Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ctt.msu.ru/ext/laws/01.doc
Дата изменения: Fri Jun 22 21:29:00 2007
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:34:00 2012
Кодировка: koi8-r


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 14 августа 2001 г. N 756


(о концепции вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной
собственности и мерах по её реализации)


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

от 14 августа 2001 г. N 756

Эффективное и целенаправленное использование научно-технического
потенциала города является одним из важнейших направлений экономического
развития Москвы. Создание и обеспечение функционирования механизма
коммерциализации результатов научно-технической деятельности и вовлечение
объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот может дать
существенный рост поступлений дополнительных финансовых средств в городской
бюджет и способствовать расширению инновационных процессов в городе.
В целях обеспечения эффективного использования и коммерциализации
объектов интеллектуальной собственности Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить представленную Департаментом науки и промышленной
политики Правительства Москвы и Управлением Мэра Москвы:
1.1. Концепцию вовлечения в хозяйственный оборот объектов
интеллектуальной собственности (приложение 1).
1.2. Первоочередные мероприятия по реализации Концепции вовлечения в
хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности (приложение
2).
2. Возложить на Департамент науки и промышленной политики
Правительства Москвы функции уполномоченного органа Правительства Москвы по
распоряжению объектами интеллектуальной собственности, созданной полностью
или на долевой основе за счет бюджета города, обеспечению ее использования
и вовлечения в хозяйственный оборот.
Поручить Департаменту науки и промышленной политики Правительства
Москвы осуществлять от имени Правительства Москвы организацию работ по
вопросам коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.
3. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы на
базе Московской академии государственного и муниципального управления
организовать обучение специалистов по управлению и вовлечению в
хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности из числа
служащих Правительства Москвы и сотрудников подведомственных и
заинтересованных организаций.
Предусмотреть организацию выставок, конференций, семинаров, круглых
столов и других выставочных мероприятий по вопросам использования и
коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.
4. Признать целесообразным изменение функций Межведомственного
координационного совета при Правительстве Москвы по вопросам использования
интеллектуальной собственности, созданного постановлением Правительства
Москвы от 18 июля 2000 года N 548 "О создании Межведомственного
координационного совета при Правительстве Москвы по вопросам использования
интеллектуальной собственности", в соответствии с Концепцией вовлечения в
хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и
мероприятиями по её реализации.
4.1. Утвердить:
4.1.1. Состав Межведомственного координационного совета при
Правительстве Москвы по вопросам использования объектов интеллектуальной
собственности (приложение 3).
4.1.2. Состав Консультативной группы при Межведомственном
координационном совете при Правительстве Москвы по вопросам использования
интеллектуальной собственности (приложение 4).
4.2. Председателю Межведомственного координационного совета при
Правительстве Москвы по вопросам использования объектов интеллектуальной
собственности в двухмесячный срок представить на утверждение Правительства
Москвы Положение о Межведомственном координационном совете при
Правительстве Москвы по вопросам использования объектов интеллектуальной
собственности.
5. Комитету по реформированию оборонных предприятий, расположенных в
городе Москве, совместно с Федеральным агентством по правовой защите
результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного
назначения при Министерстве юстиции Российской федерации разработать
мероприятия по коммерциализации объектов интеллектуальной собственности
специального и двойного назначения в интересах города и в срок до 1 ноября
2001 года представить их для утверждения в Правительство Москвы.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
Доложить Премьеру Правительства Москвы о ходе выполнения настоящего
постановления во II квартале 2002 года.


Заместитель Премьера В.П. Шанцев
Правительства Москвы





























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к постановлению Правительства Москвы

от 14 августа 2001 г. N 756

КОНЦЕПЦИЯ
вовлечения в хозяйственный оборот объектов
интеллектуальной собственности

