Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ctt.msu.ru/ext/laws/25.doc
Дата изменения: Fri Jun 22 21:29:00 2007
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:45:47 2012
Кодировка: koi8-r


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 21 августа 2001 г. N 605

(о Федеральной целевой научно-технической программе "Исследования и
разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-
2006 годы)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

от 21 августа 2001 г. N 605


Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемую федеральную целевую научно-техническую
программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям
развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы.
Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации,
Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности,
науки и технологий Российской Федерации ежегодно уточнять объемы
ассигнований, выделяемых на реализацию указанной программы, с учетом
возможностей федерального бюджета.

Председатель Правительства
М. Касьянов
Российской Федерации





































УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 21 августа 2001 г. N 605

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
"ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ
РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ"
НА 2002 - 2006 ГОДЫ

ПАСПОРТ
федеральной целевой научно-технической программы
"Исследования и разработки по приоритетным направлениям
развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы

----------------------------------------------------------------------
| Наименование - | Федеральная целевая научно-техническая |
| Программы | программа "Исследования и разработки |
| | по приоритетным направлениям развития |
| | науки и техники" на 2002-2006 годы |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Основание для - | распоряжение Правительства Российской |
| разработки | Федерации от 25 января 2001 г. N 105-р |
| Программы | |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Государственный - | Министерство промышленности, науки и |
| заказчик Программы | технологий Российской Федерации |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Основной - | Министерство промышленности, науки и |
| разработчик | технологий Российской Федерации |
| Программы | |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Цели и основные - | получение новых знаний; |
| задачи Программы | научно-техническое обеспечение |
| | перехода отраслей экономики на |
| | качественно новые технологические |
| | уровни; |
| | создание научно-технологической базы |
| | федеральных целевых программ, |
| | обеспечивающих инновационный рост |
| | экономики страны, выход на внутренний и |
| | мировой рынки высокотехнологичной |
| | продукции; |
| | развитие научно-технического и |
| | интеллектуального потенциала России, |
| | сохранение ведущих научных школ и |
| | коллективов; |
| | сохранение приоритета страны в ряде |
| | важных областей науки, техники и |
| | технологий; |
| | сохранение и развитие научно- |
| | технического и производственного |
| | потенциала в области создания |
| | современных научных приборов и |
| | оборудования; |
| | создание основ государственной |
| | научно-технической политики, системы |
| | приоритетов науки и техники и механизма |
| | их реализации за счет средств |
| | федерального бюджета. |

