Уровень жизни населения в Сахалинской области в 2005 году
Доходы населения
Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) рассчитаны путем делением годового объема денежных доходов на 12 и на среднегодовую численность населения.
В 2005 г. величина среднедушевых денежных доходов населения составила 12304 руб. и увеличилась на 29.7% по сравнению с 2004 годом.
Реальные денежные доходы (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2005 г. по сравнению с 2004 г., увеличились на 12.1%. Показатель реальных доходов рассчитан путем деления индекса номинального размера денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.
Средняя начисленная заработная плата в 2005 г. составила 15242.6 руб. и по сравнению с предыдущим годом возросла на 30.2%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за год рассчитана делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на 12 месяцев. Пособия, получаемые работниками из государственных социальных внебюджетных фондов, в фонд заработной платы и среднемесячную заработную плату не включаются.
Заработная плата в реальном выражении за указанный период времени выросла на 13.8%.
Средний размер назначенных месячных пенсий был равен 3415.4 руб. и увеличился по сравнению с 2004 г. на 25.4%. В реальном выражении он возрос на 9.9%. Средний размер назначенных месячных пенсий определяется путем деления общей суммы назначенных месячных пенсий (1995-2001 - с учетом компенсации) на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (до 2002 г. - в органах социальной защиты населения).
В России к пенсионерам относятся лица, реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством РФ и межгосударственными соглашениями, и постоянно проживающие в РФ. За указанный период времени численность пенсионеров выросла на 2.5% и составила 298.4 тыс. человек.
В 2005 г. на одного пенсионера приходилось 1.78 занятых в экономике. По сравнению с предыдущим годом этот показатель увеличился на 0.6%, что свидетельствует о снижении нагрузки на трудоспособное население.
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения Сахалинской области
|
2005 год |
Справочно: 2004 год |
Темп прироста за год, % |
Денежные доходы (в среднем на душу населения), руб. в месяц |
12304 |
9488 |
29.7 |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, руб. |
15242.6 |
11711.1 |
30.2 |
Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. |
3415.4 |
2724.2 |
25.4 |
Использование доходов населения
Денежные расходы населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за кредиты и др.), расходы на приобретение недвижимости и прирост финансовых активов.
За указанный период средний размер расходов на покупку товаров и оплату услуг составил 7466 рублей в месяц, что на 31.9% больше, чем за предыдущий год.
В структуре использования денежных доходов населения 60.7% составляет покупка товаров и оплата услуг, 10.8% - обязательные платежи и разнообразные взносы, 0.2% - приобретение недвижимости и 28.3% - прирост финансовых активов. По сравнению с предыдущим годом структура использования денежных доходов изменилась следующим образом. Доля расходов на покупку товаров и оплату услуг выросла на 1 процентных пункта; обязательных платежей и взносов - выросла на 0.5 процентных пункта; расходов на приобретение недвижимости - снизилась на 0.1 процентных пункта; прироста финансовых активов - снизилась на 1.4 процентных пункта.
Структура потребительских расходов населения была следующей: 39.5% составляет покупка продуктов питания, 33.1% - приобретение непродовольственных товаров, 1.7% - покупка алкогольных напитков и 25.7% - оплата услуг.
Таблица 2
Структура использования денежных доходов населения в Сахалинской области
(в процентах от общего объема денежных доходов)
|
2005 год |
Справочно: 2004 год |
Прирост за год, процентных пунктов |
Покупка товаров и оплата услуг |
60.7 |
59.7 |
1.0 |
Обязательные платежи и разнообразные взносы |
10.8 |
10.3 |
0.5 |
Приобретение недвижимости |
0.2 |
0.3 |
-0.1 |
Прирост финансовых активов |
28.3 |
29.7 |
-1.4 |
Таблица 3
Структура потребительских расходов домашних хозяйств в Сахалинской области
(в процентах)
|
2005 год |
Справочно: 2004 год |
Прирост за год, процентных пунктов |
Покупка продуктов питания |
39.5 |
33.6 |
5.9 |
Покупка непродовольственных товаров |
33.1 |
41.3 |
-8.2 |
Покупка алкогольных напитков |
1.7 |
1.9 |
-0.2 |
Оплата услуг |
25.7 |
23.2 |
2.5 |
Дифференциация доходов населения
Социально-экономическая дифференциация населения региона характеризуется следующими данными. На долю 20% наиболее обеспеченного населения приходилось 44.8% общего объема денежных доходов (в 2004 г. - 44.1%), а на долю 20% наименее обеспеченного населения - 5.9% ( 6.2% в прошлом году соответственно).
Степень социального расслоения характеризуется коэффициентом фондов (коэффициентом дифференциации доходов). Этот показатель рассчитывается как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. В 2005 году этот показатель был равен 12.8. По сравнению с предыдущим годом его значение увеличилось на 5.8%. Это говорит о росте социально-экономического неравенства населения.
Неравномерность распределения доходов в обществе измеряется с помощью коэффициента Джини (индекса концентрации доходов). Значение этого показателя может варьироваться от 0 до 1. При этом, чем ближе значение к 1, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. В 2005 году этот показатель был равен 0.385, увеличившись по сравнению с 2004 годом на 2.1%. Таким образом, распределение доходов за указанный период стало более неравномерным.
Таблица 4
Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения в Сахалинской области
(удельный вес общего объема денежных доходов, приходящихся на соответствующую группу населения, в общем объеме денежных доходов, процентов)
Группа населения |
2005 год |
Справочно: 2004 год |
Прирост за год, процентных пунктов |
первая (с наименьшими доходами) |
5.9 |
6.2 |
-0.3 |
вторая |
10.8 |
11.0 |
-0.2 |
третья |
15.6 |
15.8 |
-0.2 |
четвертая |
22.9 |
22.9 |
0.0 |
пятая (с наибольшими доходами) |
44.8 |
44.1 |
0.7 |
Прожиточный минимум и уровень бедности
Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. ? 134-ФЗ 'О прожиточном минимуме в Российской Федерации' представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (устанавливается Федеральным законом - в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации), а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации - в целом по России, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в субъектах РФ. В IV квартале 2005 г. она составила 5118 руб. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года прожиточный минимум возрос на 15.4%.
Величина прожиточного минимума устанавливается для различных социально-демографических групп населения. Прожиточный минимум трудоспособного населения в IV квартале 2005 г. был равен 5473 руб. Эта величина на 6.9% больше прожиточного минимума для всего населения. По сравнению с предыдущим годом она выросла на 16.1%.
Прожиточный минимум пенсионеров составил 3916 руб., что на 23.5% меньше значения, установленного для населения в целом. За год значение показателя возросло на 16.0%.
Прожиточный минимум детей установлен на уровне 4777 руб. Это на 6.7% меньше, чем прожиточный минимум населения в целом. По сравнению с аналогичным периодом 2004 года показатель вырос на 12.6%.
Важной характеристикой уровня бедности является соотношение прожиточного минимума с величиной среднедушевых денежных доходов. В 2005 году прожиточный минимум составил 41.6% от среднедушевых денежных доходов населения (в 2004 году - 46.7%). Таким образом, в 2005 году разница между средними доходами населения и величиной прожиточного минимума сократилась.
Прожиточный минимум трудоспособного населения составлял 35.9% среднемесячной заработной платы, прожиточный минимум пенсионеров - 114.7% от среднего размера назначенных месячных пенсий. В 2004 году значения этих показателей были равны соответственно 40.3 и 123.9%.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 19.3% общей численности населения региона. По сравнению с предыдущим годом этот показатель сократился на 2 процентных пункта, что свидетельствует о снижении уровня бедности в регионе.
Таблица 5
Величина прожиточного минимума, установленная в Сахалинской области за IV квартал
(в среднем на душу населения, руб. в месяц)
|
2005 год |
Справочно: 2004 год |
Темп прироста за год, % |
Все население |
5118 |
4435 |
15.4 |
в том числе по социально-демографическим группам: |
|
|
|
трудоспособное население |
5473 |
4715 |
16.1 |
пенсионеры |
3916 |
3375 |
16.0 |
дети |
4777 |
4241 |
12.6 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения |
19.3 |
21.3 |
: |
Источник данных: официальное издание Росстата "Регионы России"