять
осторожносm=
0;ь,
поскольку
вторая опас
=
85;ость
заключаетсn=
3;
в
субъективаm=
4;ии
времени, в
отождествлk=
7;нии
темпоральнm=
9;х
феноменов с
теми или
иными
характерисm=
0;иками
человеческl=
6;го
существоваl=
5;ия.
Такой подхо
=
76; более
характерен
для
философскиm=
3;,
метафизичеl=
9;ких
концепций
времени.
Поэтому нуж
=
85;о
быть очень
внимательнm=
9;м,
чтобы
целенаправl=
3;енно
и планомерн
=
86;
преодолеваm=
0;ь
этот
спонтанно
присущий
нашему
восприятию-
=
86;сознанию
антропоценm=
0;ризм
и
обнаруживаm=
0;ь
во времени объек=
1090;ивное,
неантропноk=
7;
содержание,
естественнm=
9;м
образом
проявляющеk=
7;ся
в бытии чело=
074;ека.
Таким
образом, мы
исходим из
того, что
темпоральнk=
2;я
реальность,
время как он=
086;
есть само по
себе – это
время
человека, с
человеком, включ=
072;я
человека.
Однако это н=
077;
значит, что
мы должны
рассматривk=
2;ть
время тольк
=
86;
как специфи
=
95;еское
свойство
человеческl=
6;й
души или как
особую
характерисm=
0;ику
человеческl=
6;го
чувственноk=
5;о
восприятия.
Задача
заключаетсn=
3;
не в том,
чтобы
объяснить
время без
человека ил
=
80;,
наоборот,
понять врем=
03; из
человека, но
нужно, чтобы
сам человек
предстал ка
=
82; време=
1085;но
расположенl=
5;ое
в бытии суще=
077;.
Методологиn=
3;,
пытающаяся
объяснить
время либо извне=
b>,
либо l=
0;знутри
челов=
;ека
изначально
ошибочна,
поскольку
это проблем
=
72;,
в которой
неизвестно
не только время, но и челов=
077;к.
Не только
время должн
=
86;
получить
антропологl=
0;ческое
определениk=
7;,
но и сам
человек дол
=
78;ен
быть
определен
темпорологl=
0;чески.
Обе эти
тематическl=
0;е
области при
решении
любой новой
аналитичесl=
2;ой
задачи
должны быть
воссоздаваk=
7;мы
заново, инач=
077;
мы постоянн
=
86;
будем
оставаться
=
74;
порочном
кругу
объяснения
неизвестноk=
5;о
через
неизвестноk=
7;
же, точнее
через ошибо
=
95;но
признаваемl=
6;е
известным.
Исходя из
такой устан
=
86;вки,
мы
разработалl=
0; антро=
1087;ную,
или, говоря
иначе, антрополог=
1080;ческую
модель
времени. h=
2;ремя
в ней
рассматривk=
2;ется
как непроиз
=
74;ольный
и
неустранимl=
6;
фундаментаl=
3;ьный
элемент
человеческl=
6;го
способа
существоваl=
5;ия.
Соответствk=
7;нно,
согласно
этой модели, =
1074;не
человека
времени не
существует, =
072;
осознанное
восприятие
открывающеk=
5;о
себя сущего =
211;
это необход
=
80;мый
элемент
времени.
Время,
которое про=
03;вляет
себя в
существоваl=
5;ии
человека, –
это
единственнl=
6;
существующk=
7;е
время. Важно
подчеркнутn=
0;,
что это не
означает
субъективаm=
4;ии
времени,
поскольку
сам человек
должен расс
=
84;атриваться
не как
субъективнk=
2;я,
искусственl=
5;о
созданная
реальность, =
072;
как бm=
9;тие-в-мире,
т.е.
полноценноk=
7;
и даже
преимущестk=
4;енное
воплощение
осуществлеl=
5;ного
бытия мира.
В
частности,
предложеннk=
2;я
нами модель
опирается н
=
72;
учение
Мартина
Хайдеггера
об «онтолог
=
80;ческой
разнице»
бытия и
сущего. Коро=
090;ко
говоря, его
смысл
заключаетсn=
3;
в следующем.
Хайдеггер
доказывает,
что система
рациональнl=
6;го
знания – т.е.
философия и
различные
формы ее
специализаm=
4;ии
– стала
возможной
благодаря
тому, что
культурномm=
1;
гению грече
=
89;кой
цивилизациl=
0;
удалось
открыть
особый раку
=
88;с
понимания
мира, которы=
081;
был концепт
=
91;ализирован
в понятии бытия.
Соответствk=
7;нно,
все
фундаментаl=
3;ьные
понятия
греческой
философии –
такие как субстанци=
03;-архэ,
космо=
;с,
логос=
;,
идея, =
число=
b>, энерг=
1080;я
и пр. – это
различные
способы
определениn=
3;
бытия.
Однако,
согласно
Хайдеггеру,
ситуация
сложилась
таким
образом, что
изначально, =
090;.е.
уже у самих
греков,
понимание бытия=
b>
было
подменено
пониманием сущег=
1086;.
В частности,
это означае
=
90;,
что главным
=
80;
характерисm=
0;иками
бытия стали =
088;ассматрива&=
#1090;ься
такие
свойства ка
=
82;
структурноl=
9;ть,
реальность,
определеннl=
6;сть,
функционалn=
0;ность
и т.п. И это
предопредеl=
3;ило
геометричеl=
9;кое,
пространстk=
4;енное
понимание
бытия. Между
тем, согласн=
086;
Хайдеггеру, =
073;ытие
– это никоим
образом не
сущее, или
как он много
раз повторя
=
83;,
бытие – это
ничто сущее.
По его мнени=
102;,
именно это, в
первую
очередь,
должны
осознать
современнаn=
3;
философия и
наука, чтобы
выйти из
мировоззреl=
5;ческого
тупика, в
который они
зашли. Бытие
должно
пониматься
не
структурно, =
072;
динамическl=
0;
– как
=
89;обытие.
А это выводи=
090;
на передний
план не
геометричеl=
9;кое,
а
темпоральнl=
6;е
понимание
бытия, поско=
083;ьку
о сущk=
7;м
можно и нужн=
086;
говорить, чт=
086;
оно еl=
9;ть,
т.е. обладает
бытием, но о
самом бытии
так сказать
нельзя – это
будет
тавтологиеl=
1;. Бытие=
b>
не есть, а сбывается,
т.е. вр=
077;менит.
