ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие | | 3 |
ВВЕДЕНИЕ | | 5 |
1. Зачем в школе изучают химию | | - |
2. Химия - область естествознания и область производственной деятельности | | 7 |
Глава 1. АТОМЫ. ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ. УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ | | 11
3. Атомы. Химические элементы | | - |
4. Символы химических элементов | | 14 |
5. Химические формулы | | 15 |
6. Химические реакции. Уравнения химических реакций | | 17 |
7. Физические явления, сопровождающие химические реакции. Хи-мические реакции соединения, разложения и обмена | | 20 |
8. Сохранение массы при химических реакциях | | 24 |
Глава 2. АТОМНЫЕ ЯДРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБОЛОЧКИ АТОМОВ. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. МОЛЕКУЛЫ. МОЛЕКУЛЯРНЫЕ И НЕМОЛЕКУЛЯРНЫЕ ВЕЩЕСТВА. МОЛЬ. ПРОСТЕЙШИЕ ХИМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ | | 27 |
9. Сложное строение атомов | | - |
10. Состав атомных ядер. Нуклиды. Изотопы | | 29 |
11. Относительные атомные массы. Атомная масса химического элемента | | 32 |
12. Относительная формульная масса. Расчет массовой доли хими-ческого элемента в соединении | | 35 |
13. Электронные оболочки атомов | | 37 |
14. Ионная химическая связь | | 40 |
15. Ковалентная химическая связь. Молекулы | | 44 |
16. Закон Авогадро. Число и постоянная Авогадро. Единица количества вещества - моль. Молярная масса. Молярный объем газов | | 48
|
17. Расчеты с использованием понятий <моль> и <молярный объем газов> | | 52 |
Глава 3. КИСЛОРОД. ВОДОРОД. ВОДА | | 56 |
КИСЛОРОД | | - |
18. Первое знакомство | | - |
19. Получение кислорода. Свойства кислорода | | 59 |
20. Атом кислорода. Особенности строения молекулы кислорода | | 64
|
21. Аллотропия кислорода. Озон | | 66 |
22. Горение | | 69 |
23. Тепловые эффекты химических реакций | | 74 |
ВОДОРОД | | 77 |
24. Общая характеристика элемента. Атом и молекула водорода - 25. Получение водорода | | 80 |
26. Химические свойства водорода. Водород как топливо | | 82 |
ВОДА - ХИМИЧЕСКОЕ СОЕДИНЕНИЕ ВОДОРОДА И КИСЛОРОДА | | 87 |
27. Физические и химические свойства воды | | - |
28. Вода в жизнедеятельности человека. Проблема сохранения водных ресурсов | | 93 |
Глава 4. МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГА-НИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ | | 95 |
29. Металлы и неметаллы | | 191 |
30. Электроотрицательность | | 98 |
31. Степень окисления | | 101 |
32. Окисление и восстановление | | 103 |
33. Нахождение коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях | | 106 |
34. Оксиды | | 109 |
КИСЛОТЫ И ОСНОВАНИЯ | | 115 |
35. Кислоты | | - |
36. Основания | | 118 |
37. Реакция нейтрализации. Соли | | 121 |
38. Реакции оксидов с кислотами и щелочами. Основные и кислотные оксиды | | 125 |
39. Амфотерные оксиды и гидроксиды | | 128 |
Глава 5. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА | | 131 |
40. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона и создание периодической системы элементов | | - |
41. Причины периодичности изменения свойств | | 137 |
42. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева | | 140 |
43. Значение периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Менделеева | | 145 |
Глава 6. РАСТВОРЫ | | 146 |
44. Отличия растворов от смесей и химических соединений | | - |
45. Термины, характеризующие растворы. Классификация раство-ров | | 148 |
46. Концентрация растворов | | 153 |
47. Электролиты и неэлектролиты | | 158 |
48. Кислоты и основания в водных растворах | | 161 |
49. Реакции в растворах между сильными электролитами - реакции между ионами | | 166 |
50. Характеристика водных растворов с помощью рН | | 169 |
51. Гидролиз солей | | 172 |
Глава 7. СВОЙСТВА НЕМЕТАЛЛОВ | | 175 |
52. Общая характеристика неметаллов | | - |
НЕМЕТАЛЛЫ ГРУППЫ IVA УГЛЕРОД И КРЕМНИЙ | | 178 |
53. Общая характеристика элементов. Аллотропия углерода | | - |
54. Древесный уголь как адсорбент. Адсорбция | | 182 |
55. Неорганическая химия простых веществ, отвечающих углероду | | 184 |
56. Химические свойства кремния. Стекло | | 187 |
|
Посвящается светлой памяти
моих школьных учителей
ЕЛЕНЫ СТЕПАНОВНЫ СТРОКОВОЙ
и АЛЕКСАНДРА МОИСЕЕВИЧА НЕЙМАРКА
Предисловие
Дорогие восьмиклассники!
Вы начинаете изучать новый предмет -
химию. Вы узнаете, как одни вещества превращаются в другие, какие условия
нужны для осуществления этих превращений и как можно получить те или иные
необходимые нам вещества.
Учеба - это важная и часто трудная работа.
Результат - обретение новых знаний, навыков, умений, необходимых в жизни. Чтобы
облегчить учение, повысить эффективность
работы, многие столетия люди используют важнейший источник знаний -
книги.
Учебник - книга особая. Его недостаточно
прочитать - с ним надо работать.
Любую работу можно облегчить, используя
специальные приемы. В учебнике, который вы держите в руках, материал разделен
на параграфы. Содержание каждого
параграфа, как правило, соответствует теме одного урока. Прочитав
текст, проверьте себя, хорошо ли вы усвоили материал. Для этого следует
ответить на вопросы и выполнить упражнения, помещенные в конце каждого
параграфа. Среди упражнений есть и совсем простые, ответы на которые
содержатся в тексте прочитанного параграфа, и сложные (отмеченные звездочкой).
Правильно выполнить сложные задания можно, сопоставляя сведения из нескольких
параграфов, используя знания по математике, физике и другим школьным
предметам, а иногда прочитав дополнительную
литературу. Выполнение отмеченных звездочкой заданий необязательно для
всех учащихся.
В конце каждого параграфа приведены
краткие выводы. В выводах содержится самое главное, что следует усвоить из
текста проработанного параграфа. Такие
выводы позволяют быстро повторить содержание мате-риала учебника.
Во многих параграфах имеется текст,
набранный мелким шрифтом (петитом). Этот текст предназначен для тех, кто
заинтересовался прочитанным и хочет углубить свои химические знания.
Химия привлекательна тем, что ее положения
и выводы часто мож-но проверить самостоятельно, проводя различные интересные
химические опыты. Но бесконтрольное проведение опытов может
доставить не только удовольствие, но и неприятности (испорченная одежда, ожоги
и даже отравления). Поэтому необходимо знать правила и выработать в себе
навыки безопасной (для себя и окружающих) работы с химическими веществами. Это
важно не только при проведении школьных опытов, но и при использовании
некоторых химических соединений в быту.
Вам в работе с учебником будет постоянно помогать учитель.
А мне при создании книги очень помогли советы и замечания большого числа моих
коллег, научного редактора книги Н. Е. Кузьменко, редакторов издательства
<Просвещение>, рецензентов. Особенно хочется отметить огромную поддержку и
помощь, которую мне оказал директор Московского института развития
образовательных систем (МИРОСа) А. М . Абрамов, а также сотрудники лаборатории
химического образования этого института. Всем им я выражаю свою самую искреннюю
благодарность.
С. С. Бердоносов
|