Данное пособие завершает курс "Химия" того же автора. Оно содержит задачи и лабораторные работы, распределенные по темам в соответствии с оглавлением учебника "Химия", а также дополнительные материалы.
Основное внимание в Практикуме уделено вопросам термодинамики и кинетики химических реакций. В пособии указаны различные химические постоянные для их использования при решении заданий. Также пособие содержит краткие исторические сведения о великих химиках Г. И. Гессе, Д. И. Менделееве и С. Аррениусе.
Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Для студентов естественно-научных и инженерных специальностей и направлений высших учебных заведений, а также учащихся старших классов средней школы, интересующихся химией и близкими к ней науками.
Оглавление
Предисловие | |
5 |
Правила работы в химической лаборатории |
| 7 |
Подготовка к лабораторному занятию и его выполнению |
| 9 |
Глава 1. Реакция и вещество |
| 11 |
1.1. Практические задания |
| 11 |
1.2. Лабораторные исследования |
| 22 |
Глава 2. Термодинамика химических реакций |
| 29 |
2.1. Практические задания |
| 29 |
2.2. Лабораторные исследования |
| 39 |
Глава 3. Кинетика химических реакций |
| 46 |
3.1. Практические задания |
| 46 |
3.2. Лабораторные исследования |
| 54 |
Глава 4. Вода и растворы |
| 64 |
4.1. Практические задания |
| 64 |
4.2. Лабораторные исследования |
| 70 |
Глава 5. Среда растворов |
| 86 |
5.1. Практические задания |
| 86 |
5.2. Лабораторные исследования |
| 92 |
Глава 6. Окислительно-восстановительные реакции |
| 99 |
6.1. Практические задания |
| 99 |
6.2. Лабораторные исследования |
| 112 |
Глава 7. Реакции с участием комплексных соединений |
| 119 |
7.1. Практические задания |
| 119 |
7.2. Лабораторные исследования |
| 125 |
Глава 8. Дисперсное состояние вещества |
| 135 |
8.1. Практические задания |
| 135 |
8.2. Лабораторные исследования |
| 138 |
Глава 9. Кристаллы |
| 145 |
9.1. Практические задания |
| 145 |
9.2. Лабораторные исследования |
| 146 |
Глава 10. Физико-химические константы |
| 150 |
10.1. Термодинамические характеристики веществ |
| 150 |
10.2. Стандартные электродные потенциалы реакций |
| 166 |
10.3. Произведения растворимости (при 25њС) |
| 168 |
10.4. Константы диссоциации электролитов в водных растворах
при 25њС и ионной силе, равной нулю |
| 170 |
10.5. Константы нестойкости комплексных ионов |
| 174 |
10.6. Физико-химические постоянные и единицы измерения |
| 176 |
10.7. Некоторые сведения по астрономии, чтобы понять, где мы
живем |
| 181 |
Глава 11. Немного об исторических событиях в химии |
| 186 |
11.1. Герман Иванович Гесс |
| 186 |
11.2. Воздухоплавание Д. И. Менделеева |
| 191 |
11.3. Сванте Аррениус |
| 194 |
Литература |
| 199 |
Приложение |
| 200 |
Предисловие
Данное пособие завершает курс "Химия" того же автора.
Оно содержит задачи и лабораторные работы, распределенные по темам в соответствии с оглавлением учебника "Химия", а также дополнительные материалы.
Пособие предназначено для студентов естественно-научных и инженерных специальностей и направлений высших учебных заведений, а также учащихся старших классов средней школы, интересующихся химией и близкими к ней науками.
Основное внимание в практикуме уделено вопросам термодинамики и кинетики химических реакций.
В пособии указаны различные химические постоянные для их использования при решении заданий. Также пособие содержит краткие исторические сведения о великих химиках Г. И. Гессе, Д. И. Менделееве и С. Аррениусе.
Выполнение лабораторных работ рассчитано не на работу студента по строгой инструкции, а в некоторой степени на обдумывание возможности получения желаемого результата, поиска ответов на вопросы "Почему?", "Зачем?" и др. Решение этой проблемы часто бывает затруднено в связи с низким уровнем химической подготовки и отсутствием навыков творческого мышления. Предварительная ("домашняя") подготовка обязательна. На одно занятие отводится четыре часа вместе с написанием краткого отчета. В зависимости от достигаемых студентами успехов могут предлагаться опыты различной трудности и мыслительной активности. Студентам разрешается работать небольшими группами по 2-4 человека с непрерывным обсуждением хода работы, что развивает научные речь и общение.
Выполнение лабораторных работ рассчитано не на работу студента по строгой инструкции, а в некоторой степени на обдумывание возможности получения желаемого результата, поиска ответов на вопросы "Почему?", "Зачем?" и др. Решение этой проблемы часто бывает затруднено в связи с низким уровнем химической подготовки и отсутствием навыков творческого мышления. Предварительная ("домашняя") подготовка обязательна. На одно занятие отводится четыре часа вместе с написанием краткого отчета. В зависимости от достигаемых студентами успехов могут предлагаться опыты различной трудности и мыслительной активности. Студентам разрешается работать небольшими группами по 2-4 человека с непрерывным обсуждением хода работы, что развивает научные речь и общение.
После усвоения материала данного практикума студент должен:
знать
- методы решения химических задач;
- методы качественного и количественного химического анализа;
уметь
- составлять химические формулы веществ, уравнения химических реакций и производить расчеты по ним;
- характеризовать свойства веществ в газообразном, жидком и твердом состоянии;
- пользоваться периодической таблицей химических элементов при расчетах;
- определять тепловой эффект процессов, возможность протекания химических реакций;
- рассчитывать константу равновесия для обратимых процессов;
- решать задачи на способы выражения состава растворов;
- определять направленность реакций в растворах электролитов;
- расставлять коэффициенты в оксилительно-восстановитель-ных реакциях;
- вычислять электродный потенциал металла в растворе соли разной концентрации, рассчитывать ЭДС гальванического элемента;
- определять заряды комплексообразователя, лигандов и комплексного иона, координационное число комплексообразователя;
- проводить очистку веществ в лабораторных условиях;
владеть
- o практическими основами химической науки;
- o основными способами получения и анализа химических свойств оксидов, оснований, кислот и солей;
- способом составления электронных и графических формул атомов и определения значений квантовых чисел;
- способом экспериментального определения теплового эффекта реакции;
- способами решения задач по химической термодинамике и химической кинетике;
- способом экспериментального определения влияния концентрации, температуры реагирующих веществ на скорость химической реакции и смещение химического равновесия;
- представлениями о природе и свойствах молекулярных и ионных растворов;
- навыками проведения качественных опытов, раскрывающих окислительные и восстановительные свойства отдельных веществ;
- навыками проведения электролиза растворов некоторых электролитов;
- навыками проведения опытов по изучению химических свойств металлов и их соединений;
- навыками проведения экспериментов по изучению реакций образования комплексных соединений и исследованию их свойств;
- методами выделения и очистки веществ, определения их состава.
|