Соответствk=
7;нно,
именно врем=
03;,
а не сущее яв=
1083;яется
наиболее
прямым путе
=
84;
к пониманию
сущности
бытия. Однак=
086;
и сущность
самого врем
=
77;ни
не может быт=
100;
раскрыта
через свойс
=
90;ва
сущего,
поскольку
оно само явл=
103;ется
продуктом
времени, и
поэтому дол
=
78;на
раскрыватьl=
9;я
непосредстk=
4;енно
из бытия. И
согласно
Хайдеггеру,
произвести
такую мысли
=
90;ельную
процедуру
можно тольк
=
86;
на основани
=
80;
и на
материале
человеческl=
6;го
существоваl=
5;ия,
экзис=
;тирования,
поскольку
только в нем
время
предстает
как
автономная
реальность,
не
подмененнаn=
3;
пространстk=
4;енным
способом
реализации
сущего.
Разви=
вая
эту
концепцию
Хайдеггера,
мы
разработалl=
0;
антропологl=
0;ческую
модель
времени,
которая
призвана
соотносить
=
76;руг
с другом
бытие мира и
бытие
человека,
таким
образом,
чтобы
преодолеть
фрагментирl=
6;ванность
времени на
субъективнm=
1;ю
и объективн
=
91;ю
части,
создать
возможностn=
0;
единого,
универсальl=
5;ого
понимания
времени. Сог=
083;асно
этой модели, вре=
084;я
само по себе
есть событи
=
77;
осуществлеl=
5;ия
бытия. Это
выявляет терминаль
=
85;ую
природу
времени,
выступающеk=
5;о
в качестве преде=
1083;а,
который
ограничиваk=
7;т
бесконечнуn=
2;
полноту и
неопределеl=
5;ность
бытия и тем с=
1072;мым
актуализирm=
1;ет
его в
конкретное,
конечное, временное
сущее. Иными
словами, для
того, чтобы
бытие осуще
=
89;твилось,
т.е. вышло в
начало
существоваl=
5;ия,
в качестве
имеющего
место сущег
=
86;,
оно
должно
пройти чере
=
79;
разрыв,
предел, пред=
089;тавляющий
собой
отсутствие
бытия, ничто
бытия и
являющийся
сущностью
времени. i=
8;аким
образом,
причиной
фундаментаl=
3;ьной
одномерносm=
0;и
времени
является ег
=
86;
терминальнk=
2;я
природа. Име=
103;
место в каче=
089;тве
предела
бытия,
собственнm=
9;м
размером
времени
является одно
мгновение, а
характерисm=
0;ики
длительносm=
0;и,
направленнl=
6;сти,
необратимоl=
9;ти,
последоватk=
7;льности,
ритма и
изменчивосm=
0;и
и пр. – это
суть
свойства не
времени сам
=
86;го
по себе, а
определеннl=
6;го
временем су
=
97;его.
Следователn=
0;но,
природа
времени так
=
86;ва,
что оно
ускользает
от
возможностl=
0;
фиксированl=
0;я
его
собственноk=
5;о
бытия, ведь
его
сущностью
является
фактически
неуловимое
мгновение
осуществлеl=
5;ия
бытия сущег
=
86;.
Поэт=
086;му
время в
собственноl=
4;
смысле може
=
90;
быть обнару
=
78;ено
только там,
где пl=
8;оисходит
самораскрыm=
0;ие
бытия сущем
=
91;.
А это
происходит
=
74;
существоваl=
5;ии
человека,
поскольку в
человеческl=
6;м
способе
существоваl=
5;ия
в наивысшей
степени
реализованk=
2;
способностn=
0;
бытия к
терминальнl=
6;му
самоопредеl=
3;ению,
т.е. к
существоваl=
5;ию
во времени.
Гово=
088;я
в общем,
бытие
проявляет
следующую д
=
80;намику:
сущее=
; есть,
мир за=
;канчиваетс=
03;,
человек начинаетс=
03;,
проис=
ходит.
Иными
словами,
бытие
означает
такое событ
=
80;е,
при котором
на
фундаментаl=
3;ьном
уровне прис
=
91;тствует
возможностn=
0;
осуществлеl=
5;ия
мира =
1080; челов=
077;ка.
Бытийная возможнос
=
90;ь
начин=
аться
полагается
=
74;
личностном
существоваl=
5;ии
челов=
;ека,
а бытийная возмо=
078;ность
закан=
чиваться,
опред=
еляться
реализуетсn=
3;
в пред=
;метной
наличности =
мира.
Смысл этого
утверждениn=
3;
следующий.
То, что есть, –
это, по
определениn=
2;,
сущее. Но
сущее само п=
086;
себе не
тождественl=
5;о
миру. Разниц=
072;
между ними
заключаетсn=
3;
в том, что
сущее – это
то, что само
существует,
т.е. обладает
бытием, а мир
– это то, что
существует,
потому что
есть сущее. И=
1085;ыми
словами, есл=
080;
сущее имеет
место в
отношении себя,
то мир, это,
наоборот,
нечто такое,
что те=
;ряет
себя в
отношении друго=
075;о,
себя =
1087;редоставля=
ет
другому. Сущ=
077;е
– это бытие,
вышедшее в
начало
существоваl=
5;ия,
мир – это уместност=
00; бытия,
вышедшего в
начало
существоваl=
5;ия;
это место, в
котором
возможен
корректный
выход бытия =
074;
начало
существоваl=
5;ия.
Иными слова
=
84;и,
мир, в
котором мы
существуем
=
80;
который наб
=
83;юдаем,
не
универсалеl=
5;.
Это именно мир
человека, т.k=
7;.
это сущее,
вмещающее
человека,
сущее, встречное
человеку,
законченноk=
7;
на человеке
как особом сущес=
090;ве,
чье бытие
способно к
деятельносm=
0;и
определениn=
3;
и наблюдени=
03;.
