Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://anspa.msu.ru/ncd-1-9-714/news_publications.html
Дата изменения: Sun Apr 10 21:49:40 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 21:49:40 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа государственного администрирования МГУ имени М.В.Ломоносова является членом Международной ассоциации институтов и школ государственного администрирования (IASIA) - Публикации ВШГА МГУ.
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Русская версия сайта Французкая версия сайта Английская версия сайта Испанская версия сайта Перейти на главную страницу

О нас Новости Программы обучения Online-обучение Работодателям        Поиск Войти
Новости
  • Наши новости
  • Публикации
  • Нормативные документы и приказы
  • Подписка на новости
  • О ВШГА МГУ
  • Миссия
  • Преимущества
  • Научно-исследовательская деятельность
  • Международная деятельность
  • Попечительский совет
  • Студенческий совет
  • Администрация
  • Магистранты
  • Преподаватели
  • Партнеры
  • Спонсоры
  • Ссылки
  • Контакты
  • ПОЗНАВ СОВЕРШЕНСТВО, не соглашайтесь на компромисс!




    ВШГА МГУ - это подготовка кадров среднего и высшего звена для органов государственной власти РФ, крупных государственно-частных корпораций и бизнес-структур.

    ВШГА МГУ - это обучение на основе лучшего опыта зарубежных школ публичной администрации и традиций российского образования.

    ВШГА МГУ - это интересное общение в дружном коллективе.

    Высшая школа государственного администрирования - факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, член Международной ассоциации школ и институтов администрирования (IASIA) и Европейской группы государственного администрирования (EGPA).




    31.01.13

    Высшая школа государственного администрирования МГУ имени М.В.Ломоносова является членом Международной ассоциации институтов и школ государственного администрирования (IASIA)

    В марте 2007 г. состоялась церемония торжественного открытия нового факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова - Высшей школы государственного администрирования (ВШГА МГУ). (В марте 2006 г. Высшая школа государственного администрирования МГУ имени М.В.Ломоносова стала членом Международной ассоциации институтов и школ государственного администрирования (IASIA)). В указанной церемонии приняли участие руководитель аппарата правительства РФ - заместитель председателя правительства РФ Сергей Нарышкин, ректор МГУ Виктор Садовничий, председатель наблюдательного совета компании 'Базовый элемент' Олег Дерипаска, Чрезвычайный и Полномочный Посол Французской Республики в России, директор Национальной школы администрации (Франция) и другие официальные лица. Основным партнером в учебном процессе нового факультета была заявлена Национальная школа администрации Французской Республики.

    Источник: ЗАО "Финансово-Правовое Агентство"

    Процессы глобализации в сфере образования обуславливают необходимость расширения образовательных, научных, информационных и иных связей между образовательными учреждениями разных стран.

    В марте 2007 г. состоялась церемония торжественного открытия нового факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова - Высшей школы государственного администрирования (ВШГА МГУ). (В марте 2006 г. Высшая школа государственного администрирования МГУ имени М.В.Ломоносова стала членом Международной ассоциации институтов и школ государственного администрирования (IASIA)). В указанной церемонии приняли участие руководитель аппарата правительства РФ - заместитель председателя правительства РФ Сергей Нарышкин, ректор МГУ Виктор Садовничий, председатель наблюдательного совета компании 'Базовый элемент' Олег Дерипаска, Чрезвычайный и Полномочный Посол Французской Республики в России, директор Национальной школы администрации (Франция) и другие официальные лица. Основным партнером в учебном процессе нового факультета была заявлена Национальная школа администрации Французской Республики. Ее директор А. Дюрлеман обрисовал перед российскими коллегами задачи, стоящие перед любой госадминистрацией: проведение экспертизы, привлечение к работе в госсекторе квалифицированных менеджеров, а также служение чиновников своим согражданам.

    Французской Национальной школе администрации (Ecole Nationale d'administration - ENA) отведена ведущая роль в подготовке высших чиновников во Французской Республике.

    Главной миссией Французской Национальной школы администрации является подготовка и повышение квалификации высокопоставленных французских и иностранных чиновников, подготовка их к выполнению обязанностей, которые ожидают их на национальном, европейском и международном уровнях. Школа предлагает разнообразные образовательные программы, обеспечивает возможности поиска ответов на каждый шаг в карьере, в рамках непрерывной профессиональной подготовки, а также по индивидуальным заказам. Это учреждение имеет статус государственного учреждения с административным характером, подчиняется Премьер-министру Франции.

    ENA располагает сегодня двумя центрами. Основной комплекс и главное здание расположены в Страсбурге, вблизи многочисленных общеевропейских учреждений. Именно там реализуется большая часть образовательной деятельности. ENA имеет также представительство в Париже, в непосредственной близости центральных государственных служб и дипломатических представительств. Там организуются преимущественно непродолжительные учебные циклы, такие, как связанные с деятельностью в области международного сотрудничества.

