Публикации
Теория и история искусства. Выпуск 1/2. / Отв. ред. А.П. Лободанов. ? М.: Издательство Московского университета, ? 2014.
Сборник включает статьи профессоров, преподавателей и аспирантов факультета.
Для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.
Ключевые слова: искусство, искусствознание, история, теория, лингвистика, филология, поэзия, скульптура, архитектура, театр, хореография, музыка, музыковедение, живопись, философия, семиотика, знак.
УДК 7.01; 7: 001.8; 7.03; 7:001.12
СОДЕРЖАНИЕ:
Теория искусства
Лободанов А.П., Веракcа А.Н. Роль мышления в создании творческого продукта (из лекций по психологии искусства)
Никитина Н.Н. Истина как творчество
Трещалин М.Ю., Мухутдинов А.А. Принципы создания рисунка Леонардо да Винчи "Витрувианский человек"
Зубко Г.В. Место искусства в цивилизационной парадигме
Кошаев В.Б. Религиозное искусство постсоветского времени и проблема онтологии
История искусства
Владышевская Т Ф. Палеография древнерусских певческих рукописей
Кузнецова СВ. Особенности образно-композиционного построения поэмы Г.В. Свиридова ?Отчалившая Русь?
Куриленко Е.Н. ?Икар? С. Слонимского И ?Макбет? К. Молчанова в постановке В. Васильева. Опыт создания балета-трагедии
Барабаш Н.А. Феномен смерти в современном искусстве драмы
Проблемы архитектуры
Дубровина В.А. ?Египетский стиль? в европейской архитектуре XIX века
Зиновьева О.А. Урбанистическая пропаганда в США и СССР середины ХХ века: искусство, архитектура и политика
Николаева Е.В. Фрактальная скульптура в культурном пространстве цифровой эпохи
Лободанов А.П. ? декан факультета искусств, доктор филологических наук, профессор-заведующий кафедрой семиотики и общей теории искусства. Семиотика искусства: история и онтология.Учебное пособие. ? 2-е издание. ? М.: Издательство Московского университета, ? 2013. ? 680 с., (илл., табл., схемы, нотные примеры).
В книге излагаются в историко-онтологическом аспекте основы дисциплины ?Семиотика искусства? как науки о знаковой природе искусства. В ней дается системное описание основных понятий, терминов и категорий семиотики как эмпирического и теоретического знания. Кроме того, проводится исследование свойств, структуры и типов знаков, особое внимание уделяется неприкладным и прикладным искусствам; дается анализ семиотических систем (специальных и интегральных); намечаются общие исторические черты развития семиотики как гуманитарного знания. Книга содержит глоссарий терминов, таблицы и схемы, иллюстрации и нотные примеры. Цель автора ? дать целостное и обозримое изложение дисциплины, разработка которой может быть продолжена в академических исследованиях и университетском преподавании.
Она предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей и исследователей, специализирующихся в области искусств, а также будет полезна всем, кто интересуется искусствознанием, историей и теорией искусства.
Лободанов А.П. ? декан факультета искусств, доктор филологических наук, профессор-заведующий кафедрой семиотики и общей теории искусства. Очерки из истории отечественной итальянистики. ? М.: Издательство ?БОС?, ? 2013. ? 352 с.
В книге излагаются в историко-филологическом освещении вопросы взаимосвязей русской и итальянской культур, рассмотренные в аспекте искусства слова ? итальянского в России и русского в Италии. Разработка тем, изложенных в предлагаемых очерках, может быть продолжена в академических исследованиях и университетском преподавании.
Книга предназначена для исследователей, специализирующихся в области истории отечественной романистики, для студентов и аспирантов, занимающихся историей итальянистики в России, а также будет полезна тем, кого интересуют исторические связи русской культуры и Италии.
Лободанов А.П. ? декан факультета искусств, доктор филологических наук, профессор-заведующий кафедрой семиотики и общей теории искусства. Семиотика искусства: история и онтология. ? М.: ГИИ, ? 2011. ? 672 с., (илл., табл., схемы, нотные примеры).
