Информационный
центр Химического факультета МГУ
3-я Международная конференция "Информационные
ресурсы, интеграция, технология" стр 149-150, ВИНИТИ,
26-28 ноября 1997, Москва
чл.-корр. РАН В.В. Лунин, Б.И. Покровский
Сетевая структура информационного обеспечения химического образования и науки
Исследования в области химии, как правило, связаны с анализом большого количества информации. Здесь, как ни
в одной другой из естественных наук, приходится чрезвычайно внимательно следить за огромным потоком научных публикаций.
Поэтому, говоря о развитии фундаментальных и прикладных исследований, в первую очередь следует уделять внимание
системе информационного обеспечения. Информационный фундамент отечественной химической науки в сравнении с общемировым
уровнем устарел и требует серьезного упрочнения. Одним из путей решения данной проблемы является организация
единой российской сетевой информационной системы, доступ к ресурсам которой должен быть возможен через Internet
из любого научного учреждения. Сегодня только сетевая информационная технология в состоянии оптимизировать временные,
финансовые и интеллектуальные затраты на аналитическую работу с информацией.
На Химическом факультете МГУ организована информационно-справочная
служба, которая обеспечивает работу через Internet с удаленными
информационными системами. Среди них - Chemical Abstracts
(система STN International), российская информационная
служба ВИНИТИ (Химия, Физика, Обзоры, Металлургия и др.),
центральный электронный каталог библиотеки МГУ. Из библиотеки
факультета имеется доступ по локальной сети к коллекции
химических баз данных, установленных на сервере Информационного
центра. Это Chemical Abstracts 1996-97 г.; INSPEC (Physics
Abstracts) 1989-1996 г.; Inorganic Crystal Structure Database;
Cambridge Structural Database System; Brookhaven Protein
Data Bank, версия 1997 г.; Stabilitiy Constants Database,
IUPAC. Сервер баз данных - PC Pentium имеет дисковую память
11 Гбайт, оперативную 64 Мбайта, 22 оптических диска,
работает под операционной системой UNIX. Информация с
сервера с помощью NFS передается по сети на локальные
компьютеры библиотеки и студенческих учебных классов.
На Химическом факультете создан WWW-сервер "CHEMNET",
содержащий большой объем информации из различных областей
химии (http://www.chem.msu.su).
Сервер зарегистрирован в "Информрегистре" как
база данных "Химическая наука и образование в России"
(регистрационное свидетельство от 9 июля 1997г. номер
0229702576).
Особенностью реализуемого на факультете подхода является
комплексное решение, включающее все аспекты проблемы,
как-то: техническое оснащение, информационное наполнение,
обучение формам работы с информацией и практическое использование
последней.
Совершенно очевидно, что эффективное функционирование
формируемой инфраструктуры возможно только в случае, если
в академической среде будет потребность в ее использовании
как средстве, способном непосредственно влиять на качество
научных исследований и образования. Соответственно в учебных
программах университетов этой проблеме должно быть уделено
необходимое внимание.
Необходима организация учебных курсов по работе с научной
информацией, где должны рассматриваться все стороны данного
процесса, как-то: поиск информации, ее систематизация,
аналитическое обобщение, а также технология накопления
и хранения информации в форме баз данных. Соответствующая
ситуация хорошо известна зарубежным специалистам. Недаром
крупнейшая информационная компания STN International рассматривает
маркетинг в университетской среде как необходимый элемент
своей деятельности, организует учебные центры ( в том
числе и в России ) и предоставляет учебным заведениям
для работы со своими ресурсами финансовые скидки до 90%.
Новая информационная технология внесла принципиальные
изменения и в систему библиотечного сервиса. Отпала необходимость
во многих традиционных формах библиографической деятельности.
Получили развитие новые формы поиска и хранения научной
информации. К сожалению, в большинстве библиотек сетевая
технология делает только первые шаги. Необходимо подготовить
кадры библиотечных сотрудников, которые были бы ориентированы
в своей деятельности на использовании компьютерных сетей
и баз данных. Эта задача должна решаться общими усилиями
сотрудников библиотек и компьютерных центров соответствующего
научного учреждения. Только в этом случае возможен прорыв
в информационном обеспеченийй образования и науки.
|