| | Основная задача Программы - |
| | сконцентрировать ресурсы на проектах, |
| | имеющих наибольшее значение для |
| | повышения качества жизни населения, |
| | конкурентоспособности экономики и |
| | безопасности страны, развития |
| | высокотехнологичных и наукоемких |
| | производств |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Сроки и этапы - | 2002 - 2006 годы, в том числе: |
| реализации | I этап - 2002 - 2004 годы; |
| Программы | II этап - 2005 - 2006 годы |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Разделы Программы - | фундаментальные исследования в области |
| | физических наук; |
| | научное приборостроение; |
| | информационные технологии и электроника, |
| | новые материалы и химические продукты; |
| | технологии живых систем; |
| | производственные технологии; |
| | транспорт; |
| | топливо и энергетика; |
| | экология и рациональное природопользование|
| | социально-экономические технологии; |
| | исследования и разработки, выполняемые |
| | государственными научными центрами |
| | Российской Федерации |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Исполнители основных | научные организации, высшие учебные |
| мероприятий заведения |
Программы | |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Объемы и источники - | всего 19814,82 млн. рублей, |
| финансирования | в том числе: |
| Программы | средства федерального бюджета - |
| | 14898,48 млн.рублей |
| | из них на: |
| | научно-исследовательские и опытно- |
| | конструкторские работы - 13973,9 млн. |
| | рублей |
| | капитальные вложения - 924,58 млн. |
| | рублей; |
| | внебюджетные средства и средства |
| | бюджетов субъектов Российской Федерации |
| | - 4916,34 млн.рублей |
| | из них на научно-исследовательские |
| | и опытно-конструкторские работы - |
| | 4916,34 млн. рублей. |
| | Объемы финансирования уточняются |
| | ежегодно при формировании федерального |
| | бюджета |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Ожидаемые - | получение новых знаний в области |
| результаты | физических, химических, биологических, |
| реализации | информационных наук, наук о Земле, |
| Программы | выявление перспективных областей и |
| | направлений научно-технического |
| | прогресса на среднесрочную и |
| | долгосрочную перспективу, создание |
| | научного задела для их развития, |
| | ориентированного на инновационный рост |
| | экономики; |
| | разработка новых информационных и |
| | телекоммуникационных технологических |
| | принципов решения проблем, научных |
| | основ дальнейшей информатизации |
| | промышленности и научно-технической |
| | сферы; |
| | разработка научных основ дальнейшего |
| | развития биотехнологий для применения в |
| | здравоохранении, медицинской, пищевой |
| | промышленности, агротехническом |
| | комплексе и других отраслях; |
| | создание научно-технологических |
| | основ комплексной системы защиты от |
| | патогенов; |
| | разработка научных основ системы |
| | обеспечения безопасности и защиты от |
| | аварий и катастроф, а также методов |
| | средне- и долгосрочного прогнозирования |
| | погоды с учетом роли Мирового океана и |
| | полярных областей; |
| | разработка новых технологий оценки |
| | запасов рудных и нерудных полезных |
| | ископаемых, биопродуктивности океанов и |
| | морей; |
| | разработка рекомендаций по |
| | реагированию на изменения природной |
| | среды и климата и адаптации отраслей |
| | экономики к новым природным и |
| | климатическим условиям; |
| | разработка научных основ новых |
| | технологических укладов реального |
| | сектора экономики; |
| | разработка технологических решений |
| | по снижению ресурсоемкости основных |
| | производственных процессов на 15-20 |
| | процентов, получению образцов новых |
| | материалов; |
| | подготовка предложений по уточнению |
| | приоритетных направлений развития науки |
| | и техники и критических технологий |
| | федерального уровня; |
| | оценка перспектив научно-технического |
| | и социального развития страны |
| | на основе использования современных |
| | средств моделирования сложных систем; |
| | разработка научного оборудования для |
| | оснащения им научно-исследовательских |
| | организаций и центров коллективного |
| | пользования, выполняющих фундаментальные |
| | и пpикладные исследования; |
| | инфоpмационное обеспечение pеализации |
| | Пpогpаммы. |
| | Наиболее значимые результаты |
| | исследований Программы получат свое |
| | развитие в федеральных целевых |
| | программах, цель которых - создание |
| | промышленных технологий, являющихся |
| | базой развития наукоемких отраслей |
| | экономики |
|------------------------|-------------------------------------------|

| Система организации - | контроль за исполнением Программы |
| контроля за | осуществляет Министерство |
| исполнением | промышленности, науки и технологий |
| Программы | Российской Федерации совместно с |
| | координационными советами. |
| | Ход выполнения Программы |
| | рассматривается на заседаниях коллегии |
| | Министерства промышленности, науки и |
| | технологий Российской Федерации и его |
| | научно-технического совета. |
| | Координационные советы ежегодно |
| | рассматривают ход работ по |
| | соответствующим разделам Программы. |
| | Министерство промышленности, науки и |
| | технологий Российской Федерации |
| | ежегодно с учетом предложений |
| | координационных советов уточняет |
| | показатели Программы, затраты на |
| | выполнение программных мероприятий, |
| | механизм реализации Программы, состав |
| | исполнителей. |
| | Министерство промышленности, науки и |
| | технологий Российской Федерации как |
| | государственный заказчик Программы |
| | представляет в Государственный комитет |
| | Российской Федерации по статистике |
| | статистическую отчетность о реализации |
| | Программы, ежегодно представляет в |
| | установленном порядке доклад о ходе |
| | работ по Программе и эффективности |
| | использования выделенных на ее |
| | реализацию финансовых средств |
----------------------------------------------------------------------

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ,
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Главным условием реализации целей и задач, изложенных в паспорте
Программы, является разработка научно-технологических решений,
обеспечивающих ускоренное развитие смежных, в том числе социально
ориентированных, базовых технологий, которые наряду с увеличением объемов
производства конкурентоспособной продукции обеспечивают:
повышение качества жизни населения;
технологическую безопасность страны;
энергоресурсоэффективность;
снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;
предупреждение техногенных и снижение ущерба от природных катастроф;
эффективную переработку сырья;
экономически обоснованное обеспечение страны топливно-энергетическими
ресурсами;
высокий экспортный и импортозамещающий потенциал;
создание эффективных информационных и коммуникационных систем в научно-
технологической и производственной сферах;
развитие машиностроения и транспорта;
сохранение за Россией передовых позиций в мире по тем направлениям
развития науки и техники, по которым она их занимает;
развитие социально-экономических технологий.
Программа реализуется в два этапа:

I этап - 2002 - 2004 годы
II этап - 2005 - 2006 годы.