В книге излагаются в историко-онтологическом аспекте основы дисциплины ?Семиотика искусства? как науки о знаковой природе искусства. В ней дается системное описание основных понятий, терминов и категорий семиотики как эмпирического и теоретического знания. Кроме того, проводится исследование свойств, структуры и типов знаков, особое внимание уделяется неприкладным и прикладным искусствам; дается анализ семиотических систем (специальных и интегральных); намечаются общие исторические черты развития семиотики как гуманитарного знания. Книга содержит глоссарий терминов, таблицы и схемы, иллюстрации и нотные примеры. Цель автора ? дать целостное и обозримое изложение дисциплины, разработка которой может быть продолжена в академических исследованиях и университетском преподавании.
Она предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей и исследователей, специализирующихся в области искусств, а также будет полезна всем, кто интересуется искусствознанием, историей и теорией искусства.
Лободанов А.П. ? декан факультета искусств, доктор филологических наук, профессор-заведующий кафедрой семиотики и общей теории искусства. Искусство слова: Лингвистические очерки. На итальянском языке. ? Пиза (Италия), ? 2011.
Яйленко Е.В. ? кандидат искусствоведения (кафедра семиотики и общей теории искусства). Венецианская античность. ? М.: Новое литературное обозрение, ? 2010. ? 472 с.
Книга Евгения Яйленко посвящена интерпретации античных сюжетов в искусстве Венеции XV-XVI веков: от художников семейства Беллини до Тициана, Веронезе и Тинторетто. Специалисты непременно оценят ее глубокую фундированность, проработанность материала, полноту научного аппарата. Просто читатели - увидят венецианское Возрождение как увлекательное зрелище, почувствуют это интереснейшее время в полноте его культуры, вовсе не сводимой в данном тексте к освоению мифологических тем.
Владышевская Т.Ф. ? доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкального искусства. Древнерусская певческая культура и история. ? М.: ?Луч?, ? 2012. ? 489 с.
Монография посвящена истории древнерусского певческого церковно-певческого искусства. Исследование охватывает разные смежные области ? церковно-певческую археологию, лингвистику, палеографию, певческую семиографию, историю и музыкознание. Древнерусские песнопения отражают события русской истории. Возвышенные и величественные, они входят в сокровищницу мировой музыкальной культуры и составляют важную страницу музыкального наследия Древней Руси наряду с иконописью и архитектурой. Книгу замыкает раздел о древнерусских колоколах, который дополнен разделом о современных колоколах, написанным А.С. Бочковым. Монография предназначена для специалистов в области древнерусской культуры, но заинтересует также широкий круг читателей.
Владышевская Т.Ф. ? доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкального искусства. Искусство Древней Руси. ? М.: ?Искусство?, ? 1993. ? 256 с.
Монография, написанная в соавторстве с Г. Вагнером, посвящена в целом всему искусству древней Руси ? архитектуре, скульптуре, живописи и музыке в синтезе. Одной из главных тем книги является художественный канон древнерусского искусства, его истоки, жанровое своеобразие и циклизм уставного и музыкального распорядка богослужебного искусства. В книге охвачены многие исторические темы русского искусства ? предвозрожденческие тенденции, зарождение стиля барокко и формирование партесного стиля и концерта, развитие теории музыки. Книга богато иллюстрирована множеством памятников архитектуры, монументальной живописи, фресок и икон, а также прекрасных певческих рукописей ХI - ХVIII вв.
Учебники и учебные пособия
Лободанов А.П. ? декан факультета искусств, доктор филологических наук, профессор-заведующий кафедрой семиотики и общей теории искусства. Интегральные семиотические системы: Лекции по семиотике. Выпуск IV. ? М.: Издательство Московского университета, ? 2010. ? 200 с., (илл.).
Четвертый, завершающий, выпуск Лекций по семиотике посвящен рассмотрению интегральных семиотических систем, включающих знаки общего пользования: обрядовые знаки, знаки игр, знаки счисления и языковые знаки. Проводится описание свойств, структуры и функционального назначения таких знаков. Выделяются отличия языка как семиотической системы от всех иных, рассмотренных в предыдущих выпусках, знаковых систем.
Выпуск завершается глоссарием терминов, употребляемых в лекциях. Книга снабжена таблицами и схемами.