Таки=
084;
образом, время
бытия сущег
=
86;
(это
онтология
времени)
можно
определять
двояким
образом: либ=
086;
через темпоральн
=
86;сть
мира как
бытия предметно
наличного
сущего (это
физика
времени),
либо через темпо=
088;альность
человека
как бытия присутств
=
91;ющего
существоваl=
5;ия
(это
антропологl=
0;я
времени). В
первом
случае, это
ретроспектl=
0;вное
существоваl=
5;ие
мира, переме=
097;ающегося
во времени впере=
1076;,
т.е. из начала
существоваl=
5;ия
к пределу бы=
090;ия.
Во втором
случае, это
проективноk=
7;
существоваl=
5;ие
человека,
возвращающk=
7;еся
во времени назад=
b>,
т.е. из
предела
бытия к
началу
существоваl=
5;ия.
Однако с
учетом онтологич
=
77;ской
разницы
(бытия и
сущего),
концептуалn=
0;ным
приоритетоl=
4;
обладает не
динамика
сущего
самого по се=
073;е,
а собы=
;тие
осуществлеl=
5;ия
бытия в
качестве
удержания
темпоральнl=
6;го
зазора межд
=
91; преде=
083;ом
бытия и началом
сущего. И в
этом случае =
087;онятие
напра=
;вления,
т.е. движения
времени вперед или=
; назад
теряет
решающий
смысл, и
сущее
предстает к
=
72;к
проекция
неопределеl=
5;ного
и многомерн
=
86;го
событ=
ия
бытия в
темпоральнl=
6;
одномерный
мир человек
=
72;,
в котором уж=
077;
эксплицитнm=
9;м,
образом
актуальносm=
0;ь
сущего разв
=
86;рачивается
в одномерну=
02;
линию
направленнl=
6;го
времени,
привязаннуn=
2;
к комплексу =
083;окализован&=
#1085;ых
систем
отсчета. h=
8;сходя
из такого
подхода,
изменяется
также
понимание
проблемы срока или века
времени. Она
оказываетсn=
3;
связана, в
первую
очередь, не с
длительносm=
0;ью,
а с
интенсивноl=
9;тью
и масштабом
существоваl=
5;ия
сущего.
Вечность
времени
сущего равн
=
72;
сроку
исполнения,
определениn=
3;
его бытия, т.е.
сама по себе
равна
мгновению.
Следователn=
0;но,
принципиалn=
0;но
значимым
фактором яв
=
83;яется
не
длительносm=
0;ь,
а только
интенсивноl=
9;ть
существоваl=
5;ия,
достаточнаn=
3;
для исполне
=
85;ия
определеннl=
6;го
масштаба
бытия сущег
=
86;.
Если сущее
исполняет
свой
системный
масштаб
существоваl=
5;ия,
в нем
актуально
реализуетсn=
3;
вечность
бытия.
Тако=
074;ы
основные
положения
антропологl=
0;ческой
модели
времени.
Повторю кор
=
86;тко
ее
внутреннюю
логику.
Сущностью
времени
является
способностn=
0;
бытия к
самоопредеl=
3;ению,
но
обнаружить
эту
"предельную=
;"
(или, иначе
говоря, терминаль
=
85;ую)
сущность
времени
можно тольк
=
86;
в человечес
=
82;ом
существоваl=
5;ии,
в способе,
каким челов
=
77;к
есть он сам.
Если же
пытаться
понять врем=
03;
не через
человека, то
оно
неизбежно
смешиваетсn=
3;,
отождествлn=
3;ется
с
пространстk=
4;ом
и движением,
т.е. его
собственнаn=
3;
сущность
становится
невидна.
Например,
когда физик
=
72;
говорит о
времени, то
видит в нем
особую
координату, =
089;
помощью
которой
можно
описывать
пространстk=
4;о
и движение,
когда
биология
говорит о
времени, то
имеет ввиду
особый
параметр
эволюции, ро=
089;та,
биохимичесl=
2;их
процессов и
т.д. Время сам&=
#1086;
по себе, как
самостоятеl=
3;ьная
сущность пр
=
80;
таком
подходе
отсутствуеm=
0;.
Естественнl=
6;, это
вопрос
открытый –
может быть
времени как
самостоятеl=
3;ьной
сущности и н=
072;
самом деле н=
077;
существует.
Но если это нk=
7;
так, то
попытаться
объяснить
это можно
только антр
=
86;пологическ=
1080;,
поскольку
только в чел=
086;веческой
реальности
время
проявляет с
=
77;бя
как самосто=
03;тельная
сущность.
Однако чтоб
=
99;
время не пре=
076;ставало,
как некий
субъективнm=
9;й
феномен
нужно дать
онтологичеl=
9;кое
обоснованиk=
7;
и самому
человеку,
рассмотретn=
0;
его таким об=
088;азом,
чтобы и он
представал
как феномен =
080;
проект быти=
03;,
а не нечто
субъективнl=
6;е
и искусстве
=
85;ное.
На на=
1096;
взгляд,
проецироваl=
5;ие
этой модели =
074;
сферу
естествознk=
2;ния
может
привести к п=
086;лучению
весьма
интересных
результатоk=
4;.
Предваритеl=
3;ьно
скажу, что
проблема
человеческl=
6;го
бытия сама п=
086;
себе
является
маргинальнl=
6;й
для
физическогl=
6;
естествознk=
2;ния.
Причины
этого вполн
=
77;
объяснимы и
понятны, но в=
1089;е-таки,
по крайней
мере, для
современноl=
1;
науки это
вряд ли
оправданнl=
6;.
Действителn=
0;но,
мы знаем, что
существуют
теологичесl=
2;ое,
философскоk=
7;
(т.е.
метафизичеl=
9;кое),
биологичесl=
2;ое,
социологичk=
7;ское
и пр. объясне=
1085;ия
человека, но
отсутствуеm=
0;
сколько-ниб
=
91;дь
подробное
концептуалl=
0;зирование
физич=
;еского
смысл=
;а
человеческl=
6;го
бытия.
Впрочем,
совсем без э=
090;ого
обойтись,
конечно,
невозможно
=
80;
поэтому
человек в
физике
концептуалl=
0;зирован
как нk=
2;блюдатель,
связанный с
определеннm=
9;ми
начальными
условиями
некоторой
системы отс
=
95;ета,
исходя из
которых
должны
производитn=
0;ся
измерения и
расчеты.
Причем, тако=
081;
статус
человека
рассматривk=
2;ется,
скорее, как н=
1077;гативное
качество,
вносящее
искажения в
получаемую
картину мир
=
72;,
подобно том
=
91;,
как правила
проекции
требуют
внесения
искажений в =
088;еальные
пропорции и
размеры
объекта для =
090;ого,
чтобы
изобразить
его на
двухмерной
плоскости.
Получается,
что
собственноk=
7;
бытие
человека –
это внешний
для
реального
физическогl=
6;
мира фактор,
мешающий
получению а
=
76;екватного
знания. Это
очень
сомнительнk=
2;я
точка зрени=
03;,
поскольку
она неявно
навязывает
человеку
некий сверхъ-
или
не-естестве
=
85;ный,
контр=
;системный
статус быти=
03;.
Поэтому, по
нашему
мнению, антропный
принцип,
признающий
неслучайноl=
9;ть
и системную
естественнl=
6;сть
человека,
является
более
когерентныl=
4;.
В
частности,
проецироваl=
5;ие
антропологl=
0;ческой
модели в
сферу
физическогl=
6;
объяснения
времени
может быть
осуществлеl=
5;о
следующим
образом.
Исходным,
фундаментаl=
3;ьным
физическим
состоянием
бытия
является нелокальн
=
86;-мгновенное
единство, т.k=
7;.
это особое
(сингулярно
=
77;)
состояние
максимальнl=
6;й
«квантовой
неопределеl=
5;ности»,
существующk=
7;е
до появлени=
03;
сигнальных
типов
физическогl=
6;
взаимодейсm=
0;вия.
Сингулярноk=
7;
состояние
материи – эт=
086;
неосуществl=
3;енное
бытие,
универсальl=
5;ое
состояние –
это осущест
=
74;ившееся
бытие.
Возникновеl=
5;ие
видимой
Вселенной –
это переход
из
сингулярноk=
5;о
в
универсальl=
5;ое
состояние. В
частности, р=
086;ждение
космоса
связано с
разрывом изначальн
=
86;й
сингулярноl=
9;ти,
а
существоваl=
5;ие
космоса – с
постоянным
схлопываниk=
7;м
этого
разрыва.
Космологичk=
7;ским
смыслом
первичного
разрыва и сх=
083;опывания
изнач=
альной
сингулярноl=
9;ти
является
квантовая
вспышка света-мате=
088;ии-простран=
ства-поля.
Хронологичk=
7;ски
первым
событием
осуществлеl=
5;ия
бытия
является,
таким
образом, разрыв и схлоп=
099;вание
мгнов=
енно-нелока
=
83;ьного
взаимодейсm=
0;вия
изнач=
альной
сингулярноl=
9;ти,
физически
представляn=
2;щее
собой вспышку
излучения,
кванты-част
=
80;цы
которого
вступают в
изучаемые
физическиl=
4;
естествознk=
2;нием
сигна=
льно-локаль
=
85;ые
взаимодейсm=
0;вия
ядерного,
электромагl=
5;итного
и, возможно,
гравитациоl=
5;ного
типов.
Мгно=
074;енно
взаимодейсm=
0;вующая
изнач=
альная
сингулярноl=
9;ть
бытия сама п=
086;
себе н=
;елокальна,
т.е. будучи
максимальнl=
6;
неопределеl=
5;ной,
она не имеет места,
но, наоборот,
предшествуk=
7;т
и
обосновываk=
7;т
само п=
;ространств
=
86;.
Соответствk=
7;нно,
это означае
=
90;,
что следы ее
присутствиn=
3;
бессмысленl=
5;о
искать в физ=
080;ческих
характерисm=
0;иках
пространстk=
4;енного
мира: их там
нет, и не
может быть.
Единственнm=
9;м
место=
м,
где
проявляетсn=
3;
целостностn=
0;
мгновенно в
=
79;аимодейств=
1091;ющей
сингу=
лярности,
оказываетсn=
3; челов=
077;к.
Конечно, дел=
086;
обстоит не т=
072;ким
образом, что
в бытии
отдельных
людей кажды
=
81;
раз заново
происходит
рождение це
=
83;ого
мира; суть
дела
заключаетсn=
3;
в том, что сущ&=
#1077;ствование
челов=
ека
само по себе,
возможно
только
потому, что в бытии
имеется
космологичk=
7;ский
процесс раз
=
88;ушения,
расщеплениn=
3;,
разрыва
мгновенно-н
=
77;локального
взаимодейсm=
0;вия.
В
общем смысл
=
77;
это означае
=
90;,
что бытие наблюдате
=
83;я
включено в
системный
процесс
самоорганиk=
9;ации
сущего. И в
частности,
главным
вектором
этого
процесса
является
нарастание
структурноl=
1; опред=
1077;ленности,
исходя из
некоторого
начального
неопределеl=
5;ного
состояния.
Система
движется от
начального
состояния
максимальнl=
6;й
неопределеl=
5;ности
к
максимальнl=
6;
возможному
при данных н=
072;чальных
условиях
состоянию
структурноl=
1;
определеннl=
6;сти.
Используя
известный ф
=
80;зический
термин, можн=
086;
сказать, что
это система =
089;
аттрактороl=
4;, которым
выступает
терминальнl=
6;сть,
т.е. определе=
1085;ность
структурноl=
1;
организациl=
0;.
Соответствk=
7;нно,
реали=
;зация
максимальнl=
6;й
структурноl=
1;
определеннl=
6;сти
системы и
означает
актуальное
осуществлеl=
5;ие
феном=
;ена
наблюдателn=
3;,
т.е. че=
083;овека.
Квантовая
неопределеl=
5;ность
микромира, м=
077;ханическая
определеннl=
6;сть
макромира, м=
086;лекулярная
организациn=
3;
химических
процессов,
аутопойэтиm=
5;ность
биохимичесl=
2;их
организмов,
рациональнl=
6;-концептуал=
1100;ное
переживаниk=
7;
и
восприятие-
=
86;сознание
мира челове
=
82;ом
– это
различные
этапы
терминальнl=
6;го
структурирl=
6;вания
сущего и
различные
поколения
терминальнm=
9;х
структур
организациl=
0; мира.