Концепция городской политики в области интеллектуальной собственности
- система взглядов на обеспечение городского управления объектами
интеллектуальной собственности, в первую очередь созданными с привлечением
средств городского бюджета для их вовлечения в хозяйственный оборот города
и контроля эффективности их использования. Интеллектуальная собственность и
иные приравненные к ней объекты понимаются в значении, указанном в ст. 2
Конвенции, учреждающей ВОИС, созданные с привлечением средств городского
бюджета.
Эффективное использование объектов интеллектуальной собственности и
научно-технического потенциала города в целом можно рассматривать как одно
из главных направлений развития экономического и социального благосостояния
города. Использование этого потенциала возможно только на основе единой
согласованной политики во всех сферах деятельности города.
Городская политика по вовлечению в хозяйственный оборот объектов
интеллектуальной собственности призвана укреплять и расширять коммерческое,
производственное и научно-техническое сотрудничество между учёными и
предпринимателями, научными и промышленными организациями независимо от
форм собственности и обеспечивать защиту как их интересов, так и интересов
города.
Признание объектов интеллектуальной собственности объектами
коммерческой реализации обусловливает новую функцию научно -
исследовательской и изобретательской деятельности, что кардинально изменяет
роль и механизм городской политики в области использования результатов
интеллектуальной деятельности, ориентируя ее на достижение конечных
коммерческих результатов.
Результаты научно-исследовательской и изобретательской деятельности
сами по себе не являются объектами интеллектуальной собственности. Процесс
формирования объектов интеллектуальной собственности из результатов научно-
исследовательской и изобретательской деятельности требует определенных
затрат времени и средств (в ряде случаев сравнимых или превосходящих
затраты на научные исследования и изобретательство) и может осуществляться
различными субъектами - как авторами научных результатов и изобретений, так
и специализирующимися на этом роде деятельности организациями, в том числе
и специально созданным органом исполнительной власти города.
После того как объект интеллектуальной собственности сформирован как
городской возникает специальная профессиональная задача коммерческого
использования этого объекта собственности в интересах города.
Концепция вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной
собственности (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и
принципы городской политики в сфере управления интеллектуальной
собственностью, под которыми понимается совокупность отношений, связанных с
коммерциализацией, охраной и использованием результатов интеллектуальной
деятельности и иных приравненных к ним объектов, созданных за счет
бюджетных средств или привлеченных в интересах города с учетом
международного законодательства и законодательства Российской Федерации.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая Концепция разработана с учетом международного
законодательства, в соответствии с Конституцией РФ и комплекса принятых
федеральных законов в области интеллектуальной собственности и
инновационной деятельности, ориентированных на условия рыночной экономики.

1.1. Основные цели

Основными целями городской политики по вовлечению в хозяйственный
оборот интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств,
являются:
- ориентация научных разработок, опытно-конструкторских работ и
промышленности на создание коммерчески выгодной для экономики и
жизнедеятельности города высокотехнологичной, конкурентоспособной
продукции;
- распространение рыночных отношений в сфере использования
интеллектуальной собственности и результатов научно-технической
деятельности в целом;
- определение основ упорядочения отношений в сфере создания и
использования интеллектуальной собственности;
- формирование условий для создания городской системы коммерциализации
объектов интеллектуальной собственности, созданной с привлечением бюджетных
средств, в интересах экономического и социального развития города;
- выявление и закрепление за городом прав на результаты научно-
технической деятельности, осуществляемой преимущественно за счёт городского
бюджета или при долевом участии города;
- создание условий сбалансированного учета интересов города и
разработчиков объектов интеллектуальной собственности;
- стимулирование привлечения инвестиций в создание объектов
интеллектуальной собственности;
- создание условий для реализации потенциала г. Москвы как крупнейшего
научно-технического центра России.

1.2. Основные приоритеты

Концепция, учитывая государственную политику управления в области
интеллектуальной собственности, в качестве приоритетных выделяет следующие
направления:
- стимулирование процессов создания, правовой охраны и использования
интеллектуальной собственности, обеспечивающих повышение
конкурентоспособности отечественной продукции;
- обеспечение сбалансированности прав и законных интересов субъектов
правоотношений в области интеллектуальной собственности, создающее условия
заинтересованности этих субъектов при создании и использовании
интеллектуальной собственности, их юридическое сопровождение;
- вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной
деятельности и иных приравненных к ним объектов, созданных преимущественно
с привлечением средств городского бюджета;
- обеспечение городского протекционизма при продвижении на рынок
интеллектуальной собственности конкурентоспособной продукции с учетом
требований рынка и финансовых возможностей города, в первую очередь,
городских и отечественных авторов.
Городская политика в области интеллектуальной собственности
основывается на принципах поддержки наиболее важных, приоритетных
технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности
городской экономики. В условиях ограниченного бюджетного финансирования
необходима ориентация на реализацию тех результатов интеллектуальной
деятельности, вовлечение которых в хозяйственный оборот даёт наиболее
выгодный экономический и социальный результат.
Основным требованием, предъявляемым к приоритетным результатам
интеллектуальной деятельности, является: наличие в них способных к правовой
охране результатов интеллектуальной деятельности и иных, приравненных к ним
объектов, являющихся наиболее прогрессивными среди всех известных
аналогичных технических решений и имеющих высокий коммерческий потенциал.

