Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://oit.cmc.msu.ru/lectures/AnalizeIT/Ch16_4.html
Дата изменения: Thu Jan 15 23:15:45 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 22:32:10 2012 Кодировка: Windows-1251 |
Часть XVI16.4. Корпоративная модель GII (enterprise model)Целью корпоративной модели является идентификация интерфейсов, имеющих наибольшее коммерческое значение. Одним из центральных понятий при построении данной модели служит понятие роли. Роли исполняются участниками взаимодействия и обладают определенным временем жизни. Роли обладают интерфейсами. Они принимают от поставщиков сервис или услугу ("товар"), изменяют ее (или добавляют дополнительными свойствами) и передают далее свои пользователям, образуя, таким образом, некую цепочку, достигающую конечного потребителя (рис. 16.4). Одна такая цепь может представлять собой некоторую отрасль промышленности. Рис. 16.4. Цепочка добавочной стоимости
Модель включает в себя следующие определения: роль - некоторая коммерческая активность, включаемая в цепь передачи услуги (товара); цепь передачи услуги (продукта) - "дерево" ролей, объединяемых для предоставления конечной услуги; структурная роль - роль в основной промышленной цепи, т. е. имеющая некоторый производимый продукт (услугу) и связанная с экономической или деловой активностью в области информационных услуг и приложений; инфраструктурная роль - представляет элемент цепи, главным образом связанный с повторным использованием компонентов; участник - организация или индивидуум, выполняющий одну или несколько ролей, может быть коммерческой, правительственной или неправительственной организацией; отношения между ролями - возникает при соединении двух ролей в цепи с целью передачи услуги (товара); горизонтальные отношения - отношения между двумя соседними ролями, находящимися в одной цепи (структурное отношение); вертикальные отношения - отношения между двумя ролями, находящимися в разных цепях; сегмент - часть роли. При данном различии между ролями и участниками понятно, что модель может относиться только к понятиям роли. Структурные роли относятся к чистому производству продукта (услуги) и формируют цепь от начальных данных до конечной услуги (рис. 16.5). Структурные роли информационной индустрии включают в себя следующие: источник информации, преобразующий "сырую" информацию в вид, удобный для использования; роль создания и производства информации, получающая на ее основе доставляемую информацию; предоставление информации, преобразующее последнюю в применимую информацию; роль создания и производства информационных услуг и приложений, создающая из применимой информации информационную услугу; роль предоставления информационных услуг, либо распространяющая информационную услугу, либо разделяющая ее на контейнеры, воспринимаемые пользователем; роль конечного пользователя. Рис. 16.5. Пример структурной роли
В отношениях между ролями одна из них представляет собой поставщика, другая - потребителя некоторого ресурса (например, информации), что требует присутствия также: управляющей роли (manager role), администрирующей отношение между структурными ролями, посреднической роли (broker role), принимающей участие во взаимодействии и выбирающей промежуточного поставщика и потребителя. Отношение между данными ролями показано на рис. 16.6. Рис. 16.6. Типы и взаимосвязь ролей
Инфраструктурные роли относятся к деятельности, помогающей структурным ролям обмениваться необходимой им информацией, хотя и не должны ничего знать о характере этого обмена, и, таким образом, предоставляют последним инфраструктурные услуги, товары, приложения (рис. 16.7). Структурные роли не являются частью GII. Рис. 16.7. Инфраструктурные и структурные роли