Следователn=
0;но,
бытие наблюдател=
103;
не является
спонтанным
=
80;
случайным,
оно необход
=
80;мо
для полной
реализации
того сегмен
=
90;а
космологичk=
7;ской
структуры, в
котором
происходит
процесс
синергетичk=
7;ской
самоорганиk=
9;ации,
и поэтому
включение
человеческl=
6;го
бытия в пред=
084;етную
сферу
научного
познания не
означает
субъективаm=
4;ии
научного
метода.
Говоря
более
конкретно, м=
099;
предлагаем
рассматривk=
2;ть
челов=
;ека
как особое
системное устро=
081;ство
бытия,
главной
сутью
функционирl=
6;вания,
существоваl=
5;ия
которого
является
разрушение
или разрыв
исходного нелок=
072;льно-мгнове=
нного
единства
бытия; т.е. это
внесение,
утверждениk=
7;
в бытии разрыва,
результатоl=
4;
которого
является фо
=
88;мирование
прост=
ранственноl=
1;
протяженноl=
9;ти.
Смысл этого
события
заключаетсn=
3;
в том, что
мгновенномm=
1;
взаимодейсm=
0;вию
сингу=
лярно-нелок
=
72;льного
бытия
ставится предел, фильтр,
который задержива
=
77;т
(это
ключевой
фактор!)
взаимодейсm=
0;вие
и в тот
момент, когд=
072;
это случает
=
89;я
– происходи
=
90;
осуществлеl=
5;ие
пространстk=
4;енного
мира, части
которого
взаимодейсm=
0;вуют
уже си=
;гнально-лок=
072;льным
способом,
электромагl=
5;итного,
ядерного и, в=
1086;зможно,
гравитациоl=
5;ного
типов.
Причем, безу=
089;ловно,
речь тут не
идет о
каком-либо
противостоn=
3;нии,
противоборl=
9;тве
челов=
ека
и быти=
;я.
Разрыв нелокальн
=
86;-мгновенног&=
#1086;
единства –
это не акт
индивидуалn=
0;ной
воли, не
индивидуалn=
0;ное
предприятиk=
7;
отдельных
людей. Челов=
077;к
здесь ничег
=
86;
не выбирает,
но имеет так=
086;е
положение
дел как
всецелое
условие сво
=
77;го
существоваl=
5;ия.
Так устроен
не человек
сам по себе, а
целое бытие
само по себе.
Это антро=
087;ный
принцип
бытия.
Проблема&=
#1090;ичным
является
следующий
вопрос:
происходит
ли
терминализk=
2;ция
исходного
неопределеl=
5;ного
состояния
генеральныl=
4;,
универсальl=
5;ым
образом или
партикулярl=
5;ым,
сегментироk=
4;анным?
Если верен
первый вари
=
72;нт,
то Вселенна=
03; однор=
1086;дна,
а человек – единс=
1090;венный
наблюдателn=
0;,
если верен
второй
вариант, то
Вселенная неодн=
1086;родна
и существуе
=
90;
несколько неэкв=
1080;валентных
друг другу
наблюдателk=
7;й.
Например, в
«струнных
теориях» реал=
100;ность
содержит
избыточное,
по отношени=
02;
к человеку
как
наблюдателn=
2;,
количество
=
87;ространств=
1077;нно-временн=
;ых
измерений.
Соответствk=
7;нно,
восприятие
трех
пространстk=
4;енных
и одного
временного
измерения
также может
объяснятьсn=
3;
способом
существоваl=
5;ия
человека, т.е.
вполне
определеннl=
6;й
организациk=
7;й
человеческl=
6;й
природы,
которая
расположенk=
2;
в конкретны
=
93;
четырех
пространстk=
4;енно-времен=
1085;ых
измерениях.
При этом,
ничто не
мешает пред
=
87;оложить,
что возможн
=
99;
и существа с
другой
организациk=
7;й
их природы,
либо частич
=
85;о,
либо полнос
=
90;ью
расположенl=
5;ых
в других
измерениях
пространстk=
4;а-времени,
которые для
нас как бы не
существуют,
находятся в
свернутом
состоянии, н=
086;
которые
могут быть
обоснованы
математичеl=
9;ки,
что и
осуществляk=
7;тся
в «струнных
теориях»,
хотя их
физическая
достоверноl=
9;ть
и не являетс=
103;
бесспорной.
Предложе&=
#1085;ная
концептуалn=
0;ная
модель опре
=
76;еляет
физический
статус
человеческl=
6;го
бытия и
предлагает
темпорологl=
0;ческое
объяснение
ряда
конкретных
физических
феноменов.
– В
частности,
исходя из
этой модели
скорость
света – это
период,
который
требуется сингу=
083;ярно-нелока=
льному
бытию, чтобы схлоп=
099;вать
образующийl=
9;я
разры=
в
мгновенногl=
6;
взаимодейсm=
0;вия.
Этим же объя=
089;няется
его
константноl=
9;ть.
– К=
1074;антовая
природа
света
определяеm=
0;ся
постоянно
схлопывающl=
0;мся
разрывом
мгновенногl=
6;
взаимодейсm=
0;вия
сингу=
лярно-нелок
=
72;льного
бытия.
– Время же=
;,
наоборот, не
имеет
мельчайшей
единицы
исчисления,
потому что
оно предста
=
74;ляет
собой не то,
что со=
;стоит
из множеств
=
72;
мгновений, а
то, что дробит,
разделяет
единственнl=
6;е
мгновенное
взаимодейсm=
0;вие.
Поэтому у са=
084;ого
времени
также всегд
=
72;
остается
одинаковая
длительносm=
0;ь.
Это
длительносm=
0;ь
осуществлеl=
5;ия
бытия,
равная
мгновению.
–
Соответствk=
7;нно,
можно
сказать, что
время само п=
086;
себе не имее=
090;
никакого
направлениn=
3;,
поскольку
оно вовсе
никуда и не
движется, но
только схлопывае
=
90;
бытийный
разрыв и это
приводит к испус=
082;анию
квантов
излучения.
Наблюдаемыk=
7;
эмпирическl=
0;,
направленнl=
6;сть
и
необратимоl=
9;ть
физических
процессов в
=
86;
времени,
задаются не
термодинамl=
0;ческой
стрелой, а
самим
переходом и
=
79;
сингулярноk=
5;о
в
универсальl=
5;ое
состояние, и=
079;
неосуществl=
3;енного
бытия в
осуществлеl=
5;ное.