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Проекты Программы сгруппированы по разделам (указаны в паспорте),
которые объединены в два блока: "Ориентированные фундаментальные
исследования" и "Поисково-прикладные исследования и разработки". Кроме
этого, выделен раздел "Исследования и разработки, выполняемые
государственными научными центрами Российской Федерации".

Блок I. Ориентированные фундаментальные исследования

Программные мероприятия блока включают исследования и разработки по
приоритетным направлениям развития науки и техники, ориентированные на
дальнейшее развитие фундаментальных исследований, выполненных Российской
академией наук, отраслевыми академиями наук, государственными научными
центрами Российской Федерации и вузовскими центрами, Российским фондом
фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом.
Указанные исследования послужат основой для развития современных
информационных технологий, биотехнологий, создания новых материалов с
уникальными свойствами, позволят разработать принципиально новое
оборудование, уникальные приборы для научных исследований, медицины,
элементную базу для микроэлектроники и вычислительной техники, будут
стимулировать развитие новых направлений в физике, космических
исследованиях, микромеханике, машиностроении, медицине, биологии,
геофизике, связи и т.д.
1. Раздел "Фундаментальные исследования в области физических наук"
состоит из двенадцати комплексных научных проблем, представляющих собой
наиболее актуальные и бурно развивающиеся направления современной физики:
наземные и внеатмосферные исследования эволюции, структуры и свойств
Вселенной и астрогеодинамика;
развитие научно-технической базы и проведение исследований в области
физики частиц высоких энергий;
разработка исследовательских комплексов и проведение экспериментов в
области ядерной физики;
исследования физических процессов взаимодействия синхротронного
излучения, ионизирующих и лазерного излучений с конденсированными и
газовыми средами и биологическими объектами;
разработка методов генерации и удержания высокотемпературной плазмы в
экспериментальных термоядерных установках;
исследования и разработка новых принципов высокоточных измерений
физических величин для научного и практического использования;
разработка научных основ физического материаловедения и развитие новых
методов исследования конструкционных и сверхпроводящих материалов и
структур, синтезируемых в экстремальных условиях;
создание физических основ новых квантовых и нелинейноволновых
технологий;
физика твердотельных наноструктур;
разработка методов генерации, приема и анализа микроволнового
излучения и их применение в фундаментальных и прикладных исследованиях;
формирование и исследование плазмы сложного состава в условиях
интенсивных радиационных и электромагнитных полей и ударно - волновых
нагрузок;
механика.