1.3. Основные задачи

Для реализации указанных целей необходимо решение следующих задач, в
первую очередь в отношении объектов интеллектуальной собственности,
созданных с привлечением средств городского бюджета:
1.3.1. Создание системы урегулирования отношений собственности между
участниками процесса создания, коммерциализации и использования объектов
интеллектуальной собственности с учетом разделения их на федеральные,
городские, юридические лица, физические лица и возможности формирования
совместного владения правами.
1.3.2. Создание системы учёта и инвентаризации объектов
интеллектуальной собственности, полученных в результате НИОКР.
1.3.3. Формирование механизма коммерциализации результатов научно-
технической деятельности, включая объекты интеллектуальной собственности.
1.3.4. Создание механизма городского протекционизма и поддержки при
продвижении на рынок, с учетом его требований, объектов интеллектуальной
собственности и результатов городской научно-технической деятельности в
целом, и в первую очередь, принадлежащих городу.
1.3.5. Создание инфраструктуры экономически эффективного внедрения
объектов интеллектуальной собственности и результатов научно-технической
деятельности в целом.
1.3.6. Создание специального подразделения основными задачами которого
являются от имени города:
- осуществление формирования и управления объектами интеллектуальной
собственности;
- финансирование в предусмотренных объемах работ по формированию
объектов интеллектуальной собственности;
- организация ведения учета и оценки объектов интеллектуальной
собственности, созданных преимущественно за счет средств городского
бюджета;
- осуществление маркетинговых исследований на рынке объектов
интеллектуальной собственности;
- обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности,
созданных за счет средств городского бюджета.
При создании этого органа должны быть сформулированы объективные
количественные отчетные показатели его работы.
Основой реализации поставленных задач являются следующие принципы:
- единая согласованная политика в научной, научно-технической,
промышленной, хозяйственной, экономической и социальной сферах деятельности
города;
- комплексное сочетание городом политических, административных,
правовых и коммерческих методов управления в области интеллектуальной
собственности с ориентацией на достижение коммерческих результатов;
- патентно-лицензионное и правовое обеспечение предпринимательской
деятельности.

2. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПО РЕАЛИЗАЦИ КОНЦЕПЦИИ

2.1. Порядок реализации:

Для достижения целей управления объектами интеллектуальной
собственности в рамках действующего законодательства необходимо:
2.1.1. Сосредоточить функции координации работы с объектами
интеллектуальной собственности в одном ведомстве, сформировав в его составе
соответствующее структурное подразделение.
2.1.2. Сформировать полный городской реестр результатов
интеллектуальной деятельности, на основании итогов проведенной
инвентаризации, содержащий их количественные, стоимостные, правовые
характеристики.
2.1.3. Скоординировать интересы и полномочия городских организаций,
авторов, субъектов Федерации и Федеративных органов, участвующих в процессе
создания, управления и контроля в области интеллектуальной собственности.
2.1.4. Сгруппировать объекты управления, исключив возможность
распоряжения одной частью объекта без другой, в случаях, когда они
составляют единое целое.
2.1.5. Установить в каких случаях, на каких основаниях и в каком виде
может передаваться право распоряжения результатами интеллектуальной
деятельности.
2.1.6. Обеспечить применение механизма оценки интеллектуальной
собственности.
2.1.7. Способствовать созданию условий для привлечения инвестиций в
реальный сектор экономики путем максимального вовлечения результатов
интеллектуальной деятельности в гражданский оборот, в том числе путем
предоставления городских льгот.
2.1.8. Определить цели, для которых город приобретает результаты
интеллектуальной деятельности.
2.1.9. Разработать механизм возмещения расходов на управление (в том
числе на инвентаризацию и оценку интеллектуальной собственности).
Определить норматив отчисления средств городским органам с последующим
зачетом их в счет финансирования из бюджета.
2.1.10. Установить для всех участников единый порядок принятия решений
об использовании прав на результаты интеллектуальной деятельности,
обеспечивающий оперативность принятия решений.
2.1.11. Организовать процесс обучения представителей комплексов
городского хозяйства, департаментов, управлений, префектур по вопросам
использования объектов интеллектуальной собственности.
2.1.12. Установить систему контроля за поддержанием в силе действующих
охранных документов на запатентованные разработки.


