Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://chem.msu.ru/rus/olimpiad/intmend.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 00:45:49 2016
Кодировка: Windows-1251
Об Олимпиаде -- Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии
ChemNet
 

Школьные олимпиады по химии

Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии

Из истории Менделеевских олимпиад

Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии занимает уникальное положение в системе предметных олимпиад высокого уровня. Химики оказались единственными среди естественников, сумевшими сохранить традиции бывшей Всесоюзной олимпиады, которая и после распада СССР проводится ежегодно, но уже по двум направлениям: Всероссийская олимпиада школьников по химии и Международная Менделеевская олимпиада. География проведения Менделеевской олимпиады и динамика изменения числа ее участников за последние годы представлена в таблице.

Год

Место проведения

Число

стран-участниц

Число

участников

1997

Ереван (Армения)

8

48

1998

Иссык-Куль (Кыргызстан)

12

68

1999

Минск (Беларусь)

11

65

2000

Баку (Азербайджан)

10

54

2001

Москва (Россия)

13

80

2002

Алматы (Казахстан)

14

85

2003

Пущино (Россия)

12

76

2004

Кишинэу (Молдова)

14

77

2005

Душанбе (Таджикистан)

15

87

2006

Ереван (Армения)

15

82

2007

Минск (Беларусь)

16

91

2008

Ташкент (Узбекистан)

15

102

2009

Ашгабат (Туркменистан)

13

119

2010

Баку (Азербайджан)

14

134

2011

Москва (Россия)

15

96

2012

Астана (Казахстан)

18

112

2013

Ташкент (Узбекистан)

17

118

2014

Москва (Россия)

16

104

2015

Ереван (Армения)

15

95

С 2004 года в Менделеевских олимпиадах, кроме школьников стран СНГ и Балтии, начали принимать участие команды Болгарии, Македонии и Румынии, а с 2012 года к олимпиаде присоединились также Венгрия, Турция и Саудовская Аравия.

Менделеевские олимпиады школьников оказались мощным инструментом поддержания и развития единого образовательного пространства в странах-участницах. В частности, для победителей и призеров - это возможность бесплатно учиться в Московском университете и других ведущих российских вузах. Призеры Менделеевских олимпиад - выпускники школ зачисляются на первый курс российских вузов без вступительных экзаменов.

Жюри олимпиады и ее оргкомитет в разные годы возглавляли такие известные ученые, как академики РАН А.Л. Бучаченко, Ю.А. Золотов, П.Д. Саркисов, профессор Ю.А. Устынюк. С 1997 г. и по настоящее время оргкомитет олимпиады возглавляет декан химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова академик РАН Валерий Васильевич Лунин. С 2002 г. и по настоящее время председателем методической комиссии и Международного жюри олимпиады является профессор химического факультета МГУ Валентин Георгиевич Ненайденко.

В состав оргкомитета и методической комиссии олимпиады входят профессора и преподаватели ведущих вузов, а также учителя химии общеобразовательных школ стран-участниц. В составе методической комиссии олимпиады работают студенты и аспиранты - вчерашние победители Менделеевских олимпиад; это помогает сохранить традиции и обеспечивает преемственность на годы вперед.

Финансирование олимпиады осуществляется за счет средств спонсоров, кроме того, значительную часть расходов берут на себя правительства стран, принимающих у себя очередную олимпиаду.

ОРГКОМИТЕТ МЕНДЕЛЕЕВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

Лунин Валерий Васильевич - председатель, декан химического факультета МГУ, академик РАН, профессор, д.х.н.

Кузьменко Николай Егорович - заместитель председателя, зам. декана химического факультета МГУ, профессор, д.ф.-м.н.

Глебов Илья Олегович - ответственный секретарь, доцент химического факультета МГУ, к.ф.-м.н.

Рыжова Оксана Николаевна - доцент химического факультета МГУ, к.п.н.

РУКОВОДСТВО МЕЖДУНАРОДНОГО ЖЮРИ ОЛИМПИАДЫ

Ненайденко Валентин Георгиевич - председатель, профессор химического факультета МГУ, д.х.н.

Гладилин Александр Кириллович - заместитель председателя, куратор раздела "Науки о живом и полимеры", профессор химического факультета МГУ, д.х.н.