Книга предназначается студентам, аспирантам, преподавателям и исследователям, специализирующимся в области семиотики и общей теории искусства. Она может быть полезна и широкому кругу читателей, интересующихся этими областями гуманитарного знания.
Кошаев В.Б. ? доктор искусствоведения, профессор кафедры семиотики и общей теории искусства. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития. ? М.: Владос, ? 2010. ? 272 с., 16 с. ил.
Учебное пособие содержит материалы по вопросам теории, композиции и истории декоративно-прикладного искусства. Раскрываются основные термины и понятия, принципы взаимосвязи декора и формы, познавательные свойства и типичные формы народной, конфессиональной, светской, авангардной художественной традиции декоративно-прикладного искусства.
Трубочкин Д.В. ? доктор искусствоведения, профессор. Античная литература и драматургия. ? М., 2010. ? 224 с.
В книге излагается история важнейших видов античной поэзии ? эпоса, лирики, драмы ? в их наиболее выразительных, классических образцах (VIII-IV вв. до н.э. в Греции, II в. до н.э. ? I в. н.э. в Риме). На характерных примерах показано развитие некоторых прозаических жанров эпохи эллинизма и Римской империи, в которых применялись и переосмысливались классические образцы.
Ткаченко Н.Г. (кафедра словесных искусств). Русская классическая музыка XIX века. ? М.: МАКС Пресс, ? 2010. ? 168 с.
Пособие знакомит с историей русской классической музыки, с именами выдающихся композиторов (М.И. Глинка, А.Г. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов), с наиболее значительными их сочинениями, приводятся отрывки из произведений художественной литературы, положенных в основу музыкальных произведений.
Культура регионов России. ? М.: Собрание, ? 2010. ? 878 с.
Учебник является первым в нашей стране по учебной дисциплине ?Культура регионов России?, раскрывающей существо и особенности культуры российских регионов, взаимовлияние национальных культур, основные парадигмы социокультурного развития нашей страны. В книге приводятся общетеоретические положения дисциплины, делается комплексный анализ состояния, исторического развития и особенностей культуры российских регионов, раскрывается потенциал внутреннего и международного туризма в России. Материалы по регионам структурированы в соответствии с существующим административно-территориальным делением Российской Федерации по федеральным округам, что обеспечивает лучшее их усвоение, необходимое для успешной профессиональной реализации учащихся в туристской и сервисных отраслях.
Теория и история искусства. Выпуск 1. / Отв. ред. А.П. Лободанов. ? М.: Издательство Московского университета, ? 2012. ? 208 с.
Сборник, открывающий серию публикаций факультета искусств МГУ, включает материалы юбилейных Ломоносовских чтений 2011 г., а также статьи профессоров, преподавателей и аспирантов факультета. Основная тема 1-го выпуска серии: Ломоносов и искусство.
Для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.
Сборник статей по искусствознанию, филологии, истории. ? М.: Издательство Московского университета, ? 2012. ? 456 с., ил.
Сборник, посвященный шестидесятилетию декана факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова профессора А.П. Лободанова, включает статьи по искусствознанию, филологии, истории. Статьи об искусстве посвящены музыке, театру, изобразительному творчеству. Публикации по филологии и языкознанию включают как общетеоретические, так и узкопрофессиональные темы. Работы по истории и философии охватывают широкий временной диапазон ? от глубокой древности до современности. Авторы сборника ? профессора, преподаватели и аспиранты факультета искусств, ведущие сотрудники Государственного института искусствознания, коллеги юбиляра из вузов Томска, Ижевска, Риги, Барселоны, Нью-Йорка.
Для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.
История русской музыки: Учебник. В 3-х вып. Вып.1. ? М.: Музыка, ? 2009. ? 560 с.
Учебник по истории русской музыки написан с учетом новейших исследований в области музыкознания и специфики изучения курса истории русской музыки.
Первый выпуск учебника посвящен периоду развития русской музыки от древнейших времен до творчества композиторов ?Могучей кучки?. В нем рассматривается творчество основоположника русской классической музыки Глинки, его современников: Верстовского, Алябьева, Варламова, Гурилева, а также Даргомыжского.
Предназначается для студентов музыкальных вузов.