Итогом реализации этого раздела будет формирование новых направлений
исследований и прикладных разработок на основе полученных знаний о
фундаментальных свойствах материи.
2. Цель раздела "Научное приборостроение" - дальнейшее развитие
экспериментальной научной базы на основании результатов, полученных в
рамках межотраслевой научно - технической программы "Научное
приборостроение", разработка научного оборудования для оснащения им научно
- исследовательских и учебных организаций, проводящих фундаментальные и
прикладные исследования и разработки.
Реализация этого раздела позволит:
повысить эффективность исследований путем создания научного
оборудования и оснащения им научно-исследовательских организаций и центров
коллективного пользования для обеспечения проведения фундаментальных и
прикладных исследований;
сохранить и развить научно-технический и производственный потенциал
отечественных производителей современных научных приборов и оборудования.
Основные направления исследований и разработок раздела:
современные методы измерений и диагностики;
уникальные исследовательские приборы и комплексы; аналитические
приборы и комплексы;
приборы учебно-научного назначения;
элементная база приборов для научных исследований.
3. Целью реализации раздела "Информационные технологии и электроника"
этого блока является создание научных основ и обеспечение задела для
разработки наукоемких информационных технологий, технологий
микроэлектроники и наноэлектроники, средств связи и телекоммуникаций для их
последующей реализации в основных сферах жизни общества как фундаментальной
основы информатизации страны.
Работы по данному разделу предусматривают:
проведение исследований по теоретическим проблемам создания
интеллектуальных компьютерных систем для решения прикладных задач;
развитие методов исследования управляемых систем с хаотическим
поведением, разработку методов решения задач анализа и распознавания
объектов;
изучение актуальных вопросов проектирования телекоммуникационных
сетей, разработку методов обеспечения информационной безопасности;
исследование методов информационного взаимодействия в живых системах;
исследование процессов распространения и взаимодействия возбуждений в
твердотельных структурах;
проведение исследований по созданию методов, обеспечивающих реализацию
технологии с атомным разрешением;
исследование фундаментальных проблем квантовой информатики и квантовых
компьютеров;
проведение исследований в области металлической и сверхпроводниковой
наноэлектроники и оптоэлектроники и т.д.
4. Выполнение ориентированных фундаментальных исследований раздела
"Новые материалы и химические продукты" обеспечит прогрессивные сдвиги в
химической индустрии, энергетике, транспорте и связи, оборонном комплексе,
медицине и здравоохранении, при производстве продовольствия, в других
отраслях промышленности, в научных исследованиях.
Результаты этих исследований обеспечат развитие критических технологий
федерального уровня и послужат основой реализации таких направлений, как
каталитические технологии, мембранные технологии с использованием микро - и
нанопористых структур, технологии оптической памяти, создание полимерных
материалов с заданными свойствами; химия фуллеренов и высокореакционных
интермедиантов, направленный органический синтез материалов с
предсказуемыми свойствами, технологии утилизации и т.д.
5. Ориентированные фундаментальные исследования раздела "Технологии
живых систем" должны обеспечить научную базу для прорыва по важнейшим
проблемам биологии, медицины и сельского хозяйства.
К основным направлениям ориентированных фундаментальных исследований в
области наук о жизни относятся:
разработка генно-инженерных основ лечения болезней человека;
разработка новых подходов к созданию лекарственных средств;
структурно-функциональное изучение геномов и протеомов
микроорганизмов, растений, животных (геномика, протеомика, структурная
геномика) и человека, исследование механизмов генетического контроля
важнейших явлений жизни;
разработка методов бесклеточной биотехнологии, пептидной и белковой
инженерии;
разработка теоретических основ мониторинга и сохранения биологического
разнообразия (видового и экосистемного), а также генофондов человека,
животных, растений и микроорганизмов;
исследования молекулярных основ патогенеза болезней человека,
иммунного ответа и физиологии адаптации к экстремальным условиям;
разработка новых методов диагностики и защиты сельскохозяйственных
растений и животных и т.д.
Важным направлением является разработка эффективных средств защиты от
возбудителей опасных инфекционных болезней человека и животных, а также от
биологических агентов, вызывающих повреждение физических объектов.
6. Ориентированные фундаментальные исследования раздела "Экология и
рациональное природопользование" направлены на всестороннее исследование
глобальных изменений, происходящих в природной среде - в земных оболочках,
в биосфере, в социальной и экономической сферах под воздействием как
естественных, природных факторов различного временного масштаба, так и в
результате развития техносферы и деятельности человека.
К основным направлениям ориентированных фундаментальных исследований в
области наук о Земле относятся:
создание основ теории процессов минералообразования в земной коре
методами наноминералогии;
исследование предстоящих изменений климата полярных регионов
Российской Арктики;
разработка методов прогнозирования, оценки рисков и предупреждения
опасных природных процессов и т.д.
Результаты, получаемые при выполнении проектов этого раздела, крайне
важны для определения Российской Федерацией своих обязательств по
экономически значимым международным соглашениям.
7. Важным разделом блока являются "Социально-экономические
технологии". Значимость этого раздела объясняется тем, что Правительство
Российской Федерации основной целью развития страны на период до 2010 года
определило достижение радикального повышения уровня жизни населения,
восстановление экономической и политической роли России в мировом
сообществе.
Программные мероприятия раздела направлены на решение таких важнейших
вопросов государственной научно-технической политики, как определение
приоритетов в науке и технике и механизма их реализации за счет средств
федерального бюджета, снижение рисков в финансово-экономической сфере,
оптимизация процессов управления в промышленности и развития инновационных
предприятий, новых социально-экономических технологий в области
здравоохранения, градостроительства и жилищных проблем, подготовки кадров в
научно-технической сфере, обеспечения информационно-
технологической и национальной безопасности России и т.д.