Можно определить некоторые инфраструктурные роли, присутствующие в GII: обеспечение базовых и расширенных телекоммуникационных услуг и приложений (например, телефонная услуга); обеспечение базовых и расширенных коммерческих коммуникационных услуг и приложений (например, компьютерная телефония); обеспечение радиовещательных и телевизионных услуг и приложений (широковещательные услуги); обеспечение услуг и приложений распределенной обработки и хранения информации. Динамика и эволюция ролей Естественно, что окружение постоянно изменяется, в связи, с чем можно определить динамику инфраструктурных ролей: микрофункциональная динамика - изменение в рамках событий индивидуальных транзакций; потенциальная функциональная динамика - при возможности обнаружения тенденций имеющих место событий; макрофункциональная динамика - изменение поведения при сохранении набора услуг и архитектуры; эволюционная динамика - последовательности функциональных периодов, сопровождающихся сильными изменениями. Эволюция инфраструктурных ролей, побуждаемая процессами конвергенции имеющихся технологий, включает следующие пути модификации определенных выше четырех типов ролей: автономная эволюция, конвергенция двух текущих ролей, конвергенция трех текущих ролей, конвергенция всех четырех текущих ролей. Такой конвергенции может сопутствовать возникновение новой координирующей и обеспечивающей роли (рис. 16.8). Эволюция привела к появлению новой инфраструктурной роли - обеспечение коммуникаций и сетевого взаимодействия информационных услуг и приложений. Важность использования корпоративной модели состоит еще и в том, что понятие качества услуги (QoS) проявляется как таковое на уровне прав и обязательств поставщиков и пользователей услуги, в то время как с чисто технической точки зрения QoS не является значимым аспектом взаимодействия. Рис. 16.8. Пример конвергенции ролей
Структурная модель GII (structural model) Целью структурной модели является идентификация услуг и предоставляемых приложений, предлагаемых ролями (рис. 6). Как видно из рисунка, для предоставления услуги роль должна объединить ресурсы в применимый набор. Ресурс может предоставляться другой ролью, то есть быть приложением или услугой другой роли. Рис. 16.9. Структурная модель GII (structural model)
Семантика структурной модели поддержана следующими определениями: услуга - традиционно понимаемая как взаимодействие между компонентами системы, характеризуется транзакциями между ролями, и в общем случае роль клиента запрашивает роль сервера о необходимой информации; приложение - воспринимается подобно услуге, с тем отличием, что приложение может быть использовано повторно; домен (область, область ответственности, сфера, отрасль) - набор сегментов во владении участника; платформа обеспечения услуги - основа предоставления услуги, состоящая из набора сегментов, для этого необходимых, и может включать несколько доменов; контракт - основа соглашений между двумя участниками, исполняющими разные роли, определяющая порядок взаимодействия между ними; интерфейс услуги - средства использования услуги участником взаимодействия, включающие аспекты межролевых отношений, информационные, вычислительные, раелизационные; сервисная компонента - компонента интерфейса услуги; сегмент - сущность, общая для корпоративного, структурного и функционального моделирования. Структура услуг и приложений Пользователь может использовать чистую услугу или работать с приложением. В этом случае приложение использует услугу GII, но в то же время и приложение может быть реализовано в GII или использовать компоненты приложений, реализованные в GII. Со своей стороны GII объединяет необходимые сетевые ресурсы, ресурсы обработки и хранения, ресурсы среднего уровня (middleware). Услуги и приложения строятся из так называемых "строительных блоков", то есть компонентов, ассоциированных с ресурсами. Предоставление инфраструктурных услуг зависит от уровня сложности разработанных инфраструктурных ролей. До недавнего времени эти роли были довольно просты и пользователи покупали компоненты приложений, но с развитием GII эти характеристики будут доступны уже в качестве услуги более сложной системы коммуникаций и организации работы инфраструктуры информационной роли GII. Таким образом, проявляется тенденция переходом компонент приложений на средний уровень (middleware). Число возможных услуг велико, поэтому вводится некоторая классификация сервисных компонентов. Определяются следующие классы сервисов: Инфраструктурные сервисные компоненты Эти компоненты образуют полный набор сервисных компонент GII. Они могут реализовывать как возможности высокого уровня (как, например, безопасность), так и других распределенных ресурсов, то есть middleware и baseware. Роли GII представляют использование компонентов пользователям GII, например, структурным ролям. Компоненты инфраструктурной услуги можно разделить на следующие категории: А1 - информационные коммуникации и их организация (CNI): данные компоненты могут напрямую предоставлять коммуникационные услуги, однако в большинстве своем связаны с компонентами среднего уровня, включая: - компоненты услуг человеко-машинного интерфейса, - компоненты услуг регистрации, - компоненты услуг аутентификации, - компоненты услуг безопасности, - компоненты услуг директории, - компоненты услуг биллинга и т.