Информационный
центр Химического факультета МГУ
Информационное обеспечение химического образования
и науки
(Опыт Химического факультета МГУ)
чл.-корр.РАН В.В. Лунин,
Б.И. Покровский
Химический факультет МГУ
Исследования в химии связаны с анализом огромного и стремительно
увеличивающегося объема экспериментальных данных и теоретических
выводов. В этой связи умение свободно ориентироваться
в общемировом потоке информации, квалифицированно находить
и обрабатывать нужные данные и далее на их основе принимать
решения - это те качества, которыми наряду с профессиональными
знаниями, должны владеть специалисты нового поколения
химиков. Сегодня только сетевая информационная технология
в состоянии оптимизировать временные, финансовые и интеллектуальные
затраты на аналитическую работу с информацией.
На Химическом факультете МГУ в настоящее время формируется
инфраструктура информационного обеспечения образования
и научных исследований по химии, которая ориентируется
на возможности сетевой технологии.
Особенностью реализуемого на факультете подхода является
комплексное решение, включая все аспекты проблемы, как-то:
техническое оснащение, информационное наполнение, обучение
формам работы с информацией и практическое использование.
В программу входит организация работы с информационно-поисковыми
системами, доступными через Internet. Среди которых
Chemical Abstracts (система STN International),
Current Contents (Institute for Scientific Information),
а также российские информационные службы ВИНИТИ, ГПНТБ
и др.
В настоящий момент телекоммуникационная связь между ЦСБД
ВИНИТИ и Химфаком МГУ осуществляется через
Internet. В библиотеке факультета и в компьютерном
классе, где проходят занятия со студентами, имеются необходимые
технические средства для сетевого доступа к базам ВИНИТИ.
Организован WWW-сервер, на котором аккумулируются
различные информационные ресурсы по химии. Предусматривается
включение сведений и от других научных и образовательных
учереждений, как-то РХТУ им.Д.И.Менделеева, МИТХТ им.М.В.Ломоносова
и др.
Начато формирование библиотеки баз данных на CD-ROM.
Сейчас в нее входят базы:
Chemical Abstracts с 1996г.
INSPEC 1989-1996г.
INORGANIC CRYSTAL STRUCTURE DATABASE версия 1996г.
Работа с этими базами возможна из библиотеки факультета.
Совершенно очевидно, что эффективное функционирование
формируемой инфраструктуры возможно только в случае, если
в академической среде будет потребность в ее использовании
как средстве, способном непосредственно влиять на качество
научных исследований. Соответственно в учебных программах
университетов этой проблеме должно быть уделено необходимое
внимание. Выпускники университетов должны иметь четкие
представления о возможностях сетевых информационных систем
и технологии общения с ними.
Необходима организация учебных курсов по работе с научной
информацией, где должны рассматриваться все стороны данного
процесса, как-то: поиск информации, ее систематизация,
аналитическое обобщение, а также технология накопления
и хранения информации в форме баз данных. В конечном итоге
выпускник университета, приступая к практической деятельности,
должен знать, каким образом он может удовлетворить свои
информационные потребности с помощью современных средств
информационного сервиса.
Как показывает опыт, к базам данных ВИНИТИ обращаются
главным образом сотрудники и преподаватели, которые получили
знания и опыт в этой области еще студентами. Соответствующая
ситуация хорошо известна и зарубежным специалистам. Недаром
крупнейшая информационная компания STN International
рассматривает маркетинг в университетской среде как
необходимый элемент своей деятельности, организует учебные
центры ( в том числе и в России ) и предоставляет учебным
заведениям для работы со своими ресурсами финансовые скидки
до 90%.
Новая информационная технология внесла принципиальные
изменения и в систему библиотечного сервиса. Отпала необходимость
во многих традиционных формах библиографической деятельности
и получили развитие совершенно новые формы поиска и хранения
научной информации. К сожалению, в большинстве научных
отечественных библиотек сетевая компьютерная технология
делает только первые шаги. Необходимо подготовить кадры
библиотечных сотрудников, которые были бы ориентированы
в своей деятельности на использовании компьютерных сетей
и баз данных. Эта задача должна решаться общими усилиями
сотрудников библиотек и компьютерных центров соответствующего
3 научного учреждения. Только в этом случае возможен настоящий,
не единичный, а общий прорыв в информационном обеспечении
образования и науки.
Назрела необходимость появления таких курсов, как
"Информационное обеспечение химического образования
и науки", "Информационное обеспечение лекционных
курсов" и ряда других, в которых следует обобщить
возможности новых информационных технологий в оптимизации
образовательного процесса и научных исследований на современном
уровне.
|