    ENA была создана Ордонансом от 9 октября 1945 г. при непосредственном участии генерала де Голля. Основной целью ее создания была заявлена демократизация доступа к высшим уровням государственного управления и профессионального образования высшего чиновничества.

    Данное образовательное учреждение функционирует при главе правительства и находятся в непосредственном подчинении одного из членов правительства. Об этом учреждении немало было написано еще в советские времена. Как отмечал В.Ф. Коломийцев, эта школа создавалась якобы для того, чтобы приспособить подготовку высших чиновников к современным требованиям. В действительности, возвышаясь над другими привилегированными учебными заведениями, поставляющими ответственных чиновников, и оставаясь связанной с ними невидимыми нитями, ENA представляет собой замкнутый институт, готовящий управляющих государственно-монополистическими делами самого высокого ранга, выполняет роль своеобразной 'академии' технократов. Набор в школу проводится ежегодно путем двух внешних и двух внутренних конкурсов. К первым 'студенческим' конкурсам по общему правилу допускаются лица, имеющие диплом о завершении второго цикла высшего образования или диплом об окончании Института политических наук. Внутренние 'чиновничьи' конкурсы резервированы для тех, кто уже находится на государственной службе не менее 3-х или 5-ти лет, но не имеет необходимого диплома. Предложенные на конкурс места распределяются таким образам, чтобы не менее 1/3 и не более 1/2 этих мест были предоставлены претендентам на внутренние конкурсы.

    Ныне приблизительно 200 сотрудников обеспечивают каждый день образовательный процесс и административное функционирование ENA, к этому числу ежегодно добавляется более чем 1 000 внешних преподавателей. ENA принимает также более 1 300 человек со всего мира в рамках образовательных визитов. Курс первоначальной подготовки в течение 27 месяцев проходят 5 585 слушателей, среди которых 4 551 находятся на действительной государственной службе.

    В 2005 г. в ENA 2 800 слушателей - французских и иностранных граждан - проходили подготовку, были организованы 406 стажировок на местах. Одновременно ENA провела: 114 образовательных акций за границей (32 000 дней образования в рамках деятельности международного сотрудничества), 588 дней проведения экспертной деятельности за границей. С открытием комплекса ENA в Страсбурге там обучается более 650 слушателей различных долгосрочных образовательных курсов.

    Число слушателей ENA в течение последнего периода регулярно сокращается. Эта тенденция должна будет продолжиться в последующем, о чем свидетельствует заявление Н. Саркози от 19 сентября 2007 г.

    Данные приведены в нижеследующей таблице:

    ПериодВнешний конкурсВнутренний конкурсТретий конкурсВсегоИностранные слушателиОбщее количество
    2002-200480431313651187
    2003-200561461111847165
    2004-20065042910139140
    2005-2007443799018108
    2006-2008433288318101
    2007-2009454089334127
    2008-2010403288040120
    2009-2011403388125106


    В 2008 г. первоначальную подготовку проходили 81 французский слушатель и 39 иностранных слушателей полного международного цикла обучения. В общей сложности 2 200 слушателей из Франции и из других европейских стран, а также из иных стран прошли подготовку в 2008 г. В 2008 г. было проведено 133 образовательных акции за рубежом в рамках международного сотрудничества. Были осуществлены 196 экспертных миссий за рубежом, что составило 1 808 человеко-дней. Приблизительно одну треть от общего количества слушателей составили иностранцы, поскольку цикл из образовательный в течение 27 месяцев с недавнего времени доступен для граждан Европейского Союза.

    Особенность реализации профессиональной подготовки в ENA заключается в том, что комплексно реализуется многоаспектная подготовка:

    • подготовка в области экспертизы во всех значимых областях публичной деятельности, согласно универсальной и межведомственной логике (право, государственные финансы, прикладная экономика, европейские и международные проблемы, территориальные особенности публичной политики, электронный менеджмент);

    • непосредственная подготовка в области государственного и муниципального управления (управление командами, управлением проектами, контроль и оценка общественных процессов и коллективных продуктов, контроль затрат, управление человеческими ресурсами, в постоянно изменяющейся среде).



    Этот двойной подход в организации и осуществлении подготовки (эксперт-менеджер) составляет значимое характерное отличие ENA.

    Как следствие - теоретическая подготовка жестко увязывается со стажировками в практических условиях (стажировкам отводится существенный объем времени), как в государственном и муниципальном секторе, так и в негосударственном. Реализуется углубленная подготовка на основе реальных случаев и практик, а также на основе моделирования.