– Кроме
того, данный
подход
позволяет
объяснить,
почему
физика
всегда имел
=
72;,
имеет, и буде=
1090;
иметь дело с реаль=
085;ыми
характерисm=
0;иками
части=
ц,
т.е. частей, и квази=
088;еальными
характерисm=
0;иками
целог=
о,
в котором
находятся
эти части, т.е.
воспринимаm=
0;ь
мир как реально-ди=
089;кретную
и только
квази-конти
=
85;уальную
действителn=
0;ность.
Дело обстои
=
90;
таким образ
=
86;м
именно
потому, что
при встрече =
089;
наблю=
;дателем
мгнов=
енно-нелока
=
83;ьная
реальность
бытия
разрушаетсn=
3;,
и раздробле
=
85;ное
единство сингулярн
=
86;-нелокально&=
#1075;о
мгновенногl=
6;
взаимодейсm=
0;вия
трансформиl=
8;уется
в геом=
;етрически
организова&=
#1085;ное
пространстk=
4;о
мира, элемен=
090;ы
которого
взаимодейсm=
0;вуют
сигнальным
способом.
Также
интересные
результаты
может дать п=
088;именение
«антропногl=
6;
принципа» к
биологичесl=
2;им
теориям
времени, по
аналогии с
его
использоваl=
5;ием
в физике. В
частности,
биологичесl=
2;ую
концептуалl=
0;зацию
проблемы
времени мы
связываем с
понятием мембранно
=
81;
огран=
;ичивающе-оп=
088;еделяющей
топологичеl=
9;кой
структуры,
составляющk=
7;й
основу
биологичесl=
2;их
форм. Мы
исходим из
того, что
известная н
=
72;м
биологичесl=
2;ая
система,
частью
которой явл=
03;емся
мы сами,
генерируетl=
9;я
внутри особ
=
86;го
сегмента
общей
космологичk=
7;ской
структуры.
Выражаясь
кибернетичk=
7;ским
языком, можн=
086;
сказать, что
существует
космологичk=
7;ская
программа
генерироваl=
5;ия
нашей
биологичесl=
2;ой
системы,
автономная
по отношени=
02;
к своим прод=
091;ктам.
Она работае
=
90;
следующим
образом.
После
обнаружениn=
3;
приемлемой
материальнl=
6;й
среды
автоматичеl=
9;ки
запускаетсn=
3;
механизм ее
особой
организациl=
0;,
имеющий цел=
00;ю
создание ав
=
90;ономных
аутопойэтиm=
5;еских
объектов.
Достигаетсn=
3;
это путем
формированl=
0;я
в программи
=
88;уемой
среде особой
специализиl=
8;ованной
поверхностl=
5;ой
мембранной
структуры,
которая
выполняет
топологичеl=
9;кую
и динамичес
=
82;ую
функции. Она,
с одной
стороны, опр=
077;деляет,
очерчивает
пространстk=
4;енные
границы, а с
другой – поз=
074;оляет
воспринимаm=
0;ь
воздействиn=
3;
окружающей
среды и
некоторым
образом
реагироватn=
0;
на них, т.е.
выполняет
перцептуалn=
0;ную
и моторную
функции.
Образованиk=
7;
такой струк
=
90;уры
приводит к
формированl=
0;ю
сначала про
=
90;обиологиче=
1089;ких,
а затем
собственно
биологичесl=
2;их
креодическl=
0;х,
процессуалn=
0;но
необратимыm=
3; систем,
способных
накапливатn=
0;
различия, т.е.
обладающих темпо=
088;альной
размерностn=
0;ю
существоваl=
5;ия.
Фиксируя
различия
посредствоl=
4;
репродукциl=
0;,
биологичесl=
2;ие
системы
получают
способностn=
0;
организовыk=
4;ать
и сохранять
свое время,
свою истори=
02;.
Исходя из
вышесказанl=
5;ого,
можно
сформулироk=
4;ать
общий смысл антро=
087;ного
принципа в
биологии. Он
означает, чт=
086;
тот
сегмент
космологичk=
7;ской
структуры, в =
1082;отором
расположенk=
2;
наша
биологичесl=
2;ая
система,
является
человеческl=
0;м.
Иными
словами, в
данном
сегменте
осуществляk=
7;тся
целен=
аправленноk=
7;
космологичk=
7;ское
программирl=
6;вание
биологичесl=
2;ой
формы
человека.
Этот вывод н=
077;
будет
казаться
чрезмерно
смелым, если
дать просто
=
77;
и корректно
=
77;
биологичесl=
2;ое
определениk=
7;
человека. А
именно,
человек – эт=
086;
биологичесl=
2;ая
форма, в
которой в
максимальнl=
6;й
степени
реализованk=
2;
терминальнk=
2;я
огран=
ичивающе-оп
=
88;еделяющая
мембранная
=
89;труктура
организациl=
0;
сущего,
отделяющая
ее обладате
=
83;я
от
окружающей
среды и
создающая
возможностn=
0;
самостоятеl=
3;ьного
восприятия
=
80;
действия. В
человеке эт
=
72;
структура
достигает
своей целос
=
90;ности
и полноты.
Это означае
=
90;,
что в бытии ч=
1077;ловека
данная
структура
реализованk=
2;
как на
аппаратном
уровне
материальнl=
6;
локализоваl=
5;ных
референтов
(клеточная
мембрана,
кожа и т.д.), таl=
2;
и на уровне
идеально-не
=
83;окальной
программы
(т.е. это
феномен
разума).
Образно гов
=
86;ря,
конце=
птуальный
потенциал
мышления
человека
является
естественнm=
9;м
эволюционнm=
9;м
коррелятом
«мембранноk=
5;о
потенциала
действия»
клетки.
Если
согласитьсn=
3;
с применени
=
77;м
антропного
принципа в
биологии, т.е.
признать, чт=
086;
не только
физически, н=
086;
и биологиче
=
89;ки
человек не
случаен, то
это
автоматичеl=
9;ки
упрощает
многие
проблемные
вопросы эво
=
83;юционной
теории.
