15.01.08
'Взаимосвязь экономических и социальных аспектов подготовки высшего государственно - управленческого персонала'
'Сложившаяся в последние годы практика подготовки специалистов по государственному и муниципальному управлению в системе высшего профессионального образования России обладает выраженной ориентацией на менеджеров среднего звена. На подготовку менеджеров высшего звена претендуют в известной мере специализированные школы бизнеса в отдельных крупных вузах'.
Выступление Райзберга Б. А., доктора экономических и технических наук, профессора на круглом столе 'Подготовка государственно - управленческих кадров высшей квалификации'.
Сложившаяся в последние годы практика подготовки специалистов по государственному и муниципальному управлению в системе высшего профессионального образования России обладает выраженной ориентацией на менеджеров среднего звена. На подготовку менеджеров высшего звена претендуют в известной мере специализированные школы бизнеса в отдельных крупных вузах. Обучение и практическое освоение навыков деятельности работников высшего государственного управленческого персонала представлено по замыслу, разве что, в Российской академии государственной службы, но и здесь специфика целей, задач, функций, методов, технологии и организации управления на уровне высших органов государственной власти не находит яркого отражения в учебных планах и программах, применяемых формах обучения.
Определенные надежды возлагается на магистерскую подготовку специалистов в области государственного администрирования (ВШГА) МГУ. Небольшой, но достаточно представительный опыт ВШГА свидетельствует о следующих проблемах подготовки будущих работников высших государственно-административных служб:
- необходимость смещения акцентов на изучение теории и практики государственного администрирования, включая функции и регламенты деятельности высших исполнительных и законодательных органов государственной власти, обоснование стратегического социально-экономического курса и подкрепляющих его программ, выработку соответствующих решений, управленческое консультирование, государственный надзор и контроль за исполнением норм, принятых законодательных и других правовых актов;
- прохождение практики и стажировки непосредственно в органах высшей государственной и региональной администрации;
- взаимосвязанное изучение экономической и социальной проблематики управления с учетом их взаимопроникновения, обоюдного влияния и воздействия на управление политических факторов.
Отражение взаимосвязи экономических и социальных аспектов в процессе подготовки кадров высшего государственно-управленческого персонала обладает исключительной важностью с позиций построения в России экономики, ориентированной на человека и общество, их нужды и интересы, и адекватного преобразования всей системы государственного управления и администрирования. С точки зрения содержания и методики преподавания это означает органичное вплетении в учебные курсы государственного и муниципального управления наряду с теоретической и прикладной экономикой таких дисциплин, как программно-целевое планирование, социология и психология управления экономикой и социальной сферой, человеческим потенциалом.
Одновременно освоение междисциплинарного подхода в изучении государственного администрирования неразрывно связано с использованием интерактивных технологий, опирающихся на проведение занятий в форме диспутов, дискуссий, обменов мнениями, анализа конкретных ситуаций, тестирования в виде выбора рациональных вариантов управленческих решений посредством их сопоставления по результатам и последствиям. Такие занятия целесообразно увязывать с анализом разработки и реализации крупных социальных проектов и программ национального масштаба, региональных целевых программ.
|