    Стажировки являются одним из важных аспектов обучения, ставя слушателей в ситуацию, в которой они должны самостоятельно принимать сложные и комплексные решения. По результатам исследования, проведенного среди слушателей, выяснилось и у 98% опрошенных слушателей сложилось впечатление, что в течение этого периода к ним относились на самом деле как к чиновникам высшего звена. В 2005 г. ENA организовала и провела 617 стажировок для выпуска 'Роман Гари', 'Симон Вейль' и 'Републик' (выпуски в ENA носят собственные наименования), которые учились одновременно в ENA. В связи с этим, Школа провела свою политику по диверсификации, не считая традиционных стажировок в префектурах или на дипломатических постах. В частности, ученикам выпуска 'Републик' были предложены 11 стажировок в местных органах власти, 6 - на предприятиях и 3 - в неправительственных организациях (ATD Quart Monde, La Croix Rouge Fran?aise, WWF). Подготовка нового процесса обучения повлекла за собой большую работу по переформатированию стажировок, которые теперь будут интегрироваться в новые модули. Более 50% стажировок в новом процессе обучения отличаются от их предшественников. Создание модуля 'Европа' привело к тщательному поиску в европейских институциях руководителей стажировок высокого уровня, в соответствии с целями, поставленными Школой.

    Благодаря своему специфическому самопозиционированию как комплексного учебно-тренировочного центра, ENA зарекомендовала себя международно признанным и образцовым образовательным проектом.

    Основные направления деятельности ENA составляют следующие:
    • первоначальная профессиональная подготовка французского и международного высшего чиновничества;

    • непрерывное образование и повышение квалификации иностранных и французских государственных и муниципальных служащих, в рамках краткосрочных или долгосрочных сессий;

    • сотрудничество в вопросе о публичном (государственном, муниципальном) управлении и администрации в рамках двусторонних или многосторонних отношений (межвузовских, межтерриториальных, межведомственных, межгосударственных);

    • организация и проведение научных исследований в области государственного управления и административного права, с упором на специализированные публикации;

    • образование по вопросам европейских проблем и подготовка к общим конкурсам внутри Европейского образовательного центра в Страсбурге.



    Чтобы обеспечивать набор своих слушателей, ENA организует ежегодно три разных конкурса:
    • внешний конкурс, доступный всем штатным кандидатам, обладающих, как минимум, дипломом второго цикла (лиценциат или эквивалентный ему уровень) и не старше 28 лет;

    • внутренний конкурс, сохраненный для служащих системы государственного управления, имеющих, по крайней мере, четыре года выслуги на соответствующих должностях государственной службы;

    •  третий конкурс, открытый кандидатам, имеющим место работы и занимаемую должность вне государственного управления (депутаты, работники частного сектора).



    Процент конкурсного отбора остался по-прежнему на высоком уровне и составляет 7,9% принятых от общего числа кандидатов, проходивших первый экзамен. Пропорция принятых кандидатов составила, таким образом, 1 из 15 в рамках внешнего конкурса, 1 из 10 в рамках внутреннего конкурса и 3-го конкурса.

    Переезд в Страсбург практически всей деятельности ENA затронул это учреждение со всех точек зрения, но в особенности коснулся штата работников. За один год более трети штата работников было обновлено. В Париже государство выставило на продажу особняк на улице Университэ. Это здание было приобретено Национальным фондом политических исследований в декабре 2005 г. за 46,35 млн. евро. ENA стала снимать часть помещений Фонда с января 2006 г., остальную часть здания занимает Институт политических исследований. Парижское отделение ENA, которое объединяет дирекцию международных отношений и отдел краткосрочных стажировок повышения квалификации, переведено в начале 2007 г. в здание на улице Обсерватуар (бывшее здание Международного института государственной администрации (IIAP)). В 2005 г. реорганизация была осуществлена в соответствии с принятыми обязательствами. Реализация реформы привела к сокращению 37 рабочих мест, что высвободило средства для приобретения ENA Центра европейских исследований Страсбурга (CEES) и для создания Центра исследований и административной экспертизы в соответствии с решением правительства. В целом, количество рабочих мест в ENA-CEES достигло 226 в конце 2005 г., из которых 197 на базе общего бюджета и 29 на базе дополнительного бюджета. Число преподавателей ныне - около 1.100.

    Глубокая реорганизация Французского журнала государственной администрации (RFAP; 4 выпуска в год) в 2003 г. принесла свои плоды в 2005 г. Этот журнал является ныне основным способом ознакомления с исследовательской деятельностью по тематике государственной службы.