2.2. Требования к системе реализации концепции

2.2.1. Формирование системы учета и оценки объектов интеллектуальной
собственности
Одним из важных направлений экономического развития города является
включение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности
и иных приравненных к ним объектов. Эта задача требует комплексного
решения, включая обеспечение юридического закрепления прав, определение
порядка их бухгалтерского учета, амортизации и оценки.
Учёт и оценка объектов интеллектуальной собственности должна
осуществляться в строгом соответствии с утверждаемой Правительством
Российской Федерации Единой системой стандартов оценки, включающей в себя
основные стандарты на организационно-методические положения, требования к
документации и контроль за качеством оценочных услуг.
Ведение бухгалтерского учета и отчетности регламентируется
существующими законами Российской Федерации, нормативными документами
соответствующих органов Российской Федерации и города.
Городу (в лице уполномоченных органов исполнительной власти) следует
наладить постоянный контроль за сферой использования созданных на средства
бюджета результатов научно-технической деятельности, в том числе и объектов
интеллектуальной собственности.
Организации, обладающие правами на объекты интеллектуальной
собственности, созданные с использованием средств городского бюджета, а
также организации, осуществляющие от их имени распоряжение правами на эти
результаты, должны регулярно предоставлять в уполномоченные органы
исполнительной власти на условиях строгой конфиденциальности сведения:
- заявках на выдачу охранных документов на объекты интеллектуальной
собственности, созданные за счет бюджета;
- полученных организациями охранных документах;
- заключенных организациями сделках, касающихся прав на объекты
интеллектуальной собственности;
- фактах использования созданных объектов интеллектуальной
собственности.
Требуется обеспечить в соответствии с действующим законодательством
проведение работ по постановке на бухгалтерский учет созданных в
организациях за счет бюджета объектов интеллектуальной собственности.
Необходимо обеспечить проведение работ по инвентаризации ранее
полученных результатов научно-технической деятельности, созданных
преимущественно с привлечением средств городского бюджета.
Оценка объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет
бюджетных средств, требует внедрения в городе процедур независимой оценки.
Необходимо определить случаи обязательной независимой оценки и механизм
финансирования таких работ.
Следует отметить необходимость введения механизма независимой оценки
объекта залога, который требует разработки методологии определения
залоговой стоимости.
2.2.2. Формирование механизма сбалансированного распределения прав на
объекты интеллектуальной собственности между участниками их создания
Активное и ускоренное промышленное освоение научно-технических
достижений должно обеспечивать привлечение дополнительных источников
средств. Возможность привлечения инвесторов для участия в финансировании
городского промышленного освоения новейших технологий, созданных
преимущественно на средства города, зависит от установления прав на
использование объектов интеллектуальной собственности. Поэтому позиция
города в вопросе приобретения и передаче прав на объекты интеллектуальной
собственности, принадлежащей городу, должна определяться адекватно
существующей в настоящее время экономической ситуации.
Для привлечения инвестиционных средств из дополнительных источников и
снятия с города расходов, связанных с обеспечением прав города на объекты
интеллектуальной собственности, созданные преимущественно с привлечением
средств из его бюджета или при долевом участии города, город в лице
уполномоченных органов исполнительной власти в соответствии с действующим
законодательством должен закрепить за собой:
- права только на результаты научно-технической деятельности,
связанные с интересами городской экономики;
- права на объекты интеллектуальной собственности, относительно
которых он имеет намерение самостоятельно довести разработки до
промышленного применения и реализации готовой продукции;
- права на объекты интеллектуальной собственности, которые ему выгодно
продать или лицензировать.
Во всех иных случаях права на результаты научно-технической
деятельности должны быть отданы организациям-разработчикам.
Одновременно в интересах города при закреплении прав за организациями-
разработчиками необходимо сохранить рычаги городского управления правами на
результаты НИОКР, выполненных с привлечением средств городского бюджета, в
том числе:
- гарантированное приобретение городом у организаций - разработчиков
лицензий на использование результатов НИОКР для городских нужд;
- организациям-разработчикам - право контроля использования объектов
интеллектуальной собственности, передаваемых исполнителям и пользователям,
если объект интеллектуальной собственности создан с привлечением средств
городского бюджета.
Город может рассчитывать на компенсацию понесенных расходов и
получение прибыли от объектов интеллектуальной собственности, созданной на
средства бюджета, только при условии их реализации в виде конечного
товарного продукта. При этом экономическая выгода города будет заключаться
в увеличении валового внутреннего продукта, создании новых производственных
мощностей, увеличении количества рабочих мест, поступлении средств в бюджет
в виде налогов.
Распределение городских полномочий осуществляется с учетом
распределения полномочий между городом и организациями, между городом и
федеральными органами власти, между городом и иными субъектами Федерации.
Конкретное подразделение, представляющее интересы города, определяется
Правительством Москвы.
Разработанный механизм распределения городских полномочий
представляется для согласования на Межведомственный координационный совет
при Правительстве Москвы по вопросу использования интеллектуальной
собственности.
2.2.3. Формирование системы правовой защиты
Использование объектов интеллектуальной собственности, созданной с
привлечением средств городского бюджета, в хозяйственном обороте возможно
только после оформления прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Охрана прав на интеллектуальную собственность является важнейшим элементом
распространения рыночных отношений в научно-технической сфере. Правовая
охрана объектов интеллектуальной собственности в настоящее время
обеспечивается на основе Международного права, Конституции и
законодательства Российской Федерации. Нормативные правовые акты, принятые
городской властью в рамках её компетенции, должны образовать единую,
целостную и дифференцированную нормативную правовую систему управления в
области интеллектуальной собственности.