Блок II. Поисково-прикладные исследования и разработки

Программные мероприятия блока включают исследования и разработки по
приоритетным направлениям развития науки и техники, ориентированные на
создание новых перспективных технологий, опытных образцов и т.д. в сфере
развития критических технологий федерального уровня.
При формировании указанных программных мероприятий учитываются
потребности отраслей экономики в принципиально новых технологических
решениях.
1. Основные задачи поисково-прикладных исследований и разработок
раздела "Информационные технологии и электроника" состоят в разработке
научных и технологических основ, в обеспечении научно - технического задела
по созданию новых и развитию существующих базовых информационных
технологий, технологий в сфере микроэлектроники, высокопроизводительных
вычислительных систем, наноэлектроники, средств связи и телекоммуникаций,
по формированию и использованию информационных ресурсов, электронных
библиотек, навигационных систем государственной системы научно-технической
информации.
Исследования и разработки раздела направлены на решение проблем в
области информатики и вычислительной техники, математических методов и
моделей, алгоритмов и программ, интеллектуальных систем, а также на
разработку технических решений создания вычислительных средств, нового
оборудования, диагностических систем, технологических основ микро - и
наноэлектроники, опытных устройств, систем связи и т.д.
2. Поисково-прикладные исследования и разработки раздела
"Производственные технологии" основываются на достижениях физических,
химических и биологических наук, а также достижениях в области новых
материалов, информационных технологий и электроники.
Реализация научно-технологических разработок обеспечит развитие таких
наукоемких научно-производственных комплексов страны, как
машиностроительный, горно-металлургический и строительный.
Основными целями проводимых исследований и разработок являются:
создание научной базы для перехода высокотехнологичных отраслей
реального сектора экономики на качественно новый технологический уклад
производительных сил;
разработка новых технологических решений по реализации
производственных процессов с высокой производительностью и гарантированным
качеством продукции;
разработка новых технических принципов создания машин и производств
будущего.
Новые технологические решения будут разработаны преимущественно в
следующих областях:
новые физические, химические и биологические процессы обработки
материалов;
информационные технологии управления процессами обработки материалов и
управления производством продукции;
электронно-ионно-плазменные и лазерные методы обработки материалов;
мехатронные, оптоэлектронные и микромеханические наукоемкие компоненты
технологических машин;
прецизионные технологии формообразования, сборки и контроля изделий
машиностроения;
техногенные образования, переработка дефицитного и стратегического
минерального сырья;
ресурсо- и энергосберегающие, экологически безопасные технологии;
экологически безопасные материалы.
3. Результаты поисково-прикладных исследований и разработок раздела
"Новые материалы и химические продукты" являются важными для обеспечения
прогрессивных сдвигов в различных отраслях промышленности, энергетике,
транспорте и связи, оборонном комплексе, медицине и здравоохранении, при
производстве продовольствия, в научных исследованиях.
Кроме того, проведение поисково-прикладных исследований и реализация
разработок раздела также позволит:
создать технологические основы, позволяющие минимизировать затраты при
очистке и утилизации отходов, при снабжении населения качественной питьевой
водой;
разработать широкую гамму образцов катализаторов новых поколений со
снижением капитальных затрат на создание соответствующих производств,
уменьшением расходов энергоресурсов и сырья, обеспечением экологической
безопасности;
получить образцы новых полимерных материалов, эластомеров,
композиционных материалов, сверхпрочных волокон и нитей, жаростойких
многослойных систем, разработать технологические основы производства
сверхтвердых материалов, фуллеренов, углеродных нанотрубок;
создать новые типы мембранных материалов;
создать образцы гибких автоматизированных производств;
разработать экологически безопасные и ресурсосберегающие технологии
производства продукции для социального сектора;
осуществить моделирование химических инцидентов и физико-химической
оценки безопасности объектов химической промышленности;
разработать технологические основы производства керамических,
композиционных и стекломатериалов, коррозионно-стойких сортов стали,
конструкционных легких сплавов;
доработать технологические решения производства материалов для
волоконно-оптических линий связи и вычислительной техники и т.д.
4. Поисково-прикладные исследования и разработки раздела "Технологии
живых систем" направлены на решение важнейших научных проблем прикладной
биологии, здравоохранения и агропромышленного комплекса.
Разработка эффективных методов и средств профилактики, диагностики и
лечения позволит снизить заболеваемость населения России наиболее
распространенными болезнями, улучшить физическое и духовное здоровье людей.
Будут разработаны образцы материалов и изделий для защиты человека в
экстремальных условиях, а также для адаптации к условиям среды.
Будут совершенствоваться методы создания новых сортов растений и пород
животных, борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений и
животных, процессы пищевых производств. Получат развитие методы уменьшения
влияния антропогенных факторов на экологическое равновесие и на
биологическое разнообразие страны.
Будут разработаны технологические решения извлечения металлов,
повышения нефтеотдачи пластов, основы расширенного производства наукоемкой
продукции и т.д.
5. В рамках раздела "Транспорт" предусматривается проведение поисково-
прикладных исследований и разработок, направленных на:
научно-техническое обеспечение формирования современного транспортного
комплекса России, способного интегрироваться в международную транспортную
сеть;
получение научно-технических результатов, обеспечивающих решение
транспортных проблем путем совершенствования традиционных видов транспорта,
поиск научно-технических решений для создания перспективных транспортных
технологий и средств транспорта;
создание научно-технического задела для разработки систем управления,
навигации.
Реализация в 2002-2006 годах поисково-прикладных исследований и
разработок раздела "Транспорт" также позволит:
разработать научные основы создания высокоскоростных железнодорожных
магистралей, соответствующих зарубежным аналогам;
разработать технологические решения для создания международных
транспортных коридоров;
улучшить экологическое состояние окружающей среды за счет разработки
нового поколения транспортных средств и технологий;
разработать образцы перспективных летательных аппаратов.
6. В рамках раздела "Топливо и энергетика" предусматривается
проведение поисково-прикладных исследований, разработка технологических
решений, направленных преимущественно на:
повышение энергоресурсоэффективности на этапах производства (добычи),
передачи и использования топливноэнергетических ресурсов, снижение
негативного воздействия на окружающую среду;
охрану окружающей среды и повышение энергоресурсоэффективности в
топливно - энергетическом комплексе;
развитие децентрализованного энергоснабжения на базе возобновляемых
источников энергии;
создание технологических основ повышения надежности АЭС и обращения с
ядерными материалами;
эффективное производство и использование водорода и т. д.
7. Поисково-прикладные исследования и разработки раздела "Экология и
рациональное природопользование" направлены на создание конкретных
технических решений по предотвращению загрязнения природной среды,
разработку безопасных производств, поиск способов практическогоперехода на
возобновляемые источники энергии, обоснование стратегических решений в
сфере рационального использования природных ресурсов России, разработку
рекомендаций по развитию регионов, ресурсодобывающих отраслей экономики,
рыболовства, лесного хозяйства, лесоперерабатывающего комплекса и т.д.

