|
[ На предыдущую главу]
Прикладная химическая наука и обеспечение развития
реального сектора экономики
Ввиду многообразия направлений в химической индустрии все химические подотрасли не смогут развиваться одинаково интенсивно и стратегии их поддержки и реструктуризации во многом будут определяться особенностями и различиями между секторами экономики и группами производств. Все известные типы стратегии развития уместны для использования в проведении научно-технической политики. Стратегию 'передовых рубежей' можно осуществлять в области создания перспективных катализаторов, мембранных материалов и мембран на их основе, фторорганики, полимерных материалов со специальными свойствами (ультратермостойких, биорассасываемых и пр.), некоторых других наукоемких производств.
Огромные природные богатства и сырьевые запасы (нефть, газ, неорганическое сырье) позволяют в определенной степени опираться на развитие первичной химической переработки этих ресурсов с экспортом соответствующей продукции. Это существенное преимущество России, за счет которого невозможно жить долгое время, но которое необходимо использовать в целях развития. В то же время, для большинства подотраслей химической индустрии, где сложилось отставание от передового уровня производства, должна быть принята стратегия 'преследования', прежде всего с целью сохранения позиций на внутреннем рынке химической продукции и новых материалов. Исходя из вышеизложенного, целесообразно строить промышленную политику дифференцировано, варьировать применяемые методы для различных групп производств и подотраслей химического комплекса.
В результате проведения реформ, осуществления попыток перехода к рыночным принципам экономики сложились три группы химических производств, отличающихся по уровню развития, степени конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках, а также другими характеристиками (наукоемкостью, степенью освоения передовых технологий и пр.):
- экспортоспособные подотрасли химической индустрии;
- группы производств, обладающие большим научно-техническим потенциалом и способные в короткие сроки создать конкурентоспособную продукцию для мирового и внутреннего рынка;
- предприятия и производства, характеризующиеся значительным техническим отставанием и не способные в короткие сроки выйти на международный уровень, но за которыми необходимо сохранить значительную долю внутреннего рынка.
Выделение таких групп подотраслей и производств требует дифференцированной инновационно-технологической политики, различных форм участия прикладной химической науки в поддержании и развитии национальной технологической базы химического комплекса. В первой группе производств (нефтехимия, агрохимия и пр.) имеются реальные возможности развития на собственной финансовой базе и задача состоит в том, чтобы прикладные научные разработки помогали укреплять эти производства без прямого финансового участия государства. Совершенствование налоговой системы должно обеспечить предприятиям этой группы не только возможность полной компенсации текущих затрат, но и осуществления необходимых исследований и разработок для расширения минерально-сырьевой базы и углубления переработки нефти, газа и других сырьевых ресурсов. Подобные производства весьма привлекательны для иностранных инвестиций и в рамках промышленной политики должны создаваться условия для их максимального притока. Глубокое участие отечественных ученых и специалистов на всех этапах инвестиционного процесса может стать определенной гарантией соблюдения национальных интересов в этой важной сфере химического производства.
Для второй группы производств (наукоемкие продукты, новые материалы, средства экологического обеспечения, особо чистые вещества и пр.) характерно, что их продукция будет сталкиваться с особо острой конкуренцией, а иностранные инвестиции будут обуславливаться различными требованиями, отражающими интересы зарубежных партнеров, как правило, представленных транснациональными корпорациями. Потому в рамках этой группы в переходный период могут потребоваться прямые государственные инвестиции и субсидии. Роль прикладной химической науки заключается в оценке, обосновании и продвижении отечественных технологий, продуктов и изделий на их основе. Государственная научно-техническая политика должна осуществляться с использованием потенциала государственных научных центров (ГНЦ) химического профиля. Реструктуризация ГНЦ должна осуществляться на базе привлечения групп ученых и специалистов из приватизированных институтов, сопровождаться передачей ГНЦ научного и уникального специализированного оборудования, на котором эти ученые работали, оформлением ряда льгот.
Новые направления в государственной инновационной политике - создание инновационно-технологических центров (ИТЦ) и инновационно-производственных комплексов (ИПК). Несколько десятков ИТЦ уже успешно работают, три первых ИПК будут окончательно сформированы до конца текущего года. В соответствии с Постановлением Правительства 'О формировании федеральных центров науки и высоких технологий' планируется создать ряд подобных мощных структур на базе наиболее подготовленных институтов, имеющих тесные корпоративные связи с реальным сектором экономики. Первые такие центры (ФЦНВТ) будут формироваться уже в четвертом квартале текущего года.
К производствам и подотраслям третьей группы (химикаты, синтетические материалы и изделия из них, эластомеры, химические волокна и нити и пр.) должны быть применены меры, направленные в первую очередь на стимулирование внутреннего и внешнего спроса на их продукцию. Научно-техническое обеспечение этого процесса должно сопровождаться интенсивным поиском наиболее эффективных подходов к достижению поставленных результатов, независимо от того, кто именно эти подходы разработал и освоил. Здесь целесообразно использование так называемой 'стратегии преследования'. Научные организации данной сферы должны обеспечивать технологический мониторинг, сбор, хранение и организацию доступа к информации о существующих и перспективных отечественных и зарубежных технологиях, а также ведущихся разработках. Информатизация инженерной химии - основное условие эффективного преследования передовых зарубежных химических компаний. Прикладная химическая наука должна обеспечить разработку системы государственных технологических стандартов и стандартов качества продукции, ее гармонизацию с соответствующими стандартами развитых индустриальных стран. Перспективная задача - переход в химической сфере на так называемые CALS-технологии, то есть безбумажное информационное сопровождение всех разработок на всех этапах их жизненного цикла .
Так как в одном докладе невозможно охватить все проблемы разработки и внедрения новых технологий для производства химической продукции целесообразно проиллюстрировать общие положения на таких различных примерах как создание новых перспективных материалов, производство лакокрасочной продукции, выпуск мембран, каталитические системы и технологии в нефтехимии и нефтепереработке.
[ На следующую главу] [На оглавление]
Copyright ї
|
|
|