Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ctt.msu.ru/ext/laws/08.doc
Дата изменения: Fri Jun 22 21:29:00 2007
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:37:07 2012
Кодировка: koi8-r


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ.


Редакция с изменениями, вступающими в силу с 01.01.2005 г.




23 августа 1996 года N 127-
ФЗ




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Принят
Государственной Думой
12 июля 1996 года

Одобрен
Советом Федерации
7 августа 1996 года

(в ред. Федеральных законов
от 19.07.1998 N 111-ФЗ, от 17.12.1998 N 189-ФЗ,
от 03.01.2000 N 41-ФЗ, от 29.12.2000 N 168-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами
от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,
от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами
научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной
власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ
и услуг).

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство о науке и государственной научно-технической
политике

Законодательство о науке и государственной научно-технической политике
состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с
ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также
законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная
деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых
знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования - экспериментальная или
теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об
основных закономерностях строения, функционирования и развития человека,
общества, окружающей природной среды;
прикладные научные исследования - исследования, направленные
преимущественно на применение новых знаний для достижения практических
целей и решения конкретных задач.
Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на
получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных,
экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения
функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на
знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на
основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья
человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств,
услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-
экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и
научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы
деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области
науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или)
научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и
зафиксированный на любом информационном носителе.
Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-
технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности,
предназначенный для реализации.
Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и
безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными
гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными
организациями, получившими право на предоставление грантов на территории
Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации
порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях,
предусмотренных грантодателями.

Глава II. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 3. Общие положения о субъектах научной и (или) научно-
технической деятельности

1. Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется в
порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическими лицами -
гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами
без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и
юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая
деятельность предусмотрена их учредительными документами.
2. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с
настоящим Федеральным законом:
гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности
свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов
проведения научных исследований и экспериментальных разработок;
гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности
защиту от недобросовестной конкуренции;
признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-
технической деятельности;
обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации,
за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской
Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;
гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных
работников и специалистов государственных научных организаций;
гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным
заказам.

Статья 4. Научный работник, специалист научной организации и работник
сферы научного обслуживания. Общественные объединения научных работников

1. Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий
необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или)
научно-технической деятельностью.
Правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов
научной организации и критерии этой оценки определяются в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются
государственной системой аттестации.
Результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены вышестоящей
аттестационной комиссией. В случаях нарушения порядка или критериев оценки
квалификации научных работников и специалистов научной организации
результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены в судебном порядке.
2. Единый реестр предусмотренных государственной системой аттестации
ученых степеней и ученых званий, а также порядок присуждения ученых
степеней или присвоения ученых званий устанавливается Правительством
Российской Федерации. Указанный реестр действует на всей территории
Российской Федерации.
(п. 2 введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 168-ФЗ)
3. Правом выдачи дипломов, подтверждающих присуждение предусмотренных
государственной системой аттестации ученых степеней, и правом выдачи
аттестатов, подтверждающих присвоение предусмотренных государственной
системой аттестации ученых званий, обладает специально уполномоченный на то
Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной
власти.
(п. 3 введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 168-ФЗ)
4. Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником)
является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее
профессиональное образование и способствующий получению научного и (или)
научно-технического результата или его реализации.
5. Работником сферы научного обслуживания является гражданин,
обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-
технической деятельности в научной организации.
6. Научный работник имеет право на:
признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и
подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной
деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
получение в соответствии с законодательством Российской Федерации
доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов,
автором которых он является;
объективную оценку своей научной и (или) научно-технической
деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих
его творческому вкладу;
осуществление предпринимательской деятельности в области науки и
техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и
симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет
средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-
технической деятельности и иных источников, не запрещенных
законодательством Российской Федерации;
подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом
сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных и (или) научно-
технических результатов за пределами территории Российской Федерации);
доступ к информации о научных и научно-технических результатах, если
она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или
коммерческой тайне;
публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических
результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной,
служебной или коммерческой тайне;
мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих
негативное воздействие на человека, общество и окружающую природную среду;
повышение научной квалификации.


КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся ежегодных оплачиваемых отпусков научным
работникам, имеющим ученую степень, см. Постановление Правительства РФ от
12.08.1994 N 949.

7. Научный работник обязан:
осуществлять научную, научно-техническую деятельности и (или)
экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не
причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной среде;
объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-
технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических
результатов и экспериментальных разработок.
8. Научные работники могут заключать договоры о совместной научной и
(или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
9. Научные работники вправе создавать на добровольной основе
общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-
просветительские общества, общественные академии наук) в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации об общественных
объединениях.
Общественные академии наук участвуют в координации научной и (или)
научно-технической деятельности и действуют в соответствии со своими
уставами и законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации могут привлекать на
добровольной основе общественные объединения научных работников к
подготовке проектов решений в области науки и техники, проведению
экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных и научно-
технических программ и проектов, финансируемых за счет средств федерального
бюджета.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 5. Научная организация

1. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от
организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное
объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную
и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и
действующие в соответствии с учредительными документами научной
организации.
Научные организации подразделяются на научно-исследовательские
организации, научные организации образовательных учреждений высшего
профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-
конструкторские, проектно-технологические и иные организации,
осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
2. Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти организует в соответствии с законодательством
Российской Федерации государственную аккредитацию научных организаций и
выдает им свидетельства о государственной аккредитации. Порядок
государственной аккредитации определяется Правительством Российской
Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной
организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой
составляет не менее семидесяти процентов общего объема выполняемых
указанной организацией работ и уставом которой предусмотрен ученый
(научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из
органов управления. Объем продукции (товаров, работ и (или) услуг), которая
произведена научной организацией при осуществлении неосновных видов
деятельности с использованием полученных указанной организацией научных и
(или) научно-технических результатов и прибыль от реализации которой
направляется на финансирование научной и (или) научно-технической
деятельности указанной организации, не учитывается в общем объеме
выполненных указанной организацией работ при определении доли научной и
(или) научно-технической деятельности от данного объема в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 03.01.2000 N 41-ФЗ)
Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для
предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных
налоговым законодательством Российской Федерации, и других льгот,
установленных для научных организаций законодательством Российской
Федерации.


КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся порядка присвоения статуса государственного
научного центра, см. Указ Президента РФ от 22.06.1993 N 939.

Научной организации, которая находится в ведении федерального органа
исполнительной власти или академии наук, имеющей государственный статус, и
ее региональных отделений, которая имеет уникальное опытно-
экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и
специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая
деятельность которой получила международное признание, Правительством
Российской Федерации может присваиваться статус государственного научного
центра.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации научной
организации не может являться препятствием к осуществлению научной и (или)
научно-технической деятельности.
3. Научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом,
передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной
учредительными документами.
Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной
организации определяется законодательством Российской Федерации.
Государственные научные организации, учрежденные Правительством
Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти, имеют
право сдавать в аренду с согласия собственника без права выкупа временно не
используемое ими, находящееся в федеральной собственности имущество, в том
числе недвижимое. Размер арендной платы определяется договором и не должен
быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду
имущества в местах расположения таких организаций.
(абзац введен Федеральным законом от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной
собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и
используются указанными организациями в качестве источника дополнительного
бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической
базы.
(абзац введен Федеральным законом от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
4. Научная организация обязана поддерживать и развивать свою научно-
исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять
производственные фонды.
5. Научная организация осуществляет научное и научно-техническое
сотрудничество с иностранными юридическими лицами и внешнеэкономическую
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и
международными договорами Российской Федерации.
6. Научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При реорганизации государственной научной организации должно
обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-
технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной
научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного,
опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
7. За государственными научными организациями закрепляются в бессрочное
безвозмездное пользование земельные участки, выделенные в установленном
порядке.