    Четыре основополагающих принципа легли в основу нового учебного процесса и выработки соответствующей педагогической модели:
    • Принцип прикладной направленности Школы. Это проявляется в сочетании и в систематическом поиске взаимосвязи между стажировками и теоретическими занятиями. Преследуемой целью является обеспечение постановки слушателей в ситуации принятия решений во время стажировок и последующий анализ стажировок в течение теоретических занятий, касающихся фундаментальных знаний. Эта постановка в ситуацию касается также и непосредственно теоретических занятий, в ходе которых по большей части используются упражнения, моделирующие реальные ситуации и позволяющие слушателям проверить свои способности по управлению сложными профессиональными процессами;

    • Принцип перекрестности и многопредметности преподавания. Его введение в действие основано, в частности, на создании новой инстанции во главе с директором Школы: коллегия координаторов, которая напрямую участвовала в разработке нового процесса обучения. Целью является полное обновление средств и методов обучения для учета новых реалий и понятий государственного действия: понимание среды, проведение изменений, связи с общественностью, методы дебатов;

    • Принцип разнообразия оценочных тестов. Было принято решение упростить оценочный принцип, служащий критерием для классификации и распределения обучающихся. Количество экзаменов было уменьшено, но при этом их содержание стало более разнообразным. Каждый раз стажировка и показатели по теоретическому обучению оцениваются раздельно. Оценка стажировки принимает в расчет успехи, сделанные слушателем. Что касается оценки теоретических знаний, в этом случае акцент ставится на дополнительный характер полученных знаний для разрешения сложных проблем. Таким образом, по результатам одного и то же экзамена оцениваются знания различного типа;

    • Принцип коллективной автономии в организации цикла получения специализированных углубленных знаний. Этот цикл позволяет участвовать в финальной коллективной работе, близкой по духу к современному семинару. Это позволяет обучающимся, работающим в небольших группах, проявлять больше самостоятельности и инициативы. При этом Школа ограничивается только определением некоторых правил функционирования. Такой подход позволяет непосредственно перед тем, как приступить к профессиональным обязанностям, углубить и применить полученные навыки в ходе общего обучения, в частности, в области ведения проекта и организации работы в группе.

      Особое внимание уделяется проведениям стажировок на местах, организованных в партнерстве примерно с 50 ассоциациями. Что касается семинаров, их приоритетным направлением является постановка учеников в реальную ситуацию, требующую разрешения благодаря их профессиональному опыту. Темы семинаров выбираются из числа актуальных, например: финансовое законодательство; управление людскими ресурсами; государственное управление предприятием; регионализация здравоохранения; последствия иракского кризиса для международных отношений; европейская кинематографическая индустрия. В рамках реформы высшего звена государственной службы, основные направления деятельности которой были разработаны в ходе заседания Совета министров 22 октября 2003 г. , ENA была поручена миссия разработки семинара по менеджменту для директоров центральной администрации. Это обязательное обучение началось в 2004 г. Оно касается всех новых назначенных директоров центральной администрации, которые должны пройти его в течение шести месяцев после их назначения. В 2005 г. 42 директора проходили эту стажировку, в два этапа, длительностью каждый по полтора дня. Это обучение затрагивало такие темы, как стратегическое видение государственной реформы, руководство реформами и оказание поддержки в условиях осуществляемых изменений. Видя интерес, провоцируемый этой формой обучения, Министерство государственной службы поручило ENA организовать стажировки подобного плана для вновь назначенных руководителей отделов и их заместителей. Две первых таких стажировки, длительностью в два дня были проведены в сентябре и декабре 2005 г., продолжились в последующем.

      Обучение по заказу и тендеры. Этому типу обучения принадлежит все возрастающая роль среди разнообразных типов деятельностей по повышению квалификации ENA. Данные стажировки имеют различную длительность и финансируются государственными или частными структурами, в которых работают стажеры. Они нацелены на конкретных слушателей и затрагивают специфичную тематику. В 2005 г. Школа организовала или выиграла по тендеру обучение для: Министерства обороны (цикл из 13 конференций для 150 руководящих работников); Мэрии Парижа (семинар по менеджменту для тридцати директоров по модели семинара для директоров центральной администрации); Высшей национальной Школы государственного обеспечения (подготовка по разным темам для тридцати участников); Национального союза по трудоустройству в промышленности и торговле (обучение по учреждениям и административному устройству Франции для ста директоров); Высшей Школы национального образования (обучение для руководящего состава); для ассоциации 'Франция международное сотрудничество' (шесть дней обучения по вопросам международных финансов).

      Эта подготовка по заказу или по выигранным тендерам представляют собой важную деятельность, принесшую ENA 135 000 евро в 2005 г. В целом ENA организовала в 2005 г. 577 учебных дней, представляющих 13 910 человека/дней повышения квалификации в рамках кратких циклов: 4 328 для французских стажеров и 9 582 для иностранных. На разных сессиях проходили обучение в целом 2 335 стажеров или слушателей (1 721 француз и 614 иностранцев из 90 стран). Эта деятельность принесла ENA примерно миллион евро.