Во-пе=
1088;вых,
снимается
проблема
необъяснимl=
6;й
стохастичнl=
6;сти
(вероятност
=
85;ой
случайностl=
0;)
и
интенционаl=
3;ьности
(направленн
=
86;сти)
биологичесl=
2;ой
эволюции. Пр=
080;менение
антропного
принципа
предполагаk=
7;т,
что диапазо
=
85;
выбора
факторов
случайностl=
0;
и
направленнl=
6;сти
не является
бесконечныl=
4;,
поскольку о
=
85;
задан
определеннm=
9;ми
ограничиваn=
2;щими
рамками. А
именно, они
зависят от
конкретных
свойств
среды, в
которой
происходит
реализация
биологичесl=
2;ой
программы. В
зависимостl=
0;
от
конкретных
условий
среды, может =
1073;ыть
реализован конеч=
1085;ый
набор
моделей
формированl=
0;я
огран=
;ичивающе-оп=
088;еделяющей
топологичеl=
9;кой
структуры,
составляющk=
7;й
основу всех
биологичесl=
2;их
форм.
Соответствk=
7;нно,
различные
линии эволю
=
94;ии
нужно
рассматривk=
2;ть
как
формированl=
0;е
таких
моделей,
которые
могут быть
как рядопол
=
86;женными,
так и
последоватk=
7;льными.
Таким
образом,
трансформаm=
4;ия биоло=
;гических
форм
происходит
не хаотично,
а следует
целенаправl=
3;енному
ориентиру
формированl=
0;я
все более
сложных,
разностороl=
5;них
и
многоуровнk=
7;вых
моделей
мембранной
топологичеl=
9;кой
структуры,
все более
повышающих
уровень их
аутопойэтиm=
5;ности.
Исходя из
этого, лишае=
090;ся
смысла,
например,
вопрос о том,
происходит
ли человек о=
090;
обезьяны ил
=
80;
представляk=
7;т
собой особу=
02;
нередуцируk=
7;мую
биологичесl=
2;ую
форму.
Человек – эт=
086;
исходная
модель биол
=
86;гического
программирl=
6;вания
среды, и в
этом
программноl=
4;
смысле он
предшествуk=
7;т
аппаратной
биологичесl=
2;ой
форме
приматов. Но
в конкретны
=
93;
условиях
эволюции
именно
аппаратная
форма
приматов
оказалась
наиболее пр
=
80;годной
для
реализации
биологичесl=
2;ой
программы
человека. И в
этом смысле,
человек про
=
80;сходит
от обезьяны.
Важно лишь
понимать, чт=
086;
в других
средовых
условиях
эволюции,
основанием
аппаратной
формы
человека
могла оказа
=
90;ься
и какая-либо
другая
биологичесl=
2;ая
форма.
Во-вт=
1086;рых,
проясняетсn=
3;
проблема
соотношениn=
3;
биологичесl=
2;ой
эволюции с
энтропией. Б=
080;ологически&=
#1077;
формы по
самой своей
структуре и =
087;редназначе&=
#1085;ию
представляn=
2;т
собой «маши
=
85;ы»,
производящl=
0;е
энтропию и
существующl=
0;е
за счет
возникающеl=
1;
как ее
следствие с
=
74;ободной
энергии. Это
так,
поскольку
любая биоло
=
75;ическая
форма, по
сути дела,
представляk=
7;т
собой особы
=
81;
«фильтр»,
который
внедряется
=
74;
естественнm=
1;ю
среду,
частично
разрушает е
=
77;
регулярное
единство и
производит
корректироk=
4;ку
вероятностk=
7;й,
т.е. создает
маловероятl=
5;ые
в
естественнm=
9;х
условиях
состояния. П=
086;этому
вопрос о том,
почему
существоваl=
5;ие
живых
организмов
нарушает
второй зако
=
85;
термодинамl=
0;ки,
не является
корректным.
Дело обстои
=
90;
как раз
наоборот,
биологичесl=
2;ие
организмы в
=
86;зможны
только
потому, что матер=
1080;я
имеет
свойство
универсальl=
5;ой
энтропийноl=
9;ти,
т.е.
способностl=
0;
дезинтегриl=
8;оваться
и рассеиват=
00;
энергию.
Именно эта
«рассеяннаn=
3;»,
диссипативl=
5;ая
энергия дае
=
90;
шанс на
аутопойэтиm=
5;еское,
«живое»
существоваl=
5;ие.
Соответствk=
7;нно,
усложнение
биологичесl=
2;их
форм коррел
=
80;рует
и
сопровождаk=
7;тся
усилением
способностl=
0;
производитn=
0;
энтропию, а
это увеличи
=
74;ает
потенциальl=
5;ую
вероятностn=
0;
катастрофиm=
5;еского
для среды
обитания
живого
существа
энтропийноk=
5;о
коллапса, чт=
086;
и
обнаруживаk=
7;тся
в существов
=
72;нии
человека.
В-тре=
1090;ьих,
объясняетсn=
3;
вопрос об
эволюционнl=
6;м
значении
соотношениn=
3;
живого
организма с
окружающей
средой. Речь
здесь должн
=
72; идти
не о пl=
8;испособлен=
080;и,
а о сеl=
3;ективном
конструироk=
4;ании
среды. Иными
словами,
эволюционнl=
6;е
значение
среды
заключаетсn=
3;
не в
стимулировk=
2;нии
новых, более
сложных
механизмов
приспособлk=
7;ния,
поскольку
более
сложные
системы вов
=
89;е
не
обязательнl=
6;
должны быть =
080;
более эффек
=
90;ивными.
Эволюционнl=
6;е
значение
имеет сама
сложность и
пластичносm=
0;ь
среды,
поскольку о
=
90;
этого
зависит ее
способностn=
0;
к
биологичесl=
2;ому
программирl=
6;ванию.
Производящk=
2;я
энтропию,
жизнедеятеl=
3;ьность
биологичесl=
2;их
организмов
перестраивk=
2;ет
среду
обитания
таким
образом,
чтобы она
становиласn=
0;
способной к
поддержаниn=
2;
существоваl=
5;ия
все новых
органическl=
0;х
форм, вплоть
до человека.
Следователn=
0;но,
первые
поколения
биологичесl=
2;их
форм должны
быть
целенаправl=
3;енно
ориентировk=
2;ны
на
конструктиk=
4;ное
взаимодейсm=
0;вие
со средой, а
последующиk=
7;
– на реализа=
094;ию
в
сформироваl=
5;ной
субстратноl=
1;
среде, антропного
принципа, т.k=
7;.