Раздел "Исследования и разработки, выполняемые государственными научными
центрами Российской Федерации"

Исследования и разработки, выполняемые исполнителями проектов данного
раздела - государственными научными центрами Российской Федерации,
ориентированы на проведение комплексных научно-исследовательских работ в
тех областях, формирование научно-технологического задела в которых
поручено Правительством Российской Федерации.
Проекты, предусмотренные планами научно-исследовательских работ и
программами важнейших прикладных научноисследовательских, опытно-
конструкторских и технологических работ государственных научных центров
Российской Федерации, которые утверждаются Министерством промышленности,
науки и технологий Российской Федерации, составляют систему программных
мероприятий данного раздела. Указанные проекты определяются на основе
отбора, проводимого в каждом государственном научном центре Российской
Федерации независимыми экспертными комиссиями, создаваемыми Министерством
промышленности, науки и технологий Российской Федерации, в состав которых
входят представители министерств (ведомств), ведущие ученые и специалисты
Российской академии наук, государственных и общественных академий наук,
отраслевых институтов и промышленности.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Объемы финансирования Программы на 2002-2006 годы будут определяться
при составлении бюджетных заявок с учетом соответствующих дефляторов и
прогнозируемых доходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.
Финансирование научных исследований и опытно-конструкторских работ,
выполняемых в рамках Программы, осуществляется Министерством
промышленности, науки и технологий Российской Федерации за счет средств
федерального бюджета, выделяемых ему как государственному заказчику
Программы. Оплата работы исполнителей производится в соответствии с
условиями заключенных с ними государственных контрактов.
Объекты капитального строительства для включения в раздел "Наука"
федеральной адресной инвестиционной программы ежегодно отбираются
Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации
исходя из возможностей федерального бюджета на основе критериев,
сформулированных Министерством экономического развития и торговли
Российской Федерации. Перечень объектов и объемы финансирования
конкретизируются при формировании федеральной инвестиционной программы на
текущий год.
Соотношение бюджетного финансирования и привлеченных исполнителями
внебюджетных средств и средств субъектов Российской Федерации запланировано
на уровне 30-35 процентов, исходя из опыта реализации федеральной целевой
научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития науки и техники гражданского назначения" 1996-2000
года, и обеспечивается соответствующими договорами (соглашениями) о
привлечении средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных
средств на реализацию отдельных разделов, проектов и мероприятий Программы.

























