|
Часть I
1.2. Основные понятия
Анализ методологических основ открытых систем начнем с определения наиболее важных понятий данной концепции [1, 2, 3, 4].
1) Стандарт (по определению ISO).
Технический стандарт или другой документ, доступный и опубликованный, коллективно разработанный или согласованный и общепринятый в интересах тех, кто им пользуется, основанный на интеграции результатов науки, технологии, опыта, способствующий повышению общественного блага и принятый организациями, полномочными на национальном, региональном и международном уровнях.
2) Базовый стандарт (base standard)
[1], также иногда используются термины формальный стандарт или стандарт de-ure. Международный стандарт, принятый международной организацией по стандартизации ISO (International Standard Organization), или рекомендация международного союза по телекоммуникациям ITU-T (International Telecommunication Union - Telecommunication).
3) Эталонная модель (Reference Model) [4]. Структурированная коллекция понятий и их взаимосвязей некоторой предметной области, определяющая структуру данной области и описанная достаточно общими средствами. По существу эталонная модель является формой метазнаний, определяющих принципиальную декомпозицию (архитектурную спецификацию) конкретной предметной области.
4) Система ИТ или ИТ-система (IT system)
(или по тексту просто система, если это не вызывает двусмысленности) [1]. Совокупность ресурсов информационных технологий, предоставляющая сервис (услуги) на одном или большем числе интерфейсов в соответствии с заданными спецификациями. В стандартах POSIX аналогичным понятию системы ИТ является понятие прикладной платформы (application platform).
5) OSE (Open Systems Environment - Окружение или среда открытых систем)
[4]. Исчерпывающий набор интерфейсов, сервисов, форматов, а также пользовательских аспектов, позволяющих достичь целей интероперабельности и/или переносимости приложений (программ), данных, людей на основе применения базовых стандартов и профилей ИТ. (Еще одним важным свойством открытости является свойство масштабируемости ИТ). В эталонной модели RM OSE [4] под открытой системой понимается система, реализующая OSE, под которым понимается окружение, удовлетворяющее стандартам или открытым спецификациям.
6) Переносимость (portability)
[4]. Свойство системы, характеризующее легкость переноса прикладного программного обеспечения и данных (а также пользователей) с одной системы ИТ на другую.
7) Интероперабельность (interoperability) [4]. Способность систем обмениваться информацией друг с другом и совместно использовать информацию, которой они обмениваются.
8) Масштабируемость (scalability)
[4]. Свойство системы, позволяющее ей работать в широком диапазоне параметров, определяющих технические и ресурсные характеристики системы и/или поддерживающей среды (примерами таких характеристик могут служить: число процессоров, число узлов сети, максимальное число обслуживаемых пользователей, количество обрабатываемых транзакций).
9) PAS (Publicly Available Specifications - Общедоступные спецификации).
Это хорошо отработанные спецификации, как правило, являющиеся стандартами де-факто, которые принимаются ISO для проведения специальных процедур по их стандартизации на международном уровне. Важным требованиям к PAS является то, что их сопровождение осуществляется известными профессиональными организациями посредством прозрачного публичного процесса, основанного на консенсусе. Близким по смыслу к понятию PAS является понятие открытых спецификаций, определенное в эталонной модели RM OSE [4] следующим образом: 'открытыми спецификациями являются спецификации, поддерживаемые организациями, которые используют открытый, общедоступный, основанный на консенсусе процесс сопровождения спецификаций для адаптации их к новым технологиям и пользовательским требованиям'. Примерами PAS могут служить спецификации DCE, разработанные организацией OSF.
10) Профиль (Profile) [1] - набор, состоящий из одного или большего числа стандартизованных спецификаций (базовых стандартов и/или международных стандартизованных профилей) и определяющий выбор из этих спецификаций необходимых для реализации конкретной прикладной функции классов сервиса, опций, параметров, тестовых наборов. Таким образом, профиль задает некоторую функциональность, необходимую для выполнения конкретной прикладной задачи, агрегируя избирательным образом функциональные возможности стандартизованных спецификаций (стандартов или ISPs).
11) ISP (International Standardized Profile - Международный стандартизованный профиль)
[3]. Официально принятый и согласованный на международном уровне документ, описывающий один или несколько профилей. (В случае множественного числа ISP будем использовать обозначение ISPs). В эталонной модели RM OSE [4] используется близкое к ISP понятие стандартизованного профиля - баллотированного, формального, гармонизированного документа, описывающего профиль.
12) OSE-профиль (OSE-profile)
[3]. Профиль, специфицирующий полностью или частично поведение системы ИТ, наблюдаемое на одном или большем числе ее интерфейсах.
13) OSI-профиль (OSI-profile)
[3]. Профиль, составленный из базовых спецификаций, соответствующих модели RM OSI [5], возможно дополненных базовыми стандартами и/или профилями для представления обмениваемых данных и их форматов (так называемыми F-профилями). Таким образом, OSI-профили определяют поведение систем, проявляемое только на их коммуникационных интерфейсах, построенных с помощью стандартов, входящих в архитектуры OSI.
14) API-профиль (API-profile) [4]. Профиль, определяющий конкретную комбинацию базовых спецификаций прикладного пользовательского интерфейса в соответствии с моделью RM OSE [4], возможно дополненных базовыми стандартами и/или профилями для представления данных и их форматов (F-профилями).
15) Таксономия (Taxonomy)
[1]. Классификационная схема, применяемая для однозначной идентификации профилей или наборов профилей.
С целью пояснения введенных понятий рассмотрим иллюстративные примеры, в которых будем использовать различные типа профилей для определения функциональности систем ИТ.
|