Статья 6. Академии наук в Российской Федерации, имеющие государственный
статус
(в ред. Федерального закона от 19.07.1998 N 111-ФЗ)

1. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская
академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук,
Российская академия образования, Российская академия архитектуры и
строительных наук, Российская академия художеств) являются имеющими
государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями),
которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения,
пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в
федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской
Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в
том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их
состав предприятий, учреждений и организаций, закрепление за ними
федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и
назначение руководителей. Реестры федерального имущества, переданного
указанным академиям наук, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Полученное в форме дара, пожертвования или по завещанию имущество
(имущественное право или имущественные обязанности) академий наук, имеющих
государственный статус, используется ими на условиях, определяемых
договором (сделкой) и законодательством Российской Федерации, отражается в
смете доходов и расходов, учитывается на отдельном балансе.
Академии наук, имеющие государственный статус, создаются,
реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению
Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В Российскую академию наук, отраслевые академии наук входят научные
организации, организации научного обслуживания и социальной сферы.
Структура Российской академии наук и отраслевых академий наук, порядок
деятельности и финансирования входящих в их состав научных организаций,
организаций научного обслуживания и социальной сферы определяются уставами
указанных академий наук.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
2. Российская академия наук является самоуправляемой организацией,
действующей на основе законодательства Российской Федерации и своего
устава. Российская академия наук проводит фундаментальные и прикладные
научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и
гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных
исследований, выполняемых научными организациями и образовательными
учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет
средств федерального бюджета.
3. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями,
проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в
соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации данных
научных исследований.
4. Финансирование Российской академии наук, ее региональных отделений и
отраслевых академий наук осуществляется за счет средств федерального
бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации
источников.
Российская академия наук, ее региональные отделения (Дальневосточное
отделение Российской академии наук, Сибирское отделение Российской академии
наук и Уральское отделение Российской академии наук) и отраслевые академии
наук являются прямыми получателями и главными распределителями средств
федерального бюджета.
Порядок использования результатов научных исследований Российской
академии наук и отраслевых академий наук, проведенных за счет средств
федерального бюджета, определяется законодательством Российской Федерации.
Российская академия наук и отраслевые академии наук ежегодно
представляют Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской
Федерации отчеты о проведенных научных исследованиях, научных и (или)
научно-технических результатах, а также предложения о приоритетных
направлениях развития фундаментальных и прикладных наук.
Академии наук, имеющие государственный статус, в установленном ими
порядке ежегодно представляют в уполномоченные на то государственные органы
субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены научные
организации указанных академий наук, информацию о проведенных за счет
средств федерального бюджета научными организациями указанных академий наук
научных исследованиях, представляющую интерес для соответствующих субъектов
Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
5. Научные организации, организации научного обслуживания и социальной
сферы Российской академии наук, ее региональных отделений и отраслевых
академий наук владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом,
переданным указанным организациям в оперативное управление или в
хозяйственное ведение в соответствии с законодательством Российской
Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами. Реестры федерального
имущества, переданного указанным организациям в оперативное управление или
в хозяйственное ведение, утверждаются соответствующими академиями наук.
Доходы научных организаций, организаций научного обслуживания и
социальной сферы от разрешенной их уставами деятельности и имущество,
приобретенное указанными организациями за счет таких доходов, поступают в
самостоятельное распоряжение указанных организаций и учитываются на
отдельном балансе.
Научные организации, организации научного обслуживания и социальной
сферы Российской академии наук и отраслевых академий наук имеют право
сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое указанными
организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в том
числе недвижимое, на основании решения соответствующей академии наук,
которое должно быть согласовано с соответствующим федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации
на управление и распоряжение объектами федеральной собственности. Размер
арендной платы определяется договором и не должен быть ниже среднего
размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах
расположения таких организаций.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной
собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и
используются указанными организациями в качестве источника дополнительного
бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической
базы.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
6. За академиями наук, их научными организациями и организациями
научного обслуживания и социальной сферы закрепляются в бессрочное
безвозмездное пользование земельные участки, выделенные им в установленном
порядке.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ
И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 7. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью

1. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью
осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования
и самоуправления.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, научные
организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в
пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные
направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы
научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и
(или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и
научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и
производства, реализацию достижений науки и техники.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью
осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
Органы государственной власти Российской Федерации:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
утверждают уставы федеральных государственных научных организаций;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью
предоставленного федеральным государственным научным организациям
имущества;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
Руководители государственных научных организаций и научных организаций
академий наук, а также негосударственных научных организаций назначаются
(избираются) в соответствии с законодательством и в порядке,
предусмотренном их уставами.
4. Ученые советы государственных научных организаций разрабатывают и
утверждают планы научных работ и развития государственных научных
организаций гласно исходя из государственных заданий, профиля
государственных научных организаций, их научных и экономических интересов.

Статья 8. Договоры (контракты) на создание, передачу и использование
научной и (или) научно-технической продукции


КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся порядка заключения, исполнения, изменения и
расторжения договоров на создание (передачу) научно-технической продукции,
см. Положение, утв. Постановлением ГКНТ СССР от 19.11.1987 N 435.

1. Основной правовой формой отношений между научной организацией,
заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической
продукции, в том числе федеральными органами исполнительной власти,
являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной
и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических,
инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том
числе договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности
и распределении прибыли.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные
исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд. В
этих случаях договоры (контракты) заключаются между государственным органом
- заказчиком и организацией-исполнителем.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать для федеральных
государственных научных организаций обязательный государственный заказ на
выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-
техническими результатами определяются законодательством Российской
Федерации, а также не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон -
субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и потребителей
научной и (или) научно-технической продукции.

Статья 9. Информационное обеспечение научной и (или) научно-технической
деятельности

1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности имеют право
на обмен информацией, за исключением информации, содержащей сведения,
относящиеся к государственной, служебной или коммерческой тайне.
2. Правительство Российской Федерации обеспечивает создание федеральных
информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих
сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и
доведение до потребителей научной и технической информации, содействует
изданию научной и научно-технической продукции, приобретению научных
журналов, книг, иных печатных изданий о научных и (или) научно-технических
результатах за пределами территории Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации гарантирует субъектам научной и
(или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации, право
на ее приобретение и обеспечивает им доступ в международные информационные
фонды и системы в области науки и техники.
3. В случае ликвидации государственных научных организаций, при которых
функционируют банки данных и базы данных научной и (или) научно-технической
информации, обеспечиваются сохранность указанных банков данных и баз данных
и передача их правопреемникам в установленном порядке.

Статья 10. Ограничение и лицензирование отдельных видов научной и (или)
научно-технической деятельности

Правительство Российской Федерации вправе:
устанавливать порядок проведения научных исследований и использования
научных и (или) научно-технических результатов, которые могут создать
угрозу безопасности Российской Федерации, здоровью граждан, окружающей
природной среде;
лицензировать отдельные виды научной и (или) научно-технической
деятельности;
вводить в предусмотренных законодательством Российской Федерации
случаях ограничения на право использования отдельных научных и (или) научно-
технических результатов, распространяя на них режим секретности и
осуществляя надзор за его соблюдением;
вводить сертификационные и метрологические требования к отдельным видам
научной и (или) научно-технической деятельности.

Глава IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Статья 11. Основные цели и принципы государственной научно-технической
политики

1. Основными целями государственной научно-технической политики
являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование
научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в
развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач,
обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области
материального производства, повышение его эффективности и
конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и
защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности
государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение
взаимосвязи науки и образования.
2. Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из
следующих основных принципов:
признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень
развития производительных сил государства;
гласность и использование различных форм общественных обсуждений при
выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе
научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых
осуществляется на основе конкурсов;
гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности
на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов
образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных
исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-
научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего
профессионального образования, научных организаций академий наук, имеющих
государственный статус, а также научных организаций федеральных органов
исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области
науки и техники;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и
техники;
стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности
через систему экономических и иных льгот;
развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности
посредством создания системы государственных научных центров и других
структур;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
развитие международного научного и научно-технического сотрудничества
Российской Федерации.

Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в
области формирования и реализации государственной научно-технической
политики

1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации
относятся:
разработка и проведение единой государственной научно-технической
политики;
выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской
Федерации;
формирование и реализация федеральных научных и научно-технических
программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной
власти, ответственных за их выполнение;
финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет
средств федерального бюджета;
установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования
научной и (или) научно-технической деятельности и использование ее
результатов;
содействие развитию инновационной деятельности субъектов Российской
Федерации;
организация научно-технического прогнозирования;
формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции (работ
и услуг) Российской Федерации;
управление государственными научными организациями федерального
значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и
проектам, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;
охрана прав интеллектуальной собственности;
формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства
измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-
лицензионного дела и управление ими;
установление государственной системы аттестации научных и научно-
технических работников.
Правительство Российской Федерации определяет полномочия федеральных
органов исполнительной власти в области формирования и реализации единой
государственной научно-технической политики, утверждает федеральные научные
и научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям
развития науки и техники.
Формирование и практическое осуществление государственной научно-
технической политики гражданского назначения обеспечивает федеральный орган
исполнительной власти, на который возложены эти задачи, совместно с
Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, федеральными
органами исполнительной власти.
Формирование и практическое осуществление государственной политики
поддержки приоритетных направлений оборонной промышленности, отраслей
оборонного значения и связанных с ними науки и образования обеспечивают
органы исполнительной власти, ведущие государственные оборонные заказы.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
3. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской
Федерации относятся материально-техническое и финансовое обеспечение
научной и научно-технической деятельности государственных учреждений
субъекта Российской Федерации.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 13. Порядок формирования государственной научно-технической
политики

1. Направления государственной научно-технической политики на
среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Российской
Федерации на основе специального доклада Правительства Российской
Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Законодательный орган государственной власти Российской Федерации
ежегодно в соответствии с посланием Президента Российской Федерации о
положении в Российской Федерации и предложениями Правительства Российской
Федерации определяет при утверждении федерального бюджета годовые объемы
средств, выделяемых для выполнения федеральных научно-технических программ
и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств,
направляемых в федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-
технической деятельности.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Определение основных направлений государственной научно-технической
политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных
направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений
о реализации научных и научно-технических программ и проектов, об
использовании достижений науки и техники осуществляются в условиях
гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений,
экспертиз и конкурсов.
Государственная научно-техническая политика в отношении отраслей
разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной
власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом
единой государственной научно-технической политики.
4. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
5. Органы государственной власти Российской Федерации содействуют
сохранению высокого уровня научно-технического потенциала организаций,
выпускающих продукцию оборонного назначения, и других организаций в
условиях конверсии, оказывают экономическую, организационную и иную
поддержку их научным коллективам.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выполнение
работ по федеральной научной и (или) научно-технической программе,
осуществляет по отношению к организациям оборонных отраслей, работающим по
указанной программе, функции государственного заказчика и обеспечивает
необходимые меры по их государственной поддержке.

Статья 14. Организация и проведение экспертиз научной и научно-
технической деятельности

1. Органы государственной власти Российской Федерации организуют
проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов,
финансируемых за счет средств федерального бюджета.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Экспертиза проводится организациями, осуществляющими независимую
экспертизу, другими организациями, а также экспертами с участием
организаций, финансирующих научную и (или) научно-техническую деятельность,
при:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
выборе приоритетных направлений государственной научно-технической
политики, а также развития науки и техники;
формировании научных и научно-технических программ и проектов;
проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических
программах и проектах, контроле за их осуществлением и использованием
полученных научных и (или) научно-технических результатов в экономике
государства.
3. В экспертизе научной и (или) научно-технической деятельности не
может участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность в ее
результатах.
4. По результатам экспертиз научных и научно-технических программ и
проектов органы исполнительной власти Российской Федерации обязаны
заблаговременно информировать органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о
безопасности, в том числе экологической, об экономической и о социальной
значимости создаваемых производств и объектов, использующих достижения
науки и техники.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
5. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в
установленном порядке проводится обязательная государственная экспертиза
научно-технических программ и проектов.

Статья 15. Финансирование научной и (или) научно-технической
деятельности

1. Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической
деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности
источников финансирования.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
3. Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно
за счет средств федерального бюджета. В целях содействия инициативным
проектам научных исследований, отбираемым на конкурсной основе
Правительством Российской Федерации, создаются федеральные фонды поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Указанные фонды создаются в форме учреждений, деятельность которых
финансируется за счет средств федерального бюджета и иных источников, не
запрещенных законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4. В порядке долевого участия могут финансироваться научно-технические
программы, сформированные и реализуемые на основе международных и
межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы
создания новых техники и технологии двойного применения.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
5. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
6. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности
осуществляется государством на основе сочетания финансовой поддержки
научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и научно-
технических программ и проектов.



КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся фонда содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере, см. Постановление Правительства РФ
от 03.02.1994 N 65.

7. В Российской Федерации действуют государственные, негосударственные
и международные фонды поддержки научной и (или) научно-технической
деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 168-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Абзацы второй - третий утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004
N 122-ФЗ.
8. В федеральных органах исполнительной власти и коммерческих
организациях могут создаваться внебюджетные отраслевые и межотраслевые
фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных
органов исполнительной власти и коммерческих организаций определяется
Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(п. 8 в ред. Федерального закона от 17.12.1998 N 189-ФЗ)
9. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют
контроль за расходованием средств, выделенных из федерального бюджета или
внебюджетных фондов на научную и (или) научно-техническую деятельность,
определяют формы и способы использования ее результатов.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
10. Научная и (или) научно-техническая деятельность может
осуществляться за счет грантов.
Гранты передаются научным работникам, научным организациям,
образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим
юридическим лицам и гражданам.
Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством
Российской Федерации или в случае их использования на территории
иностранного государства в соответствии с законодательством этого
государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.

Статья 16. Международное научное и научно-техническое сотрудничество
Российской Федерации

1. Органы государственной власти Российской Федерации создают
необходимые условия для международного научного и научно-технического
сотрудничества.

КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся учета договоров о международном научно-
техническом сотрудничестве, см. Правила учета договоров о международном
научно-техническом сотрудничестве, заключаемых государственными научными
организациями.

Субъект научной и (или) научно-технической деятельности вправе вступать
в международные научные и научно-технические организации и объединения,
участвовать в международных научных и научно-технических программах и
проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранных
государств, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранными
юридическими лицами на работу как в Российской Федерации, так и за
пределами территории Российской Федерации в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации в установленном порядке могут
создаваться научные организации и научные центры с участием иностранных
граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
2. Иностранные инвестиции в область науки и техники осуществляются в
порядке и в формах, которые предусмотрены законодательством Российской
Федерации.
3. Российская Федерация поддерживает научное и научно-техническое
сотрудничество с иностранными государствами на основе соответствующих
международных договоров Российской Федерации, международных научных и
научно-технических программ и проектов, а также содействует расширению
научно-технического сотрудничества научных работников и научных и иных
организаций.
Органы государственной власти Российской Федерации, учитывая наличие
высокоинтегрированного научно-технического потенциала Содружества
Независимых Государств и других государств - бывших республик СССР,
сложившиеся научно-технические связи, содействуют развитию научно-
технического сотрудничества на основе многосторонних и двусторонних
договоров с ними.
4. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют
контроль за передачей научных и (или) научно-технических результатов, а
также научной и (или) научно-технической продукции за пределы территории
Российской Федерации в порядке, устанавливаемом законодательством
Российской Федерации.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 17. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с
настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим
Федеральным законом.

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
23 августа 1996 года
N 127-ФЗ