Таблица

(млн. рублей)
| |Затраты- | |В том |числе | | |
| |всего | | | | | |
| | |2002год |2003год |2004год |2005год |2006год |
|Финансовые |19814,82 | 2487,62|2981,42 | 3573,29|4896,88 |5875,61 |
|средства- | | | | | | |
|всего | | | | | | |
|в том | | | | | | |
|числе: | | | | | | |
|федеральног|14898,48 |2016,5 |2416,07 |2894,88 |3443,06 |4127,97 |
|о бюджета | | | | | | |
|внебюджетны|4916,34 |471,12 |565,35 |678,41 |1453,82 |1747,64 |
|х | | | | | | |
|средств и | | | | | | |
|средств | | | | | | |
|субъектов | | | | | | |
|Российской | | | | | | |
| | | | | | | |
|Федерации | | | | | | |
|(оценка) | | | | | | |
|Капитальные|924,58 |132 |154,67 |181,24 |212,35 |244,32 |
| | | | | | | |
|вложения - | | | | | | |
|всего | | | | | | |
|в том числе|924,58 |132 |154,67 |181,24 |212,35 |244,32 |
|из | | | | | | |
|федеральног| | | | | | |
|о бюджета | | | | | | |
|НИОКР - |18890,24 |2355,62 |2826,75 |3392,05 |4684,53 |5631,29 |
|всего | | | | | | |
| в том | | | | | | |
|числе из: | | | | | | |
|федеральног|13973,9 |1884,5 |2261,4 |2713,64 |3230,71 |3883,65 |
|о | | | | | | |
|бюджета | | | | | | |
|внебюджетны|4916,34 |471,12 |565,35 |678,41 |1453,82 |1747,64 |
|х средств | | | | | | |
|и средств | | | | | | |
|субъектов | | | | | | |
|Российской | | | | | | |
| | | | | | | |
|Федерации | | | | | | |
|(оценка) | | | | | | |