Введение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный
оборот возможно только после оформления прав на использование, применение,
распоряжение ими в установленном порядке. Только при этом возможны защита
как интересов города, так и интересов производителя интеллектуальной
собственности от недобросовестной конкуренции и коммерческие отношения по
передаче прав с получением соответствующей материальной выгоды.
Важнейшим аспектом политики по введению в хозяйственный оборот
объектов интеллектуальной собственности следует считать координирующую
деятельность по правовой охране новейших технологий, созданных с
привлечением средств городского бюджета. В том числе по государственной
поддержке патентования за рубежом объектов промышленной собственности,
входящих в указанные технологии.
Необходимы скоординированные действия:
- по выявлению, систематизации и классификации объектов
интеллектуальной собственности, созданной за счёт средств городского
бюджета;
- по защите прав авторов и правообладателей интеллектуальной
собственности, в первую очередь созданной за счёт городского бюджета;
- по выявлению и пресечению нарушений прав в области использования
объектов интеллектуальной собственности;
- по разработке и введению норм обращения с объектами интеллектуальной
собственности, созданной за счет городского бюджета и охраняемой в режиме
коммерческой тайны.
В целях развития инфраструктуры управления интеллектуальной
собственностью необходимо создание единой городской автоматизированной
системы патентно-информационного обеспечения как инструмента городской
научно-технической политики.
2.2.4. Формирование системы контроля
Процедура передачи результатов НИОКР и других объектов
интеллектуальной собственности исполнителям и пользователям должна
предусматривать (в рамках существующего законодательства) возможность
города в исключительных случаях независимо распоряжаться всеми правами на
использование этих результатов, исходя из интересов города.
Для эффективного контроля за использованием объектов интеллектуальной
собственности необходимо:
- производить оценку затрат на основе разработки бизнес-планов
внедрения объектов интеллектуальной собственности в производство;
- предусмотреть систему регистрации лицензионных договоров
(контрактов, соглашений) на передачу технологий общегражданского
назначения;
- внедрить систему количественных характеристик объектов
интеллектуальной собственности;
- для количественной оценки состояния провести инвентаризацию объектов
интеллектуальной собственности, созданных за счет средств бюджета;
- внедрить классификацию объектов интеллектуальной собственности.
С учетом общности ряда объектов интеллектуальной собственности и
сложившейся в данной области системы источников права классификация
объектов интеллектуальной собственности основывается на признаках, присущих
только данному объекту интеллектуальной собственности (Авторское право,
Патентное право, Институт правовой охраны средств индивидуализации
участников гражданского оборота и производимой ими продукции (услуг,
работ), нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности)).
Предусмотреть поддержание в силе действующих охранных документов на
запатентованные разработки путем уплаты ежегодных пошлин в процессе
коммерциализации и последующего использования.
Обеспечение взаимодействия и координации деятельности городских
органов по вопросам управления в области интеллектуальной собственности
является необходимым условием для эффективного регулирования процессов в
области интеллектуальной собственности, которая обеспечивается качеством,
законностью, научной обоснованностью, системностью и своевременностью
принятия решений.
2.2.5. Информационное обеспечение управления
Развитие информационного обеспечения управления интеллектуальной
собственности является одним из важных аспектов успешной реализации
основных целей и задач Концепции.
Процесс управления в области интеллектуальной собственности и
инновационной деятельности города связывается с проведением анализа больших
массивов информации. Основные текущие затраты при осуществлении управления
связаны с поиском, обработкой и хранением различной информации, необходимой
для реализации целей управления.
Необходимо разработать перечень новых информационных баз данных и
согласовать этот перечень с возможными потенциальными потребителями. Это
является основным условием для создания информационной системы управления.
Необходимым условием является проведение ревизии существующих на настоящий
момент информационных баз.
На этапе формирования перечня разрабатываемых информационных баз
требуется определить порядок поддержания актуализации данных.
При создании информационных систем требуются финансовые и
интеллектуальные ресурсы, законодательные решения по использованию
информации, поэтому необходимо определить регламент, по которому с одной
стороны будет обеспечиваться равноправный доступ к информации, не
являющейся государственной или иной тайной для всех участников процесса, а
с другой стороны, информация, используемая в процессе управления, должна
быть проверена на достоверность всеми
заинтересованными сторонами. Для этого следует определить головную
организацию, которая будет осуществлять создание и ведение перечня
информационных баз, используемых для целей управления.
Право на получение сведений об информационных системах, ресурсах,
услугах, право на их деятельность по созданию информационного обеспечения,
распространению информации и информационных услуг определяется Федеральным
законом "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 N
24-ФЗ.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главным фактором экономического роста в современных условиях является
умение создавать и эффективно использовать полезные изделия и приёмы труда,
от которых в итоге зависит научно-технический прогресс и уровень
экономического развития города. Использование новейших технологий
становится реальным определением конкурентоcпособности организаций,
экономического и социального благополучия города. Однако современная
экономическая ситуация в стране характеризуется существенным снижением
объёмов финансирования науки и ставит перед городом задачу активного поиска
использования дополнительных внутренних резервов, определяя тем самым
направление приоритетного развития деятельности в области интеллектуальной
собственности, организованной и управляемой на основе современных
требований.
В настоящей Концепции изложены основные направления городской политики
в сфере управления объектами интеллектуальной собственности, созданной в
первую очередь с привлечением средств городского бюджета, с учётом
современных требований рыночной экономики.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


