22.11.07
Выступление директора Высшей школы государственного администрирования МГУ имени М.В.Ломоносова, академика РАН В.Л.Макарова на круглом столе 'Подготовка государственно - управленческих кадров высшей квалификации'
'Я хотел бы сказать, что актуальность проблем обучения, воспитания государственных служащих все больше и больше возрастает, причем не только в России, но и во всем мире. Я бы назвал это даже, в некотором смысле, бумом. Основные проблемные вопросы обсуждения: 'Как правильно готовить государственных служащих', и 'Что такое государственная служба в современном мире'.
В самых развитых странах: Франции, Америке, Англии - эти вопросы активно обсуждаются, проводится достаточно много международных конференций на эту тему, в некоторых из них Высшая школа государственного администрирования активно участвует, как полноправный член различных международных ассоциаций. Например, обсуждается французский взгляд на проблему государственной службы: государственный служащий - это человек особого рода, это отдельная каста, как офицер, принявший клятву, и как офицер, всю жизнь посвятивший службе своему отечеству. И это понимание государственного служащего сейчас распространяется по миру, принимается и другими странами. То есть государственные чиновники - это, в самом деле, отдельная категория людей, и поэтому в других странах французский опыт изучается так тщательно, поскольку эффективность государственной службы во Франции очень высока. На сегодня существуют различные методы измерения этой эффективности. Некоторые считают, что Франция - это бюрократическая страна, имеющая в сфере государственного управления многочисленные барьеры, однако эта точка зрения представляется мне спорной, поскольку во многих европейских государствах французский опыт воспринимается очень позитивно. В Европейском союзе, в частности, где достаточно много различных наднациональных институтов, расположенных и в Страсбурге, и в Брюсселе, французская технология осуществления государственных услуг превалирует и считается более предпочтительной, чем, скажем, английская или испанская.
Как организовывать обучение государственной службе в России - ключевая тема нашего обсуждения на круглом столе. Сейчас практически во всех ведущих российских университетах созданы факультеты государственного и муниципального управления, и конкурс на эти факультеты достаточно большой. То есть молодые люди даже еще не знающие что такое государственная служба, тем не менее, испытывают желание поступить на этот факультет. Возможно, это связано с модным мнением о том, что госслужащий может иметь какие-то дополнительные доходы и прочее... Но, на самом деле, суть государственной службы, конечно, не в этом, и одна из наших обязанностей - правильно объяснить молодым гражданам, что такое государственный чиновник. Так, например Уральский филиал Российской Академии государственной службы выпускает журнал 'Чиновник', он, к сожалению, имеет малый тираж. Но, тем не менее, у нас в стране такой журнал есть и на его страницах публикуются дискуссионные материалы: что такое государственная служба, кто такой чиновник, надо ли что-то менять в законодательстве. Моя точка зрения состоит в том, что, конечно же, наше законодательство должно быть серьезно скорректировано в плане определения градаций государственных чиновников. Более четко должно быть установлено законодательно соответствие между уровнем государственного чиновника и градациями в других секторах государственной службы, как, например, у военных, в спецслужбах, таможенной службе. Если вы, например, государственный советник второго класса, то это соответствует званию генерал-лейтенанта, чтобы граждане это понимали, чтобы это сравнение было достаточно четким. Такая градация играет, на самом деле, серьезную роль, например, в Германии, где в последние годы публикованы научные работы, в которых тщательно изучают эти важные аспекты, в частности, в такой сфере, как борьба с коррупцией. То есть если чиновник достиг в государственной службе определенного уровня, то это для него так важно, что он и не помышляет брать взятки или плохо выполнять свои обязанности, потому что так устроено законодательство. Это даже более почитается, чем, например, титул лорда в Великобритании, где считается, что у лордов есть определенный кодекс чести, кодекс поведения, и они обязаны вести себя строго определенным образом. В Германии именно это на государственной службе и есть.
Я думаю, что в процессе нашего обсуждения мы уточним образ государственного служащего в России и представим обществу наши предложения о том, как готовить таких государственных служащих, по каким программам.
|