космологичk=
7;ской
программы
человека. Со=
086;тветственн&=
#1086;,
разные
эволюционнm=
9;е
поколения
живых
организмов
реализованm=
9;
в разных,
непроницаеl=
4;ых
друг для
друга
средовых
нишах, и
поэтому
существоваl=
5;ие
каждой из ни=
093;
обеспечено
не
автономным, =
072;
комплиментk=
2;рным
образом. Это
означает, чт=
086;
только все
вместе они
составляют
единую лини=
02;
жизни, или,
точнее
говоря,
единую
множественl=
5;ость
линий одног
=
86;
живого
существа –
человека.
В-чет=
1074;ертых,
объясняетсn=
3;
соотношениk=
7;
биологичесl=
2;ой
эволюции со
временем.
Эволюционнk=
2;я
иерархия
поколений
биологичесl=
2;их
организмов
представляk=
7;т
собой матер
=
80;альный
референт
единой
истории
осуществлеl=
5;ия
жизни.
Отдельные
биологичесl=
2;ие
формы – это
те «знаки»,
которыми
записана
«сюжетная»
история жиз
=
85;и.
Разные
эволюционнm=
9;е
поколения
биологичесl=
2;их
форм – это
метаморфозl=
5;ые
эпохи одног
=
86;
живого
существа.
Если время –
это самосто=
03;тельная
реальность, =
072;
не только
особое
параметричk=
7;ское
дополнение
=
82;
пространстk=
4;у,
то в такой
постановке
вопроса нет
ничего удив
=
80;тельного.
Следователn=
0;но,
биологичесl=
2;ая
эволюция –
это не время
само по себе,
а особый
способ
сохранения
времени,
представляn=
2;щий
собой процесс
аппаратногl=
6;
конструироk=
4;ания
локализоваl=
5;ных
пространстk=
4;енных
структур дл=
03;
осуществлеl=
5;ия
нелокальноl=
1;
космологичk=
7;ской
программы
человека.
Для
биологичесl=
2;их
исследованl=
0;й
это означае
=
90;,
что
специфику
существоваl=
5;ия
различных
живых
организмов
во многих
случаях луч
=
96;е
объяснять н
=
77;
ретроспектl=
0;вно,
а проективн
=
86;,
т.е. не из
прошлого, а
из будущего.
Иными слова
=
84;и,
то чем
является би
=
86;логическая
форма сейча
=
89;,
во многих сл=
091;чаях,
можно понят=
00;
только из
того, чем она
станет в
будущем, но
никак не
наоборот,
поскольку е
=
77;
свойства
определяютl=
9;я
не столько с=
088;едой,
которая
существует
сейчас,
сколько
априорной
программой,
которая пок
=
72;
полностью н
=
77;
реализованk=
2;.
Пост=
086;янное
нахождение
=
74;
коммуникатl=
0;вной
сети
отношений с
другими
живыми
организмамl=
0;
означает, чт=
086;
их
существоваl=
5;ие
постоянно
располагаеm=
0;ся
в той
области, в
которой
ожидается
ответ на
присутствиk=
7;
других учас
=
90;ников
коммуникацl=
0;и
и зависит от
способностl=
0;
совершать в
этом
направлениl=
0;
эффективныk=
7;
действия.
Программы
реакции,
обеспечиваn=
2;щие
способностn=
0;
совершать
такие
действия,
формируют систе=
084;у
знания в той
или иной мер=
077;
присущую
всем живым
существам.
Однако
актуально
живой
организм вс
=
77;гда
расположен
=
74;
своем
структурноl=
4;
настоящем, а
прошедшая и
наступающаn=
3;
перспективm=
9;
существоваl=
5;ия
скрыты от
него в
метаиндивиk=
6;уальных
механизмах
филогенеза.
Исходя из эт=
086;го,
можно
сказать, что
биологичесl=
2;ая
эволюция и
появление
человека
связаны с
процессом
специфичесl=
2;ого
темпо=
;рального
расши=
;рения
свойственнl=
6;го
жизни
процесса
познания. Де=
081;ствия
живых
существ тем
более
эффективны,
чем больше
расширение
«толщины» и
=
93;
структурноk=
5;о
настоящего,
которое при
этом станов
=
80;тся
способным
вмещать все
больший спе
=
82;тр
прошедшей
перспективm=
9;,
утратившей
актуальносm=
0;ь,
и, еще не сфор&=
#1084;ированной
и не обретше=
081;
актуальносm=
0;ь,
наступающеl=
1;
перспективm=
9;
историческl=
6;го
времени
жизни. Таким
образом, в
целом можно
сказать, что
в процессе
эволюции
темпоральнl=
6;сть
существоваl=
5;ия
смещается с
филогенетиm=
5;еского
на
онтогенетиm=
5;еский
уровень. Это
означает, чт=
086;
время,
зафиксировk=
2;нное
в пространс
=
90;венно
локализоваl=
5;ной
аппаратной
форме разны
=
93;
эволюционнm=
9;х
поколений
живых орган
=
80;змов,
транслируеm=
0;ся
в
нелокально-
=
80;деальную
программнуn=
2;
форму
интеллекта
=
86;тдельных
живых орган
=
80;змов.
В
заключение
еще раз
подчеркну,
что в данном
докладе я
попытался
наметить
пути взаимн
=
86;й
интеграции,
во-первых, темпороло
=
75;ической
проблематиl=
2;и
в структуру
антропологl=
0;и
и, во-вторых, поним=
1072;ния
спосо=
;ба
человеческl=
6;го
бытия в общу=
102;
теорию
устройства
мира, без
чего, на мой
взгляд,
невозможно
создание
универсальl=
5;ой
теории
времени.
Только взаи
=
84;оинтегриро=
1074;ав
темпорологl=
0;ю
и антрополо
=
75;ию,
можно
получить
единую
синтетичесl=
2;ую
теорию
времени.
MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01CA6F48.F2472E00" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Microsoft Internet Explorer. ------=_NextPart_01CA6F48.F2472E00 Content-Location: file:///C:/4E7FCC9A/file8298.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"