к постановлению Правительства Москвы

от 14 августа
2001 г. N 756

Первоочередные мероприятия
по реализации Концепции вовлечения в хозяйственный
оборот объектов интеллектуальной собственности

----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
| N | Положения концепции | Мероприятия по реализации
| Срок | Ответственный за
| п/п | |
| реализации | проведение
|-----|------------------------------|--------------------------------------
----|------------|---------------------------
| 1. Организация и формирование системы управления объектами
интеллектуальной собственности:
|-----|---------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
| 1.1 | Организация работ по | Общая организация работ и
формирование | II квартал | Департамент науки и
| | вовлечению в хозяйственный | системы вовлечения в хозяйственный
| 2002 г. | промышленной политики,
| | оборот г. Москвы объектов | оборот города объектов
интеллектуальной | | Управление Мэра Москвы,
| | интеллектуальной | собственности:
| | Межведомственный
| | собственности | - организация разграничения и
| | координационный
| | | координации полномочий авторов,
| | совет,Московская
| | | научно-технических и коммерческих
| | лицензионная палата,
| | | организаций, городских и федеральных
| | Москомархитектура,
| | | структур, участвующих в процессе
| | Комплекс социальной сферы
| | | создания, коммерциализации и
управления | |
| | | в области интеллектуальной
| |
| | | собственности;
| |
| | | - организация контроля за
| |
| | | использованием результатов интеллек
| | | |
| туальной деятельности; | |
| | | - обеспечение
взаимодействия и | | | |
| координации деятельности городских |
| | | |
органов по вопросам управления | |
|. | | интеллектуальной
собственности; | | |-----|----
--------------------------|------------------------------------------|------
------|---------------------------| 1.2 | | -
cоздание подразделения для обеспечения | IV | Департамент науки и
| | | мероприятий, указанных в пункте
1.1. | квартал | промышленной политики, | |
| | 2001 г. |
Управление Мэра г. Москвы |-----|-----------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------|
|2. Задачи управления объектами интеллектуальной собственности

|---- |---------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------- | 2.1 | Вовлечение объектов
| Постановка на учет и вовлечение в оборот | IV |
Департамент науки и про- | | интеллектуальной |
объектов интеллектуальной собственности. | квартал | мышленной политики,
Депар- | | собственности в |
| 2001 г. | тамент государственного | |
хозяйственный оборот | |
| и муниципального имущества | |
| | | г. Москвы,
Комитет по | | |
| | реформированию оборонных | |
| |
| предприятий,расположенных

