Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ctt.msu.ru/ext/laws/07.doc
Дата изменения: Fri Jun 22 21:29:00 2007
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:36:37 2012
Кодировка: koi8-r


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.


C изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2005




22 августа 1996 года N 125-
ФЗ




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Принят
Государственной Думой
19 июля 1996 года

Одобрен
Советом Федерации
7 августа 1996 года

(в ред. Федеральных законов от 10.07.2000 N 92-ФЗ,
от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ,
от 10.01.2003 N 11-ФЗ, от 05.04.2003 N 41-ФЗ,
от 07.07.2003 N 119-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ
от 27.12.1999 N 19-П, от 24.10.2000 N 13-П,
Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ,
от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ,
от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и
послевузовского профессионального образования

1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского
профессионального образования осуществляется настоящим Федеральным законом,
другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные
правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом,
применяются правила международного договора.

Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав
граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского
профессионального образования

1. Государственная политика в области высшего и послевузовского
профессионального образования основывается на принципах, определенных
Законом Российской Федерации "Об образовании", а также на следующих
принципах:
1) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
2) непрерывность и преемственность процесса образования;
3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального
образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и
традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;
4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений
развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов,
переподготовки и повышения квалификации работников;
5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных
направлений научных исследований в области высшего и послевузовского
профессионального образования.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и
послевузовского профессионального образования посредством:
1) финансирования за счет средств федерального бюджета обучения в
федеральных государственных образовательных учреждениях высшего
профессионального образования (далее - высшие учебные заведения) не менее
чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в
Российской Федерации;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему
образованию;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и
другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и
послевузовского профессионального образования государственных стипендий,
мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с настоящим
Федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
5) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского
профессионального образования;
6) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной
основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования
в федеральных государственных высших учебных заведениях в пределах
государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня
гражданин получает впервые.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
5. Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы
получения высшего и послевузовского профессионального образования,
образовательного учреждения и направления подготовки (специальности).
Ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского
профессионального образования могут быть установлены исключительно
федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях
защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 3. Автономия высших учебных заведений и академические свободы

1. Под автономией высшего учебного заведения понимается его
самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной,
научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с
законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в
установленном законодательством порядке.
2. Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность
перед личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием
деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом,
осуществляют в пределах своей компетенции учредитель высшего учебного
заведения и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти,
выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности (далее -
лицензия).
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского
состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения
предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического
работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему
усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими
методами, а также свобода студента получать знания согласно своим
склонностям и потребностям.
Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую
ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска
истины, ее свободного изложения и распространения.

Глава II. СИСТЕМА ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального
образования

Структура системы высшего и послевузовского профессионального
образования представляет собой совокупность:
государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского
профессионального образования и образовательных программ высшего и
послевузовского профессионального образования;
имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений
соответствующего дополнительного профессионального образования независимо
от их организационно-правовых форм;
научных, проектных, производственных, клинических, медико-
профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских учреждений,
организаций и предприятий, ведущих научные исследования и обеспечивающих
функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального
образования;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
органов управления образованием, а также подведомственных им
учреждений, организаций и предприятий;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
общественных и государственно-общественных объединений (творческих
союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических
советов и иных объединений).

Статья 5. Государственные образовательные стандарты высшего и
послевузовского профессионального образования и образовательные программы
высшего и послевузовского профессионального образования

1. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского
профессионального образования предназначены для обеспечения:
1) качества высшего и послевузовского профессионального образования;
2) единства образовательного пространства Российской Федерации;
3) основы для объективной оценки деятельности образовательных
учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского
профессионального образования;
4) признания и установления эквивалентности документов иностранных
государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании.
2. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского
профессионального образования состоят из федеральных и национально-
региональных компонентов.
Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов
высшего и послевузовского профессионального образования включают в себя:
1) общие требования к основным образовательным программам высшего и
послевузовского профессионального образования;
2) требования к обязательному минимуму содержания основных
образовательных программ высшего и послевузовского профессионального
образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и
производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню
подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности);
3) сроки освоения основных образовательных программ высшего и
послевузовского профессионального образования в федеральных государственных
образовательных учреждениях, не противоречащие срокам, установленным
законодательством Российской Федерации и (или) положениями о высших учебных
заведениях соответствующих видов;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Национально-региональные компоненты государственных образовательных
стандартов высшего и послевузовского профессионального образования отражают
национально-региональные особенности подготовки специалистов по
соответствующим направлениям подготовки (специальностям).
3. Порядок разработки, утверждения и введения в действие
государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского
профессионального образования в части, не урегулированной настоящим
Федеральным законом, определяется Правительством Российской Федерации.
4. Национально-региональные компоненты государственных образовательных
стандартов высшего и послевузовского профессионального образования
определяются высшим учебным заведением по инициативе органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации и реализуются высшим учебным
заведением на договорной основе с соответствующим органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
5. Основные образовательные программы высшего и послевузовского
профессионального образования разрабатываются федеральным государственным
органом управления образованием и ведомственными государственными органами
управления образованием и в части, выходящей за пределы соответствующих
государственных образовательных стандартов, выполняют функции примерных
образовательных программ высшего и послевузовского профессионального
образования.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
6. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего и
послевузовского профессионального образования устанавливается в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы
его получения

1. Основные образовательные программы высшего профессионального
образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего
профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу,
успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу,
успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный
специалист";
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу,
успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".


КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Госкомвуза РФ от 10.08.1993 N 42 утверждено Положение о
магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего
образования Российской Федерации.

3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной
программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших
промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается
неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей
дипломов установленного образца.
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы
высшего профессионального образования, выдаются академические справки
установленного образца.
4. Сроки освоения основных образовательных программ высшего
профессионального образования составляют:
для получения квалификации (степени) "бакалавр" не менее чем четыре
года;
для получения квалификации "дипломированный специалист" не менее чем
пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими
государственными образовательными стандартами;
для получения квалификации (степени) "магистр" не менее чем шесть лет.
5. Лица, получившие документы государственного образца о высшем
профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в
соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью)
продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального
образования следующей ступени.
6. Получение впервые образования по образовательным программам высшего
профессионального образования различных ступеней не рассматривается как
получение второго высшего профессионального образования.
7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального
образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем
государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в
государственной, муниципальной организации определенной должности,
получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших
образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического
образования, основанием для занятия ими указанных должностей является
первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая
удостоверениями установленного образца.
Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право
на занятие должности, для которой квалификационными требованиями
предусмотрено высшее профессиональное образование.
Занятие должностей государственных и муниципальных служащих
осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным
законом.
8. Основные образовательные программы высшего профессионального
образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости
от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного
заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме
экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего
профессионального образования. Перечень направлений подготовки
(специальностей), по которым получение высшего профессионального
образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме
экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской
Федерации.
9. Экстернат - самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно
основной образовательной программе высшего профессионального образования по
избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией
(текущей и итоговой) в высшем учебном заведении.
Положение об экстернате утверждается федеральным государственным
органом управления образованием.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших
учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и
итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих
государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

Статья 7. Документы о высшем и послевузовском профессиональном
образовании

1. Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и
послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую
аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании.
2. Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию,
выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем
образовании с официальной символикой Российской Федерации. Форма документа
государственного образца утверждается федеральным государственным органом
управления образованием.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Устанавливаются следующие виды документов, которыми удостоверяется
завершение высшего профессионального образования различных ступеней:
диплом бакалавра;
диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;
диплом магистра;
диплом о неполном высшем профессиональном образовании (в соответствии с
пунктом 3 статьи 6);
справка установленного образца о незаконченном высшем профессиональном
образовании.
4. Решение государственной аттестационной комиссии о присвоении
выпускнику квалификации (степени) и выдаче ему документа государственного
образца о высшем профессиональном образовании может быть отменено
федеральным государственным органом управления образованием, утвердившим
председателя государственной аттестационной комиссии, только в случае, если
по вине обучающегося нарушен установленный порядок выдачи документов
государственного образца о высшем профессиональном образовании.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
5. По результатам защиты диссертации в установленном порядке выдается
диплом кандидата наук или диплом доктора наук.

Статья 8. Высшее учебное заведение, его задачи и структура

1. Высшим учебным заведением является образовательное учреждение,
учрежденное и действующее на основании законодательства Российской
Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в
соответствии с лицензией образовательные программы высшего
профессионального образования.
2. Основными задачами высшего учебного заведения являются:
1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном
и нравственном развитии посредством получения высшего и (или)
послевузовского профессионального образования;
2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и
творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся,
использование полученных результатов в образовательном процессе;
3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с
высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;
4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду
и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных
ценностей общества;
6) распространение знаний среди населения, повышение его
образовательного и культурного уровня.
3. Высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей
структуры, за исключением их филиалов.
Структурные подразделения высшего учебного заведения могут наделяться
по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица в
порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения. Статус и
функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются
положением, утвержденным в порядке, предусмотренном уставом высшего
учебного заведения.
Структурные подразделения высшего учебного заведения могут
реализовывать образовательные программы начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего
профессионального образования, а также образовательные программы
дополнительного образования при наличии у высшего учебного заведения
соответствующей лицензии.
Филиалами высших учебных заведений являются обособленные структурные
подразделения, расположенные вне места его нахождения.
Филиалы федеральных государственных высших учебных заведений создаются
учредителем по согласованию с федеральным государственным органом
управления образованием, соответствующими органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту
нахождения филиала.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Типовое положение (положение) о филиалах федеральных государственных
высших учебных заведений и порядок их организации разрабатываются и
утверждаются федеральным государственным органом управления образованием.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Филиалы высших учебных заведений проходят лицензирование и аттестацию
самостоятельно, а государственную аккредитацию - в составе высшего учебного
заведения.
Филиалы высшего учебного заведения, реализующего образовательную
программу (образовательные программы) в полном объеме посредством
дистанционных образовательных технологий (за исключением некоторых занятий)
в этих филиалах, вправе проходить аттестацию и государственную аккредитацию
в составе высшего учебного заведения, обособленными структурными
подразделениями которого они являются.
(абзац введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 11-ФЗ)

Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных
заведений: университет, академия, институт.
2. Университет - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего и послевузовского
профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки
(специальностей);
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации
работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому
спектру наук;
является ведущим научным и методическим центром в областях своей
деятельности.
3. Академия - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего и послевузовского
профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации
работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-
педагогической деятельности;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования
преимущественно в одной из областей науки или культуры;
является ведущим научным и методическим центром в области своей
деятельности.
4. Институт - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего профессионального
образования, а также, как правило, образовательные программы
послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации
работников для определенной области профессиональной деятельности;
ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
5. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его
вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной
аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его
наименование.
6. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании
и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае,
если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное
название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним
указывается вид высшего учебного заведения.

Статья 10. Порядок создания и реорганизации высших учебных заведений,
лицензирования их деятельности и аккредитации

1. Вопросы создания и реорганизации высшего учебного заведения
регулируются Законом Российской Федерации "Об образовании".
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Учредителем высших учебных заведений, реализующих военные
профессиональные образовательные программы (военно-учебных заведений),
может быть только Правительство Российской Федерации.
2. Федеральные государственные высшие учебные заведения создаются и
реорганизуются Правительством Российской Федерации.
Негосударственные высшие учебные заведения создаются учредителем
(учредителями) в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Право юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной
деятельности, предусмотренной уставом, возникает у высшего учебного
заведения с момента его государственной регистрации. Право на реализацию
образовательных программ высшего и послевузовского профессионального
образования возникает с момента выдачи ему лицензии.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4. Лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным
программам высшего и послевузовского профессионального образования выдаются
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании
заключений экспертной комиссии, которая формируется с участием
представителей органа управления образованием субъекта Российской
Федерации, на территории которого расположено высшее учебное заведение.
(в ред. Федеральных законов от 10.07.2000 N 92-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия
условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых высшим
учебным заведением, требованиям органов государственной власти Российской
Федерации и органов местного самоуправления к обеспеченности учебными
площадями, санитарным и гигиеническим нормам, охране здоровья обучающихся и
работников образовательных учреждений, оборудованию учебных помещений,
оснащенности учебного процесса и образовательному цензу педагогических
работников.
Лицензирование образовательной деятельности высшего учебного заведения
по новым для него направлениям подготовки (специальностям) производится на
общих основаниях независимо от наличия у высшего учебного заведения
лицензии.
Лицензии на ведение образовательной деятельности по военным
профессиональным образовательным программам выдаются только государственным
высшим учебным заведениям в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
Лицензии высшим учебным заведениям независимо от их организационно-
правовых форм, за исключением образовательных учреждений дополнительного
образования, могут быть выданы лишь при наличии у них на правах
собственника, оперативного управления, аренды или самостоятельного
распоряжения необходимой учебно-материальной базы.
Особенности предмета и содержания экспертизы, проводимой в отношении
высших учебных заведений, использующих дистанционные образовательные
технологии для реализации образовательных программ частично или в полном
объеме, устанавливаются федеральным государственным органом управления
образованием, если иное не установлено федеральным законом.
(абзац введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 11-ФЗ, в ред.
Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
5. Право выдачи документов государственного образца о высшем и
послевузовском профессиональном образовании появляется у высшего учебного
заведения с момента его государственной аккредитации, осуществляемой
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по результатам
аттестации высшего учебного заведения.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
6. Аттестация высшего учебного заведения проводится государственной
аттестационной службой по заявлению высшего учебного заведения или по
инициативе федерального государственного органа управления образованием,
федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находится
высшее учебное заведение.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия
содержания, уровня и качества подготовки выпускников высшего учебного
заведения требованиям государственных образовательных стандартов высшего
профессионального