Ежегодные объемы финансирования должны уточнятся в соответствии с
расходами федерального бюджета на планируемый год.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Реализация Программы обеспечивается государственным заказчиком
-Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
Конкретные проекты, сроки их реализации определяются в программных
мероприятиях, утверждаемых Министерством промышленности, науки и
технологий Российской Федерации.
Основные принципы отбора проектов блока I "Ориентированные
фундаментальные исследования" следующие:
соответствие приоритетным направлениям развития науки и техники;
научно-технический уровень разработки (исследования);
новизна разработки (исследования);
масштабность сферы применения результатов;
планируемая стоимость работы;
сроки реализации.
При отборе проектов блока II "Поисково-прикладные исследования и
разработки" кроме принципов, предусмотренных для блока I, использовались
следующие:
соответствие основным тенденциям развития науки и технологий;
прикладное значение результата исследования;
реальность достижения целей.
Исполнители проектов блоков отбираются на конкурсной основе.
Система управления реализацией Программы предусматривает научное и
организационно-методическое управление.
Научное управление осуществляют Министерство промышленности, науки и
технологий Российской Федерации и созданные им координационные советы, в
состав которых включаются авторитетные ученые, представители
заинтересованных министерств и ведомств, промышленности, академической,
отраслевой и вузовской науки.
Координационные советы участвуют в выборе конкретных научно -
технических направлений исследований, оценке полноты и комплексности
программных мероприятий, распределении средств по научно-техническим
направлениям исследований и разработок, приемке завершенных работ и
подготовке рекомендаций о дальнейшем использовании результатов этих работ.
Организационно-методическое управление осуществляет Министерство
промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации с
учетом предложений координационных советов:
определяет конечные и промежуточные цели научно - исследовательских
работ, сроки их достижения;
производит оценку объемов финансовых ресурсов, необходимых для
реализации Программы в целом и ее отдельных проектов;
в соответствии с объемами выделенных бюджетных средств распределяет их
по исполнителям проектов;
осуществляет регулярный контроль за целевым и эффективным
использованием выделенных бюджетных средств;
организует в установленном порядке проведение конкурсов и
соответствующую экспертизу;
организует приемку работ по Программе и подготовку рекомендаций о
дальнейшем использовании результатов этих работ.
Текущее управление реализацией Программы, организационно-техническое
сопровождение государственных контрактов на выполнение НИОКР по Программе,
ее информационно-аналитическое обеспечение осуществляется в соответствии с
действующими нормативно-правовыми актами.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных
контрактов, заключаемых Министерством промышленности, науки и технологий
Российской Федерации с исполнителями, как правило, на один год.
НИОКР, относящиеся к программным мероприятиям, регистрируются во
Всероссийском научно-техническом информационном центре.
Ход выполнения Программы периодически рассматривается на заседаниях
коллегии Министерства промышленности, науки и технологий Российской
Федерации и его научно-технического совета.
Координационные советы ежегодно рассматривают ход работ по
соответствующим разделам Программы. Министерство промышленности, науки и
технологий Российской Федерации уточняет показатели Программы, затраты по
программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав
исполнителей.
Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, как
государственный заказчик Программы, представляет в Государственным комитет
Российской Федерации по статистике статистическую отчетность о реализации
Программы, ежегодно представляет в установленном порядке доклад о ходе
работ по Программе и эффективности использования выделенных на ее
реализацию финансовых средств.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Социально-экономические последствия реализации Программы в
существенной мере зависят от прогнозируемого роста отечественного
производства, его ориентации на техническое перевооружение, а также мер
Правительства Российской Федерации по инновационному развитию экономики.
В силу указанных факторов в 2002-2006 годах повысится востребованность
производством результатов НИОКР и возрастут требования к научно-
техническому заделу, на создание которого ориентированы проекты Программы.
Следствием реализации Программы будет создание научно-технической базы
для обеспечения роста экономики страны, выхода на внутренний и мировой
рынки высокотехнологичной продукции, сохранение приоритета страны в ряде
важных областей науки, техники и технологий.
В реализации Программы планируется участие более 1000 научных
организаций страны, отбираемых на конкурсной основе. Программа будет
способствовать сохранению ведущих научных школ мирового уровня, снизит
социальную напряженность в научно-технической сфере, возникшую на
переходных этапах развития экономики, сохранит около 50 тыс. рабочих мест в
60 регионах России.
На основе контрактной системы реализации проектов будет повышена
ответственность научных организаций за выполнение программных мероприятий.
В результате реализации Программы будут:
получены новые знания в области физических, химических, биологических,
информационных наук, наук о Земле. На их основе будут выявлены
перспективные направления научно-технического прогресса на среднесрочную и
долгосрочную перспективу, создан научный задел для их развития,
ориентированный на инновационный рост экономики;
разработаны новые информационные и телекоммуникационные
технологические решения, научные и технологические основы дальнейшей
информатизации промышленности и научно-технической сферы;
разработаны технологические основы инноваций, создающих условия для
дальнейшего развития биотехнологий, практического освоения ее достижений;
разработаны научно-технологические основы комплексной системы защиты
от патогенов;
созданы технологические решения, предназначенные для использования в
медицине и в различных сферах деятельности организаций и предприятий
медицинской, пищевой, агротехнической отраслей промышленности;
разработаны научные основы системы обеспечения безопасности и защиты
от аварий и катастроф, разработаны методы средне- и долгосрочного
прогнозирования погоды с учетом роли Мирового океана и полярных областей;
получены новые технологии оценки запасов рудных и нерудных полезных
ископаемых, биопродуктивности океанов и морей, разработаны стратегические
рекомендации по реагированию на изменения природной среды и климата и
адаптации основных отраслей экономики к новым природным и климатическим
условиям;
разработаны научные основы технологий реального сектора экономики,
характеризующихся индивидуализацией производства и потребления, повышением
гибкости производства, преодолением экологических ограничений по
энерго- и материалоемкости технологических процессов, совершенствованием
общественной структуры на основе телекоммуникационных технологий,
перспективных транспортных комплексов и распределенных производственных
систем;
разработаны инновационные технологические подходы к снижению
ресурсоемкости основных производственных процессов на 15 - 20 процентов,
увеличению энергоэффективности экономики на 20 - 30 процентов, получению
образцов новых материалов, применение которых должно обновить до 50
процентов техники;
снижены нагрузки на экосистемы за счет использования каталитических и
мембранных систем очистки, разделения смесей и селективного окисления
загрязнений;
созданы научные основы проектирования робототехнических комплексов,
что обеспечит создание индустриальных систем по выпуску наукоемкой
конкурентоспособной высокотехнологической продукции;
создано научное оборудование для обеспечения фундаментальных и
прикладных исследований и оснащены им научно-исследовательские организации
и центры коллективного пользования.
Все это позволит обеспечить дальнейший научно-технический прогресс и
развитие материального производства в стране, ее равноправное участие в
международном разделении труда, укрепить безопасность страны, улучшить
качество среды обитания человека, повысить благосостояние населения.