в г.Москве.
|-----|------------------------------|--------------------------------------
----|------------|---------------------------| 2.2 | Организация учета
объектов | Проведение инвентаризации объектов | |
| | интеллектуальной | интеллектуальной
собственности в г. | |Управление Мера г. Москвы | |
собственности | Москве. |
| |-----|------------------------------|--
----------------------------------------|------------|----------------------
-----| | | Подготовка проекта
распорядительного | | Москомархитектура, ОАО | |
| документа Правительства Москвы по |
| МКНТ, органы | | |
системе учета интеллектуальной | | исполнительной
власти, | | | собственности по
результатам проведения | | участвующие в создании, | |
| инвентаризации. |
| ведении и использовании | | |
Разработка и утверждение порядка учета | | объектов
интеллектуальной | | | объектов
интеллектуальной собственности. | | собств. |--
---|------------------------------|-----------------------------------------
-|------------|---------------------------| 2.3 | Введение реестров учета
| Проведение работ по разработке реестров | II квартал | - " -
| | объектов интеллектуальной | и регистров для создания
единой базы | 2002 г. | | |
собственности | данных объектов интеллектуальной |
| | | |
собственности, представляющих интерес | |
| | | для города
| | | |
| Разработка и утверждение порядка | |
| | | ведения базы
данных. | | |
| | Подготовка предложений по сопряжению |
| | |
| городской базы данных с базами данных | |
| | | Федеральных органов.
| | |-----|----------------
--------------|------------------------------------------|------------|-----
----------------------| 2.4 | Стоимостная оценка объектов |
Прогнозирование стоимости объектов | | Департамент
| | интеллектуальной | интеллектуальной собственности
на | | государственного и | | собственности
| территории города или представляющий | |
муниципального имущества | | | интерес
для г. Москвы. | | г. Москвы,Управление Мэра |
| | Обеспечение применения механизма
оценки | | Москвы, Мосгоcэкспертиза, | |
| объектов интеллектуальной собственности. | | онд
изобретательской | | |
| | деятельности инженерной | |
| |
| академии, Международный | | |
| | институт
промышленной | | |
| | собственности |-------------
----------------------------------------------------------------------------
-------------------------------| 3. Управление отдельными видами объектов
интеллектуальной собственности
|-------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------| 3.1 | Управление процессом
| Разработка и внедрение пакета методик и | I-IV |
Департамент экономической | | коммерциализации |
статистических таблиц по внедрению | квартал | политики и развития
г. | | | объектов интеллектуальной
собственности | 2002 г. | Москвы, Департамент | |
| различного типа в городское хозяйство. | |
государственного и | | |
| | муниципального имущества |----
-|------------------------------|------------------------------------------
|------------| г. Москвы, Комплекс | |
| Организация и проведение ежегодного | | социальной
сферы, | | | анализа использования
объектов | | департаменты и | |
| интеллектуальной собственности. |
| комитеты,ОАО МКНТ |-----|------------------------------|---------
---------------------------------|------------|--------------------------
3.2 | Введение критериев | Разработка критериев эффективности
| III-IV | Департамент экономической
| | эффективности использования | вовлечения в хозяйственный оборот
города | квартал | политики и развития г.
| | объектов интеллектуальной | объектов интеллектуальной
собственности. | 2002 г. | Москвы, департаменты,
| | собственности | Классификация объектов
интеллектуальной | | комитеты, ОАО МКНТ
| | | собственности, созданных с
привлечением | |
| | | средств городского бюджета или
| |
| | | представляющих интерес для города.
| |
| | | Закрепление за городом прав на
объекты | |
| | | интеллектуальной собственности,
| |
| | | созданных с привлечением средств
| |
| | | городского бюджета или
представляющих | |
| | | интерес для города
| |
----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
| 4. Регулирование процесса использования, распоряжения, владения объектами

| интеллектуальной собственности, не находящимися в собственности города

|---------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
| 4.1 | Участие органов | Участие в разработке нормативных и
| постоянно | Департамент науки и
| | государственной власти в | методических материалов по
| | промышленной политики,
| | управлении интеллектуальной | урегулированию вопросов
разграничения и | | Департамент
| | собственностью | совместного владения объектами
| | государственного и
| | | интеллектуальной собственности
города и | | муниципального имущества
| | | Российской Федерации.
| | г. Москвы, Управление
| | | Подготовка договора о разграничении
| | Мэра Москвы,
| | | предметов ведения и полномочий между
| | Межведомственный
| | | органами государственной власти
России и | | координационный совет,
| | | органами государственной власти г.
| | Комитет по реформированию
| | | Москвы
| | оборонных предприятий,
| | |
| | расположенных в г. Москве
|---------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
| 5. Способы, методы и механизмы управления

