Инновации в высшем и среднем химическом образовании
Кузьменко Н.Е.
Профессор, зам. декана химического
факультета МГУ.
Рискнем
сформулировать утверждение, с которым далеко не все согласятся, а именно:
инновации в науке и образовании - это всегда реформы в науке и образовании.
Реформы в свою очередь - это всегда
риск не только выиграть, но и проиграть, причем второе реализуется всегда чаще.
В
настоящее время в России назрела насущная потребность в серьезной модернизации
всей системы образования, в том числе и среднего. Здесь чрезвычайно уместен важный
акцент: очень многие в России убеждены, что бесконечные и не всегда понятные
перемены - специфическая национальная особенность только отечественного образования.
Но это - заблуждение: реформы, или, если угодно, модернизации, или перестройки
с удивительной регулярностью постигают среднюю и высшую школу практически всех
стран - как крупных, ведущих, так и небольших. И ничего неожиданного здесь нет:
жизнь везде и всегда идет вперед, появляются новые поколения и реалии, меняются
общественное мнение и ценностные представления людей, и неизбежно приходится
выбирать адекватные (на практике - не всегда адекватные) приоритеты и ориентиры
образования, совершенствовать его содержание, организацию, методику обучения.
Причина
такого заблуждения - слабая информированность широких кругов российской
общественности о развитии образовательного процесса в мире. Мы плохо знаем, что
и почему в этой сфере делается за границей, публично не анализируем зарубежный
опыт, не делаем для себя практических выводов из чужих достижений и ошибок.
Следует к этому добавить также, что мы плохо анализируем, а часто и вовсе не
знаем отечественного опыта проведения реформ образования (см., например,
[1-5]).
В
этой связи в докладе предпринята попытка проанализировать сложившееся в среднем
и профессиональном высшем образовании (прежде всего на примере химического
образования) положение; выяснить причины, которые привели его к современному
состоянию; сформулировать объективные принципы, которые следует положить в основу
модернизации образования, чтобы она была успешной; а также описать основные методы
взаимодействия средней и высшей школы, с помощью которых можно не только восстановить
то, что было положительного в среднем образовании, а затем было утрачено, но и
поднять его уровень выше. Все рассматриваемые проблемы тесно взаимосвязаны
между собой.
Упомянем
только некоторые из этих проблем. Это - обновление содержания общего и высшего
химического образования и совершенствование механизмов контроля за качеством;
разработка новых государственных стандартов общего и высшего химического
образования; введение единых государственных экзаменов (ЕГЭ) и жестко связанных
с ним государственных именных финансовых обязательств (ГИФО); введение профильного
обучения на старшей ступени общеобразовательной школы; двухуровневая подготовка
специалистов в вузе (бакалавриат и магистратура) и т.д.
Список литературы
[1] Гран Р.Й. Реформы образования
и старшая школа. - М.: Недра, 2003. 154 с.
[2] Вульфсон Б.Л.
Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. - М.: Недра, 1999.
243 с.
[3] Кульпин
Э.С., Машкина О.А. Китай: истоки перемен. Образование и мировоззрение в 1980-х
годах. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2002. 326 с.
[4] Образование,
которые мы можем потерять. Сборник. Под общей ред. Садовничего В.А. - М.:
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; институт компьютерных
исследований, 2002. 288с.
[5] Вестник
Российского Общественного Совета по развитию образования. Выпуск 8. - М.: ГУ-ВШЭ,
2003. 66с.