д. А2 - предоставление общей коммуникационной услуги (GCSP): компоненты данной категории переносят данные, видео и голос посредством PSTN, ISDN, X.25, Frame Relay, CBDS, мобильных сетей, частных сетей, CATV, широковещательного телевидения, спутниковых сетей, однако развитие сетей ATM предоставит более полный набор сервисных компонент. А3 - обработка и хранение информации (IPS): основными компонентами данной категории являются: - подсоединение, вызов, управление компонентов приложения, - сохранение и извлечение информации. Доступ к компонентам обычно осуществляется через API. А4 - поддержка создания услуги/приложения (ASCS): данные компоненты позволяют пользователям компилировать и строить приложения и услуги и специфичны для прикладных платформ. Сервисные компоненты среднего уровня (middleware) Компоненты в общем случае используют только ресурсы middleware и не требуют других распределенных ресурсов. В этот класс сервисов включаются компоненты базового уровня, расширенные необходимой функциональностью, что позволяет организовать работу инфраструктуры. Кроме того, компоненты сервиса middleware можно дополнить следующими категориями: М1 - услуги взаимодействия GII (IS): компоненты, направленные на организацию работы инфраструктуры и поддержку распределенных приложений, а также на необходимые преобразования форматов сообщений и данных. Эта категория может быть отражена подходом OMG к использованию языка определения интерфейсов CORBA (CORBA IDL). М2 - услуги кооперирования GII (CS): компоненты предоставляют средства совмещения базовых коммуникационных услуг с возможностями хранения и обработки. М3 - услуги ввода в действие и предоставления характеристик (EFPS): компоненты, поддерживающие категорию А1 компонентов инфраструктурной услуги. Сервисные компоненты базового уровня (baseware) Компоненты делятся на компоненты базовой сетевого сервиса и компоненты услуг распределенной обработки и хранения. Сервис, требующий соединения одной сети через различные домены является сервисом базового уровня, в то время как сервис, требующий соединения различных сетей является сервисом среднего уровня. Компоненты услуги baseware можно разделяются на следующие категории: В1 - сервисы распространения (DS), ответственные за: - передачу компонентов среднего уровня или приложений между отдельными платформами, соединенными телекоммуникационной услугой, - удаленную загрузку и выполнение компонентов среднего уровня или приложений, - удаленный вызов услуг удаленных компонентов среднего уровня или приложений. В2 - сервисы интерфейса HCI (HCIS), выполняющие: - отображение графических образов или видео потока на экране, - проигрывание звукового потока, - передача событий от клавиатуры или мыши, - передача графических образов или видео потока от камеры или другого источника, - передача звукового потока от микрофона аудиоисточника. В3 - сервисы фактической транспортировки, обработки и хранения (ATPSS), осуществляющие: - исполнение потоков задач в рамках выполнения процесса, - сохранение данных в устройстве памяти (например, RAM, HD), - передачу данных между интерфейсами, - передача сообщений поддержки В1, В2 и В4. В4 - сервисы поддержки функций управления и менеджмента (CMFSS), ответственные за: - базовое управление выполнением потоков задач в информационном устройстве, - базовые возможности сохранения и извлечения файлов, - базовые компоненты соединения, вызова, управления сеансом связи, - базовые компоненты менеджмента, относящиеся к базовым компонентам транспортировки, обработки и хранения. Рассмотренная выше корпоративная модель GII предоставляет развитый концептуальный базис и соответствующий язык для описания ролевых свойств активных элементов и их взаимосвязей при проектировании бизнес-процессов, поддержанных сервисами GII. |