Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://old.philol.msu.ru/~lex/khmelev/proceedings/thpr/thpr1999win.html
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sun Apr 10 04:29:18 2016 Кодировка: Windows-1251 |
KOI WIN LATEX PS PDF
Большие транспортные сети с конечномерным пространством состояний. Асимптотический подход.
Л.Г. Афанасьева, Д.В. Хмелев
1999
Рассмотрим сеть из N узлов (станций), которые делятся на n районов. При увеличении N количество районов остается неизменным. Количество станций в районе j равно dNj N, еj = 1n dNj = 1, dNjN - целое число для всякого j и N. Существуют такие dj > 0, что ЦN(djN-dj)[( NR?) || (R )]0 для j = [`1,n]. Далее j и v обозначают номер района и могут принимать значения от 1 до n. На станцию в j-м районе требования поступают пуассоновским потоком с интенсивностью lj. Если на станции есть обслуживающий прибор, то, в соответствии со стохастической матрицей P = {pjv}j,v = [`1,n], требование вместе с прибором направляется на станцию в v-го района, которая он выбирает равновероятно среди всех станций v-го района. Обслуживание требования состоит в его перемещении с одной станции до другой.
В [1] рассмотрена полностью симметричная сеть. Наша модель является обобщением [1] в сторону асимметрии. Время перемещения от станции j-го района до станции v-го района распределено экспоненциально с параметром mjv. Время движения между станциями внутри j-го района также экспоненциально распределено с параметром mjj. Если на станции нет ни одного прибора и есть места ожидания, то требовование встает в очередь, иначе требование теряется для системы. Все станции v-го района однотипны - на каждой из них может базироваться не более mv автомобилей и на каждой kv мест для пассажиров. Если прибор, который прибыл в v-тый район, не находит свободной стоянки, то он направляется (без требования) в район l в соответствии со стохастической матрицей [P\tilde] = {[p\tilde]vl}v,l = [`1,n]; станция l-го района выбирается равновероятно среди dNlN станций района. Первоначально на всех станциях в j-м районе находится rj автомобилей, где rj - целые числа от 1 до mj. Потребуем, чтобы матрица P[P\tilde] обладала единственной инвариантной мерой p = (p1, ..., pn)T: pTP[P\tilde] = pT, p1+?pn = 1, p ? 0.
Обозначим через xj,i(t) долю узлов в состоянии i в районе j среди всех N станций, еi = -kjmjxj,i(t) = dNj; через [M\tilde]jv(t) количество приборов, которые покинули j-тый район и в момент t направляются на станцию в v-м районе. Определим процесс Mjv(t) = [M\tilde]jv(t)/N. Запишем состояние системы как вектор x О Ra длиной a = n2+еv = 1n (kv+mv+1): x = (M11, M12, ?, M1n, M21, ?, Mnn, x1,-k1, x1,-k1+1, ?, x1,m1, x2,-k2, ?, xn,mn). Для фиксированного N случайный процесс XNt = x(t) является эргодичной цепью Маркова.
Пусть xt(x) - решение следующей системы дифференциальных уравнений с начальным условием x0(x) = x: для j, v = [`1,n]
где Sj+ ? djеi = 1mj xj,i, Sj- ? djеi = -kj-1xj,i, Mj = еl = 1n mlj Mlj. Обозначим через ex распределение, сосредоточенное в точке x О Ra.
.
x
j,-kj
=
(lj dj xj,-kj+1 - Mj xj,-kj )/dj,
.
x
j,i
=
(lj dj xj,i+1- (lj dj + Mj )xj,i + Mj xj,i-1)/dj, (1)
.
x
j,mj
=
(-lj dj xj,mj + Mj xj,mj-1 )/dj,
.
M
jv
=
pjv ж
иlj dj Sj++ Mj Sj- ц
ш-mjvMjv+ dj Mj xj,mj ~
p
jv, (2) Теорема 1. Пусть X0N R ex слабо. Справедливы утверждения
(i) sups ? t |XNs-xs(x)|[ P || (R )] 0 для всех t ? 0 при NR?.
(ii) Процессы ЦN(XNt-xt(x)) сходятся по распределению к непрерывному процессу с независимыми приращениями Y с ковариационной функцией [^C](x), где [^C](x) = т0t [^c](xs(x))ds, а c: RaRRa2 - некоторая явная матричная функция.
Полученные результаты позволяют изучать характеристики XNt посредством изучения нелинейной динамической системы xt(x), которая, как показывает имитационное моделирование, является хорошим приближением.
[1] L.G. Afanassieva, G. Fayolle, S.Yu. Popov. Models for transportation networks.
Last modified Fri May 24 19:47:03 BST 2002