----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
5.1 | Информационное обеспечение | Проверка на совместимость и
подготовка | I-IV | Департамент экономической
| | | к информационному взаимодействию баз
| квартал | политики и развития г.
| | | данных Москвы, регионов Российской
| 2002 г. | Москвы,
| | | Федерации и международных баз
данных: | | Москомархитектура,
| | |
| | Департамент науки и
| | |
| | промышленной политики,
| | |
| | департаменты, комитеты и
| | |
| | управления, ОАО МКНТ
|-----|------------------------------|--------------------------------------
----|------------|---------------------------
| | | Формирование полного городского
| - " - | - " -
| | | реестра объектов интеллектуальной
| |
| | | собственности на основании
результатов | |
| | | проведенной инвентаризации,
содержащего | |
| | | количественные, стоимостные,
правовые | |
| | | характеристики объектов
интеллектуальной | |
| | | собственности, включая результаты
| |
| | | проведенного НИОКР, созданного с
| |
| | | использованием средств бюджета
России и | |
| | | органов государственной власти г.
Москвы | |
|-----|------------------------------|--------------------------------------
----|------------|---------------------------
| 5.2 | Правовое обеспечение | Определение необходимого пакета
| | Департамент
| | | нормативно-правовых документов,
| I-IV | государственного и
| | | позволяющих использовать различные
| квартал | муниципального имущества
| | | способы распоряжения правами на
| 2002 г. | г. Москвы,
| | | результаты интеллектуальной
деятельности | | Государственно-правовое
| | | (договор, контракт, залог,
доверительное | | управление, Департамент
| | | управление, внесение прав
пользования в | | науки и промышленной
| | | уставной капитал и др.), связанных с
| | политики, Фонд
| | | передачей прав на распоряжение
объектами | | изобретательской
| | | интеллектуальной собственностью
города и | | деятельности инженерной
| | | не противоречащих действующему
| | академии,
| | | законодательству
| | Мосгосэкспертиза,
| | |
| | Управление Мэра
|-----|------------------------------|--------------------------------------
----|------------|---------------------------
| 5.3 | Кадровое обеспечение | Подготовка и переподготовка
| Постоянно | Департамент науки и
| | | специалистов в области управления
| | промышленной политики,
| | | интеллектуальной собственности
| | Управление по вопросам
| | |
| | государственной службы и
| | |
| | кадров Мэрии, Московская
| | |
| | академия
| | |
| | государственного и
| | |
| | муниципального управления
| | |
| | с учетом направленности
| | |
| | Московского городского
| | |
| | института управления и
| | |
| | Академии
| | |
| | предпринимательства при
| | |
| | Правительстве Москвы,
| | |
| | департаменты, комитеты,
| | |
| | префекты административных
| | |
| | округов
|-----|------------------------------|--------------------------------------
----|------------|---------------------------
| 5.4 | Финансовое обеспечение | Использование для эффективного
| IV квартал | Департамент экономической
| | | управления в области
интеллектуальной | 2001 г. - | политики и развития г.
| | | собственности механизм возмещения
| I квартал | Москвы, департаменты и
| | | расходов на управление объектами
| 2002 г. | комитеты, управления
| | | интеллектуальной собственности
| |
| | | (в том числе на инвентаризацию и
| |
| | | оценку). Определить норматив
отчисления | |
| | | средств городским органам с
последующим | |
| | | зачетом их в счет финансирования из
| |
| | | бюджета.
| |
| | | Разработка и утверждение механизма
| |
| | | учета и использования средств от
| |
| | | внедрения в хозяйственный оборот или
| |
| | | реализации объектов интеллектуальной
| |
| | | собственности
| |
|-----|------------------------------|--------------------------------------
----|------------|---------------------------
| 5.5 | Доверительное управление | Участие в разработке механизма
передачи | Постоянно | Департамент
| | | прав городом на распоряжение и
| | государственного и
| | | пользование объектами
интеллектуальной | | муниципального имущества
| | | собственности уполномоченным лицам.
| | г. Москвы, Департамент
| | |
| | науки и промышленной
| | |
| | политики, департаменты,
| | |
| | комитеты и управления
|-----|------------------------------|--------------------------------------
----|------------|---------------------------

| 5.6 | Особенности принятия | Установление для всех участников
| III | Департамент науки и
| | решений | единого порядка принятия решений об
| квартал | промышленной политики,
| | | использовании прав на объекты
| 2002 г. | Управление Мэра Москвы,
| | | интеллектуальной собственности,
| | Департамент
| | | обеспечивающего оперативность
принятия | | государственного и
| | | решений.
| | муниципального имущества
| | |
| | г. Москвы, департаменты,
| | |
| | комитеты и управления
|-----|------------------------------|--------------------------------------
----|------------|---------------------------
| 5.7 | Льготы | Определение условий для привлечения
| III | Департамент экономической
| | | инвестиций в реальный сектор
| квартал | политики и развития г.
| | | экономики путем максимального
вовлечения | 2002 г. | Москвы
| | | результатов интеллектуальной
| |
| | | деятельности в хозяйственный оборот,
в | |
| | | том числе предоставление городских
| |
| | | льгот.
| |
|-----|------------------------------|--------------------------------------
----|------------|---------------------------
| 5.8 | Страхование | При использовании различных
способов | В течение | Департамент
| | | распоряжения правами на результаты
| 2002 г. | государственного и
| | | интеллектуальной деятельности
(залог, | | муниципального имущества
| | | доверительное управление, внесение
прав | | г. Москвы, Департамент
| | | в уставной капитал) требуется
| | экономической политики и
| | | предусмотреть процедуру страхования.
| | развития г. Москвы,
| | |
| | Департамент международных
| | |
| | связей Правительства
| | |
| | Москвы
|-----|------------------------------|--------------------------------------
----|------------|---------------------------
| 5.9 | Концессия | Передача за вознаграждение
комплекса | | Департамент
| | | исключительных прав (объектов
| | государственного и
| | | интеллектуальной собственности, прав
на | | муниципального имущества
| | | товарные знаки и т.п), осуществление
на | | г. Москвы, департаменты
| | | основе договора коммерческой
концессии. | |
| | | Город может выступать в качестве
| |
| | | правообладателя или использователя
| |
| | | договора коммерческой концессии.
|---------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------|

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к постановлению Правительства Москвы

от 14 августа 2001 г. N 756

СОСТАВ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА



ПРИЛОЖЕНИЕ 4
к постановлению Правительства Москвы
от
14 августа 2001 г. N 756

СОСТАВ
КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ГРУППЫ ПРИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ
КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