Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://chem.msu.ru/rus/books/2001-2010/berdonosov-8/welcome.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 04:02:00 2016
Кодировка: Windows-1251
С. С. Бердоносов Химия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений
ChemNet
 
Химический факультет МГУ

Книги сотрудников факультета

Обложка С. С. Бердоносов

Химия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений

Допущено Министерством образования Российской Федерации
М.: Просвещение, 2002. - 192 с.: ил. - ISBN 5-09-010836-6

     


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3
ВВЕДЕНИЕ 5
 1. Зачем в школе изучают химию -
 2. Химия - область естествознания и область производственной деятельности 7
Глава 1. АТОМЫ. ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ. УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ 11
3. Атомы. Химические элементы -
 4. Символы химических элементов 14
 5. Химические формулы 15
 6. Химические реакции. Уравнения химических реакций 17
 7. Физические явления, сопровождающие химические реакции. Хи-мические реакции соединения, разложения и обмена 20
 8. Сохранение массы при химических реакциях 24
Глава 2. АТОМНЫЕ ЯДРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБОЛОЧКИ АТОМОВ. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. МОЛЕКУЛЫ. МОЛЕКУЛЯРНЫЕ И НЕМОЛЕКУЛЯРНЫЕ ВЕЩЕСТВА. МОЛЬ. ПРОСТЕЙШИЕ ХИМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ 27
 9. Сложное строение атомов -
 10. Состав атомных ядер. Нуклиды. Изотопы 29
 11. Относительные атомные массы. Атомная масса химического элемента 32
 12. Относительная формульная масса. Расчет массовой доли хими-ческого элемента в соединении 35
 13. Электронные оболочки атомов 37
 14. Ионная химическая связь 40
 15. Ковалентная химическая связь. Молекулы 44
 16. Закон Авогадро. Число и постоянная Авогадро. Единица количества вещества - моль. Молярная масса. Молярный объем газов 48
 17. Расчеты с использованием понятий <моль> и <молярный объем газов> 52
Глава 3. КИСЛОРОД. ВОДОРОД. ВОДА 56
КИСЛОРОД -
 18. Первое знакомство -
 19. Получение кислорода. Свойства кислорода 59
 20. Атом кислорода. Особенности строения молекулы кислорода 64
 21. Аллотропия кислорода. Озон 66
 22. Горение 69
 23. Тепловые эффекты химических реакций 74
ВОДОРОД 77
 24. Общая характеристика элемента. Атом и молекула водорода -
 25. Получение водорода
 80
 26. Химические свойства водорода. Водород как топливо 82
ВОДА - ХИМИЧЕСКОЕ СОЕДИНЕНИЕ ВОДОРОДА И КИСЛОРОДА 87
 27. Физические и химические свойства воды -
 28. Вода в жизнедеятельности человека. Проблема сохранения водных ресурсов 93
Глава 4. МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГА-НИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ 95
 29. Металлы и неметаллы 191
 30. Электроотрицательность 98
 31. Степень окисления 101
 32. Окисление и восстановление 103
 33. Нахождение коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях 106
 34. Оксиды 109
КИСЛОТЫ И ОСНОВАНИЯ 115
 35. Кислоты -
 36. Основания 118
 37. Реакция нейтрализации. Соли 121
 38. Реакции оксидов с кислотами и щелочами. Основные и кислотные оксиды 125
 39. Амфотерные оксиды и гидроксиды 128
Глава 5. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА 131
 40. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона и создание периодической системы элементов -
 41. Причины периодичности изменения свойств 137
 42. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева 140
 43. Значение периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Менделеева 145
Глава 6. РАСТВОРЫ 146
 44. Отличия растворов от смесей и химических соединений -
 45. Термины, характеризующие растворы. Классификация раство-ров 148
 46. Концентрация растворов 153
 47. Электролиты и неэлектролиты 158
 48. Кислоты и основания в водных растворах 161
 49. Реакции в растворах между сильными электролитами - реакции между ионами 166
 50. Характеристика водных растворов с помощью рН 169
 51. Гидролиз солей 172
Глава 7. СВОЙСТВА НЕМЕТАЛЛОВ 175
 52. Общая характеристика неметаллов -
НЕМЕТАЛЛЫ ГРУППЫ IVA УГЛЕРОД И КРЕМНИЙ 178
 53. Общая характеристика элементов. Аллотропия углерода -
 54. Древесный уголь как адсорбент. Адсорбция 182
 55. Неорганическая химия простых веществ, отвечающих углероду 184
 56. Химические свойства кремния. Стекло 187

Посвящается светлой памяти
моих школьных учителей
ЕЛЕНЫ СТЕПАНОВНЫ СТРОКОВОЙ
и АЛЕКСАНДРА МОИСЕЕВИЧА НЕЙМАРКА

Предисловие

Дорогие восьмиклассники!

Вы начинаете изучать новый предмет - химию. Вы узнаете, как одни вещества превращаются в другие, какие условия нужны для осуществления этих превращений и как можно получить те или иные необходимые нам вещества.

Учеба - это важная и часто трудная работа. Результат - обретение новых знаний, навыков, умений, необходимых в жизни. Чтобы облегчить учение, повысить эффективность работы, многие столетия люди используют важнейший источник знаний - книги.

Учебник - книга особая. Его недостаточно прочитать - с ним надо работать.

Любую работу можно облегчить, используя специальные приемы. В учебнике, который вы держите в руках, материал разделен на параграфы. Содержание каждого параграфа, как правило, соответствует теме одного урока. Прочитав текст, проверьте себя, хорошо ли вы усвоили материал. Для этого следует ответить на вопросы и выполнить упражнения, помещенные в конце каждого параграфа. Среди упражнений есть и совсем простые, ответы на которые содержатся в тексте прочитанного параграфа, и сложные (отмеченные звездочкой). Правильно выполнить сложные задания можно, сопоставляя сведения из нескольких параграфов, используя знания по математике, физике и другим школьным предметам, а иногда прочитав дополнительную литературу. Выполнение отмеченных звездочкой заданий необязательно для всех учащихся.

В конце каждого параграфа приведены краткие выводы. В выводах содержится самое главное, что следует усвоить из текста проработанного параграфа. Такие выводы позволяют быстро повторить содержание мате-риала учебника.

Во многих параграфах имеется текст, набранный мелким шрифтом (петитом). Этот текст предназначен для тех, кто заинтересовался прочитанным и хочет углубить свои химические знания.

Химия привлекательна тем, что ее положения и выводы часто мож-но проверить самостоятельно, проводя различные интересные химические опыты. Но бесконтрольное проведение опытов может доставить не только удовольствие, но и неприятности (испорченная одежда, ожоги и даже отравления). Поэтому необходимо знать правила и выработать в себе навыки безопасной (для себя и окружающих) работы с химическими веществами. Это важно не только при проведении школьных опытов, но и при использовании некоторых химических соединений в быту.

Вам в работе с учебником будет постоянно помогать учитель. А мне при создании книги очень помогли советы и замечания большого числа моих коллег, научного редактора книги Н. Е. Кузьменко, редакторов издательства <Просвещение>, рецензентов. Особенно хочется отметить огромную поддержку и помощь, которую мне оказал директор Московского института развития образовательных систем (МИРОСа) А. М . Абрамов, а также сотрудники лаборатории химического образования этого института. Всем им я выражаю свою самую искреннюю благодарность.

С. С. Бердоносов




Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору