Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ctt.msu.ru/ext/laws/17.doc
Дата изменения: Fri Jun 22 21:29:00 2007
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:41:40 2012
Кодировка: koi8-r


УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ДОКТРИНЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ






13 июня 1996 года
? 884




УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ДОКТРИНЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

(с изм., внесенными Указами Президента РФ от 01.08.2003 N 866,
от 25.08.2004 N 1114)

В целях осуществления скоординированных действий, направленных на
сохранение и развитие научного потенциала страны, постановляю:
1. Одобрить подготовленную по поручению Правительства Российской
Федерации Министерством науки и технической политики Российской Федерации,
Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством
экономики Российской Федерации, Государственным комитетом Российской
Федерации по высшему образованию, Российской академией наук и отраслевыми
академиями наук с участием заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти и организаций и поддержанную Правительственной
комиссией по научно-технической политике доктрину развития российской науки
как основу проведения государственной научной политики, включающую в себя
следующие основные положения:
поддержка развития науки в качестве приоритетной задачи государства;


Действие третьего абзаца пункта 1 данного документа приостановлено до 1
января 2005 года Указом Президента РФ от 25.08.2004 N 1114.
Изменения, внесенные Указом Президента РФ от 25.08.2004 N 1114,
вступили в силу с 25 августа 2004 года.

Действие третьего абзаца пункта 1 данного документа приостановлено до 1
января 2004 года Указом Президента РФ от 01.08.2003 N 866.
Изменения, внесенные Указом Президента РФ от 01.08.2003 N 866, вступили
в силу с 1 августа 2003 года.

выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в
размере не менее 3 процентов его расходной части с ежегодным увеличением
размера этих средств по мере стабилизации экономики;
создание условий для развития фундаментальных научных исследований и
ведущих научных школ;
повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни
и работы ученых и специалистов;
реформирование сферы науки путем совершенствования принципов
управления, финансирования и организации научных исследований;
интеграция науки и образования, развитие системы подготовки
квалифицированных научных кадров;
создание условий для конкуренции и предпринимательства в сфере науки и
техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;
ориентация отечественного научного потенциала на решение важнейших
социально-экономических задач и обеспечение безопасности страны.
2. Правительству Российской Федерации:
обеспечить доведение доктрины развития российской науки до
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и научных
объединений, а также оперативную координацию работ по реализации основных
положений указанной доктрины;
продолжить работу по формированию и реализации в 1996 - 2000 годах
приоритетных направлений развития науки и техники, а также критических
технологий.
3. Федеральным органам государственной власти и органам государственной
власти субъектов Российской Федерации учитывать основные положения доктрины
развития российской науки при разработке и реализации мер государственной
поддержки и регулирования в сфере науки и научно-технической деятельности,
а также при разработке инвестиционных, научно-технических и других программ
развития отраслей экономики и субъектов Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
13 июня 1996 года
N 884







Одобрена
Указом Президента
Российской Федерации
от 13 июня 1996 г. N 884

ДОКТРИНА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ <*>

Доктрина развития российской науки - система взглядов на роль и
значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а также
принципов, определяющих механизм государственного регулирования научной
деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации
руководствуются федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научные работники,
научно-исследовательские организации, научно-технические общества и
объединения.
--------------------------------
<*> См. "Бюллетень Госкомвуза РФ", N 8, 1996

I. Наука - важнейший ресурс обновляющейся России

1. Российская наука за свою многовековую историю внесла огромный вклад
в развитие страны и мирового сообщества. Своим положением великой мировой
державы Россия во многом обязана достижениям отечественных ученых.
В современных условиях практическое использование естественнонаучных,
гуманитарных и научно-технических знаний во все большей степени становится
источником обеспечения жизнедеятельности общества, его духовного и
физического здоровья.
Уровень развития науки во многом определяет эффективность экономической
деятельности, обороноспособность, духовную и политическую культуру
населения страны, защищенность личности и общества от воздействия
неблагоприятных природных и антропогенных факторов.
2. Важным условием формирования отечественной науки являлось стремление
охватить все направления исследований. В стране сформировалась обширная
сеть научно-исследовательских организаций как фундаментального, так и
прикладного характера. По многим направлениям отечественная наука занимала
передовые позиции в мире. Это достигалось за счет высокого уровня ведущих
научных школ, престижности труда ученого и привлечения в науку большого
числа исследователей, а также за счет полноценного бюджетного
финансирования. Однако административно-командный механизм в экономике,
высокая степень закрытости научно-технической сферы, неоправданные
ограничения прав интеллектуальной собственности снижали эффективность
использования научного потенциала страны.
В настоящее время, когда расширяются возможности для свободы научного
творчества, открытого обмена информацией и международного сотрудничества,
положение российской науки могло бы качественно измениться. Однако
системный кризис, сопровождающий период социально-политического
переустройства страны, привел к тому, что перед отечественной наукой встали
новые серьезные трудности: крайне недостаточное бюджетное финансирование
научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ не обеспечивает
своевременного обновления материально-технической базы науки, создания
нормальных условий жизни и труда ученых, осложняет эффективное
государственное регулирование в научной сфере. Престиж профессии ученого
упал в обществе до недопустимо низкого уровня, наука перестала быть
привлекательной для талантливой молодежи. Со всей очевидностью возникла
необходимость коренной реорганизации сферы науки, привлечения
дополнительных источников финансирования. По-прежнему остро стоит проблема
более эффективного использования результатов научных исследований в
экономике.
3. Новыми тенденциями в развитии мирового сообщества стали расширение
сотрудничества и кооперации государства в решении глобальных проблем,
связанных с сохранением среды обитания, обеспечение достойного духовного и
физического уровня жизни людей, поддержание здоровья человека. Происходит
объединение усилий ученых и инженеров развитых стран в поиске и
использовании новых источников энергии, освоении космического пространства,
создании открытой информационной среды. Новая стратегия развития науки
отдает приоритет исследованиям, имеющим значимость для самой перспективы
существования мирового сообщества, для его устойчивого и безопасного
развития.
4. Современные тенденции межгосударственной интеграции не означают,
однако, исчезновения национальных интересов, в том числе в сфере науки.
Более того, национальный научный потенциал будет во многом определять место
страны в мировом сообществе, перспективы в конкурентной борьбе на внешнем
рынке, возможности в решении ее внутренних проблем.
Масштабы и темпы развития отечественной науки должны обеспечить
соответствие потенциала России уровню мирового научно-технического
прогресса. Приоритетные направления научных исследований определяются также
экономическим и геополитическим положением России, наличием природных
ресурсов, имеющих глобальное значение, потребностями духовного развития
нашего общества, гуманистическими традициями российской науки. Существенное
влияние на выбор приоритетов продолжают оказывать и мировые тенденции в
развитии человеческой цивилизации на рубеже двух тысячелетий.
5. Для реального преобразования жизни в России исключительно важное
значение имеет развитие науки в регионах, способствующее их прогрессу с
учетом экономических, ресурсных, экологических и культурных особенностей.

II. Развитие научного потенциала России

6. Государство рассматривает науку и ее научный потенциал как
национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи с чем
поддержка развития науки становится приоритетной государственной задачей.
Важнейшими принципами государственной научной политики являются:
- опора на отечественный научный потенциал;
- свобода научного творчества, последовательная демократизация научной
сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной
политики;
- стимулирование развития фундаментальных научных исследований;
- сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;
- создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в
сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной
деятельности;
- создание условий для организации научных исследований и разработок в
целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной
безопасности страны;
- интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки
квалифицированных научных кадров всех уровней;
- защита прав интеллектуальной собственности исследователей,
организаций и государства;
- обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права
свободного обмена ею;
- развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских
организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного
предпринимательства;
- формирование экономических условий для широкого использования
достижений науки, содействие распространению ключевых для российской
экономики научно-технических нововведений;
- повышение престижности научного труда, создание достойных условий
жизни и работы ученых и специалистов;
- пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего
России;
- защита прав и интересов российских ученых за рубежом.
7. Ключевым элементом реформирования системы управления сферой науки
становится совершенствование механизмов финансирования, организации научных
исследований и налоговой политики, а именно:
- выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в
размере 3 процентов его расходной части с ежегодным увеличением этого
размера по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для
высокоразвитых стран;
- обеспечение устойчивого государственного финансирования Российской
академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии
сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской
академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств,
государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным
направлениям науки и техники, государственных университетов и других
ведущих высших учебных учреждений, научных библиотек, музеев и
информационных центров;
- обеспечение множественности источников финансирования научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет активной поддержки
целевых государственных фондов;
- создание благоприятных условий для инвестирования в науку средств
промышленными предприятиями, банками, международными организациями и
частными лицами;
- развитие конкурсных начал в распределении средств на научные
программы и проекты при открытости принимаемых решений и привлечении
научного сообщества к контролю за использованием средств;
- поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере научно-
технических и опытно-конструкторских разработок;
- введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки
научной деятельности;
- создание условий и предоставление необходимых ресурсов для участия
российских ученых в международных проектах;
- создание благоприятных условий для работы общественных научных
объединений.

* * *

Государство, беря на себя перечисленные обязательства, выражает
уверенность в том, что российское научное сообщество обеспечит научно-
технические предпосылки для преобразования России в правовое государство с
социально ориентированной рыночной экономикой, высоким уровнем духовной и
материальной культуры, экологической и военной безопасности.