Беклемишев Михаил Константинович - куратор раздела "Аналитическая химия", ведущий научный сотрудник химического факультета, д.х.н.

Борщевский Андрей Яковлевич - куратор раздела "Физическая химия", профессор химического факультета МГУ, д.х.н.

Карпова Елена Владимировна - куратор раздела "Неорганическая химия", доцент химического факультета МГУ, к.х.н.

Трушков Игорь Викторович - куратор раздела "Органическая химия",доцент химического факультета МГУ, к.х.н.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

В олимпиаде участвуют школьники выпускных и предвыпускных классов из числа победителей национальных химических олимпиад. Все участники, независимо от возраста и того, в каком классе они учатся, выполняют одни и те же задания.

Численность команд стран-участниц в соответствии с решением, принятым на совместном заседании Оргкомитета и руководителей команд стран-участниц 38-ой Менделеевской олимпиады 9 мая 2004 г. в Кишинэу (Республика Молдова), определяется квотой, при этом страна, принимающая у себя олимпиаду, имеет право выставлять команду с максимальной численностью.

КВОТЫ КОМАНД

Страна

Школьники

Руководители

Азербайджан

4

1

Армения

4

1

Беларусь

6

1

Болгария

4

1

Венгрия

4

1

Грузия

4

1

Казахстан

8

2

Кыргызстан

4

1

Латвия

4

1

Литва

4

1

Македония

4

1

Молдова

4

1

Россия

10

2

Румыния

6

2

Саудовская Аравия

4

1

Таджикистан

4

1

Туркменистан

4

1

Турция

4

1

Украина

8

2

Узбекистан

4

1

Эстония

4

1

Основным рабочим языком олимпиады является русский, однако по желанию участников им предлагаются задания олимпиады (и затем - решения к ним) на английском языке. При необходимости, руководители команд имеют возможность накануне каждого тура олимпиады сделать перевод заданий на национальный язык.

Олимпиада состоит из трех туров: первый теоретический тур (8 обязательных задач, каждая из которых оценивается максимум в 10 баллов), второй теоретический тур (5 задач из 15 по выбору участников, максимальная оценка за задачу - 15 баллов) и экспериментальный тур (оценивается в 75 баллов). Задачи первого тура по сложности соответствуют программе специализированных химических классов, на втором туре предлагаются задачи несколько более высокого уровня. Задачи второго тура разделены на пять разделов: неорганическая химия, органическая химия, аналитическая химия, физическая химия и науки о живом (по 3 задачи в каждом разделе). Участники олимпиады должны выполнить 5 задач, по одной из каждого раздела, продемонстрировав универсальность своей подготовки. Экспериментальный тур олимпиады длится 5 часов, он подразумевает наличие у школьников навыков работы в химической лаборатории: умения выполнять химический анализ веществ и проводить синтез по предложенной методике. Всего за три тура олимпиады участник может набрать максимум 230 баллов. В отличие от Всемирной химической олимпиады, круг разделов химии не сужается предварительной публикацией тренировочного комплекта заданий.

Более подробную информацию об истории Менделеевской олимпиады, о заданиях теоретических и экспериментальных туров, об их авторах, а также о победителях и призерах олимпиад можно найти в следующих источниках.

  1. Лунин В.В., Ненайденко В.Г., Рыжова О.Н., Кузьменко Н.Е. Химия XXI века в задачах Международных Менделеевских олимпиад / под ред. В.В. Лунина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, Наука, 2006. - 384 с.
  2. Lunin V.V., Nenajdenko V.G., Ryzhova O.N., Kuz'menko N.E. Chemistry of 21st Century. International Mendeleev Chemistry Olympiad / Editor V.V. Lunin. - M.: Moscow University Press, 2007. - 443 p.
  3. Решетова М.Д., Чуранов С.С. Из истории Менделеевских олимпиад. В сб.: Современные тенденции развития химического образования: работа с одаренными школьниками / под общей ред. академика В.В. Лунина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - с. 137-145.
  4. Гладилин А.К. Химия - наука олимпийская. Наука и жизнь, 2010, ?5, с. 55 - 58.



Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору