Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ctt.msu.ru/ext/laws/05.doc
Дата изменения: Fri Jun 22 21:29:00 2007
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:35:45 2012
Кодировка: koi8-r

Основные направления политики Российской
Федерации в области развития инновационной
системы на период до 2010 года

I. Общие положения

Основные направления политики Российской Федерации в области развития
инновационной системы на период до 2010 года (далее именуются - Основные
направления) определяют цель, задачи, направления государственной политики,
механизмы и основные меры по ее реализации.
В Основных направлениях применяемые термины используются в следующих
значениях:
инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг,
направленных на:
создание и организацию производства принципиально новой или с новыми
потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг),
создание и применение новых или модернизацию существующих способов
(технологий) ее производства, распространения и использования,
применение структурных, финансово-экономических, кадровых,
информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте
продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или
создающих условия для такой экономии;
инновационная продукция - результат инновационной деятельности
(товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;
инновационная система - совокупность субъектов и объектов
инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и
реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в
рамках проводимо" государством политики в области развития инновационной
системы;
инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов
инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной
деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации
инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся
центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры,
технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной
деятельности, венчурные фонды и др.;
политика Российской Федерации в области развития инновационной системы
- составная часть государственной научно-технической и промышленной
политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством
социально-экономических мер, направленных на формирование условий для
развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе
передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой
продукции в структуре производства, а также системы продвижения и
реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках;
наукоемкие высокотехнологичные отрасли (производства) - отрасли, сферы
или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция
(товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной
за счет применения достижений науки, технологий и техники,
характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и
разработки в стоимостном объеме производства такой продукции.
Политика Российской Федерации в области развития

инновационной системы базируется на равноправном государственно-

частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов

государства и предпринимательского сектора экономики для развития

инновационной деятельности.
Инновационная система включает:
воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным рыночным спросом,
путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской
академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а
также в университетах страны;
проведение прикладных исследований и технологических разработок в
государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях
промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство;
промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной
инновационной продукции;
развитие инфраструктуры инновационной системы;
подготовку кадров по организации и управлению в сфере инновационной
деятельности.
5. Инновационная система призвана стать одним из эффективных

инструментов динамичного развития национальной экономики путем:
обеспечения рационального сочетания и эффективного использования
высокого научно-технического, интеллектуального и промышленного потенциала
и уникальных природных ресурсов страны;
формирования научно-технической базы, организационно-экономических
механизмов и стимулов, направленных на развитие инновационного
предпринимательства, включая малые и средние предприятия, работающие в
области коммерциализации знаний и технологий.
6. Инновационную систему характеризуют следующие основные

показатели:
доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом
внутреннем продукте;
доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем
числе предприятий в Российской Федерации;
доля инновационной продукции в общем объеме продаж продукции на
внутреннем и мировом рынках;
сальдо экспорта-импорта технологий.
7. Содержанием инновационной деятельности субъектов инновационной
системы является:
проведение анализа и формирование прогноза направлений научно-
технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных
условий рыночного потребления;
развитие инфраструктуры инновационной системы;
вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной
деятельности;
технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной
продукции;
проведение экспертизы разработок, оказание консультационных,
информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной
продукции на рынок.
Инновационная деятельность базируется на приоритетах, которые
формируются в сфере коммерциализации результатов исследований и
разработок во взаимодействии с предпринимательским сектором экономики
исходя из национальных интересов страны и с учетом мировых тенденций
развития науки, технологий и техники.
8. Основные направления развивают положения Основ политики

Российской Федерации в области развития науки и технологий на период

до 2010 года и дальнейшую перспективу.

II. Цель и задачи государственной политики в области развития
инновационной системы

9. Целью государственной политики в области
развития

инновационной системы является формирование экономических условий

для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в

интересах реализации стратегических национальных
приоритетов

Российской Федерации: повышение качества жизни
населения,

достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки,

образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны

путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора

экономики на основе взаимовыгодного партнерства.
10. Для достижения цели государственной политики в
области

развития инновационной системы за счет внедрения и коммерциализации

научно-технических разработок и технологий, ускоренного развития

наукоемких высокотехнологичных и ресурсосберегающих производств

необходимо решить следующие основные задачи:
сформировать приоритеты инновационной деятельности;
обеспечить нормативно-правовое регулирование инновационной
деятельности;
обеспечить рациональное сочетание механизмов государственного прямого
и косвенного стимулирования и рыночных механизмов при осуществлении
инновационной деятельности;
создать условия для развития кадрового потенциала отечественной науки
и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах;
обеспечить активное развитие инновационной деятельности предприятий и
организаций, работающих в области коммерциализации технологий;
усилить государственное регулирование и поддержку научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ в

конкурентоспособных областях, к которым, прежде всего, относятся:

оборонно-промышленный комплекс, атомная и авиакосмическая
промышленность, связь и телекоммуникации, фармацевтика и
биотехнология, производство программного обеспечения;
обеспечить развитие инновационных технологий, направленных на
повышение эффективности использования энергетических и природных ресурсов
страны, включая уникальные технологии, созданные в оборонно-промышленном
комплексе;
обеспечить ускорение процессов интеграции научной, образовательной и
производственной деятельности для повышения конкурентоспособности
российской экономики;
осуществить государственное содействие формированию научно-
образовательно-производственных интегрированных структур, ориентированных
на серийный выпуск и реализацию инновационной продукции в кооперации с
малыми высокотехнологичными предприятиями;
обеспечить повышение эффективности государственно-частного партнерства
при реализации важнейших инновационных проектов государственного значения;
стимулировать привлечение российских и иностранных инвестиций в
наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики страны.

III. Основные направления государственной политики в области развития
инновационной системы

11. Государственная политика в области развития инновационной

системы реализуется по следующим направлениям:
создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении
инновационной деятельности;
формирование инфраструктуры инновационной системы;
создание системы государственной поддержки коммерциализации
результатов интеллектуальной деятельности.
Создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении
инновационной деятельности
12. Создание благоприятной экономической и правовой среды в
отношении инновационной деятельности предусматривает:
охрану, использование и защиту результатов интеллектуальной
деятельности;
определение правовых норм, регламентирующих использование ресурсов
систем научно-технической и военно-технической информации для
информационной поддержки инновационной деятельности, включая обмен знаниями
и технологиями между оборонно-промышленным и гражданским секторами
экономики;
создание правовых условий для консолидации усилий федеральных и
региональных органов власти, органов местного самоуправления по
формированию инновационной системы;
расширение полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований по ресурсной поддержке инновационной деятельности;
разработку и реализацию мер налоговой, таможенной и тарифной политики,
нацеленных на стимулирование коммерциализации и внедрения в производство
новых технологий;
создание нормативно-правовой базы, направленной на формирование
благоприятной среды для привлечения частных инвестиций для финансирования
инновационной деятельности, включая развитие форм совместного
финансирования инновационных проектов за счет средств федерального бюджета
и средств частных инвесторов;
создание институциональных и правовых условий для развития венчурного
предпринимательства в области наукоемких инновационных проектов.

Формирование инфраструктуры инновационной системы

13. Формирование инфраструктуры инновационной системы

предусматривает:
создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры;
формирование инновационно-активных территорий (наукоградов,
технополисов и др.), в том числе технико-внедренческих экономических зон;
развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки
инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и
венчурного предпринимательства;
формирование системы информационной поддержки, включая оказание
консалтинговых услуг для организации взаимодействия участников
инновационной деятельности;
содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий.
14. Инфраструктура инновационной системы развивается, в первую

очередь, на территориях субъектов и муниципальных образований

Российской Федерации с высокой концентрацией инновационного

потенциала, включая наукограды, академгородки, особые экономические зоны,
закрытые административно-территориальные образования и иные виды
технополисов в соответствии с условиями конъюнктуры внутренней) и мирового
рынков.
Создание системы государственной поддержки коммерциализации
результатов интеллектуальной деятельности
15. Государственная поддержка коммерциализации результатов

интеллектуальной деятельности, включая подготовку производства и

обеспечение вывода на рынок инновационной продукции, осуществляется

путем:
координации федеральных, региональных, межведомственных и
ведомственных целевых программ в целях консолидации и концентрации
бюджетных и внебюджетных ресурсов для финансирования инновационной
деятельности;
комплексного решения задач инновационного развития регионов и
наукоемких высокотехнологичных отраслей в рамках реализации Приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и
Перечня критических технологий Российской Федерации;
совершенствования механизмов взаимодействия участников инновационной
деятельности, в первую очередь, между научными организациями, высшими
учебными заведениями и промышленными предприятиями в целях продвижения
новых знаний и технологий в производство.

IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в
области развития инновационной системы

16. Основные механизмы реализации государственной политики в

области развития инновационной системы:
1) формирование целостной системы организационно-правовых,
экономических и иных норм стимулирования, поддержки и регулирования
инновационной деятельности, включая:
установление порядка закрепления и передачи прав на результаты
интеллектуальной деятельности гражданского и двойного назначения, созданные
за счет средств федерального бюджета, с целью их введения в хозяйственный
оборот;
совершенствование законодательной базы для развития венчурного
предпринимательства;
переход к программно-целевому принципу государственной

поддержки инновационной деятельности путем
координации

федеральных, региональных, межведомственных и ведомственных

целевых программ, включая поддержку инновационной деятельности в

академиях наук, имеющих государственный статус, государственных

научных центрах Российской Федерации и высших учебных заведениях;
увеличение доли внебюджетных ресурсов по мере выполнения

этапов инновационных проектов, включая:
создание институтов финансирования малых высокотехнологичных
предприятий на начальном этапе создания ими инновационной продукции;
содействие формированию системы региональных и отраслевых венчурных
фондов;
развитие внутреннего рынка инновационной продукции;
привлечение организаций малого и среднего предпринимательства

к участию в целевых программах и инновационных проектах;
формирование у предпринимателей мотивации к развитию

инновационной деятельности, в том числе путем:
расширения финансируемых государством программ
фундаментальных и поисковых исследований, научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ;
участия государства в развитии инфраструктуры инновационной системы;
формирование экономических показателей в сфере

инновационной деятельности для оценки уровня и
динамики

коммерциализации научно-технических разработок;
разработка критериев выбора приоритетов государственной

политики в области развития инновационной системы и выявления на

стадии проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских

работ потенциальных возможностей для производства

конкурентоспособной инновационной продукции.
17. Основные меры по реализации государственной политики в области
развития инновационной системы:
организация мониторинга состояния внутреннего и мирового

рынков инновационной продукции, анализ параметров и динамики их

развития, разработка прогнозов инновационно-технологического развития

страны;
формирование и развитие системы учета и контроля результатов

научно-технической деятельности;
развитие государственной поддержки отечественных участников

инновационной деятельности, в том числе путем закупки
их

инновационной продукции для государственных нужд и размещения

государственных заказов на ее разработку на конкурсной основе для

предприятий любой формы собственности;
развитие условий для стимулирования импортозамещения

отечественной конкурентоспособной инновационной продукцией;
развитие государственной поддержки экспорта

конкурентоспособной инновационной продукции с защищенными правами

на объекты интеллектуальной собственности;
развитие условий для создания государственно-частных

партнерств в инновационной деятельности;
содействие развитию торговли ценными бумагами предприятий

наукоемких высокотехнологичных отраслей с целью повышения их

ликвидности, включая торги опционами на право приобретения прав на

результаты научно-технической деятельности;
совершенствование системы финансовой аренды (лизинга)

уникального научного, технологического и
производственного

оборудования;
создание условий для осуществления долгосрочного кредитования

и стимулирования инвестиционных проектов компаний, осуществляющих

инновационную деятельность;

создание условий для привлечения и закрепления талантливой

молодежи в сфере инновационной деятельности;
развитие системы непрерывной подготовки специалистов по

организации и управлению в сфере инновационной деятельности;
пропаганда успехов и опыта работы в сфере инновационной

деятельности в средствах массовой информации, включая поддержку

проведения инновационных выставок и венчурных ярмарок в регионах

Российской Федерации;
создание системы статистического наблюдения в сфере

инновационной деятельности по основным индикаторам развития

инновационной системы.
18. Реализация Основных направлений должна способствовать
осуществлению к 2010 году структурных преобразований в экономике, ведущих к
росту доли в валовом внутреннем продукте наукоемких высокотехнологичных
отраслей экономики, сферы сложных организационных, технических и бытовых
услуг.
Сформированная инновационная система позволит вывести экономику
страны из зоны преимущественного экспортно-сырьевого развития и поддержать
высокую динамику роста перерабатывающих отраслей, в полной мере обеспечить
конкурентоспособность России в мировом сообществе и ее равноправную
интеграцию в мировое экономическое пространство.
К 2010 г. уровень и динамика коммерциализации результатов
интеллектуальной деятельности, снижения рисков для инвестиций в
высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности экономики
страны должны стать решающим фактором улучшения качества жизни населения,
обеспечения социально-экономической стабильности и национальной
безопасности Российской Федерации.