- Программа «Планер»
- Программа «ДИМО Lights»
- Программа «Техномаркет»
2. Возможности программы
Программа предоставляет пользователю три основные возможности:
- моделирование оптимального процесса;
- игра «человек-компьютер»;
- сетевая игра.
Моделирование оптимального процесса
Назначение: моделирование рациональных рыночных траекторий технологических запасов (сходящихся к Парето-оптимальной комбинации) посредством применения на каждом шаге дискретного времени трехступенчатой, включающей три основные стадии:
- предварительное анонсирование новых технологий,
- предложение выплат,
- принятие решения о производстве и продаже технологий.
На первой стадии каждая фирма демонстрирует относительно небольшую часть своих новых технологий без их производства. На второй стадии фирма изучает анонсированные другими фирмами технологии и предлагает им соответствующие выплаты. На третьей стадии фирма анализирует полную, предложенную другими фирмами, плату и принимает решение производить (и продавать) или не производить (и не продавать) анонсированные технологии.
Игра «человек-компьютер»
Назначение: обучение в интерактивном режиме потенциальных участников рынка новых технологий способам генерирования различных сценариев рыночной динамики посредством.
Переход к игре осуществляется выбор соответствующего режима в главном окне программы, при этом пользователь имеет возможность выбрать фирму, действиями которой на рынке патентов он будет руководить (в дальнейшем «фирма-игрок»). За рыночное поведение всех остальных фирм «отвечает» программа, ориентированная на назначение идеально честных выплат за новые технологии других фирм и принятие рациональных решений на каждом шаге дискретного времени (согласно трехступенчатой процедуре). Пользователь может принимать любые решения.
Возможности игрока на каждом шаге дискретного времени:
- выбор объема анонсируемых новых технологий (Рис. 1) после поступления информации об объеме технологий, вымываемых из процесса производства;
- назначение выплат за анонсированные другими фирмами технологии (Рис. 2) (возможны отличия от идеально честных выплат, характерных для рационального поведения фирм в изучаемой модели);
- принятие решения о производстве анонсированных технологий (Рис. 3) (возможно, отличного от рационального).
Рис. 1: Выбор объема анонсируемых новых технологий.
Рис. 2: Назначение выплат за анонсированные другими фирмами технологии.
Рис. 3: Принятие решения о производстве анонсированных технологий.
В программе предусмотрена возможность сравнения генерированных пользователем (экспериментальных) сценариев с оптимальными (Рис. 4) (в смысле изучаемой модели), что должно помочь участникам торгов отрабатывать стратегии принятия рыночных решений. В качестве показателей для сравнения используются следующие: запасы накопленных технологий, суммарные производственная прибыль и рыночный доход, общий доход, суммарный доход всей совокупности фирм. На рис. 4 показана ситуация на рынке после 15 периодов, до 5 периода фирма действовала рационально, после чего отклонилась от оптимальной траектории. В данном случае ее общая прибыль от этого возросла, но совокупная прибыль всех фирм в целом снизилась по сравнению с рациональным сценарием.
Рис. 4: Сравнение сгенерированных пользователем (экспериментальных) сценариев с оптимальными.
Представляется весьма важным умение правильно назначать выплаты за чужие технологии на основе информации прогностического характера о поведении фирм на рынке, полученной в результате анализа предыдущих торгов. При правильном выборе выплат возможно увеличить свой рыночный доход, не уменьшая производственную прибыль (в этом случае общий доход фирмы-игрока увеличивается. Важно, что при чрезмерном уменьшении предлагаемых выплат фирма, которой руководит игрок, рискует тем, что новые технологии ей не продадут, в результате чего пострадает ее производственная прибыль. Таким образом, отклонение предлагаемых игроком выплат от идеально честных (справедливых) должно быть разумным и обоснованным. Возможна следующая интерпретация: заниженные выплаты соответствуют рискованной стратегии, в то время как идеально честные — стратегии гарантированного результата. Показатели, перечисленные выше, позволяют оценить эффективность применения рискованной стратегии.
Сетевая игра
Назначение: обучение в интерактивном режиме потенциальных участников рынка новых технологий способам генерирования различных сценариев рыночной динамики.
Переход к игре осуществляется по выбору соответствующего режима в главном окне программы, при этом пользователь имеет возможность выбрать фирму, действиями которой на рынке патентов он будет руководить (в дальнейшем «фирма-игрок»). За рыночное поведение всех остальных фирм «отвечают» другие пользователи (при этом оставлена возможность участия программы, ориентированной на назначение идеально честных выплат за новые технологии других фирм и принятие рациональных решений на каждом шаге дискретного времени (согласно трехступенчатой процедуре)). Игра создается на основе сервера. Программа может выступать либо в роли сервера, либо в роли клиента.
Установка соединения: При выборе сетевой игры программа автоматически посылает в сеть широковещательный запрос с целью обнаружения сервера. Если в сети уже есть сервер, то он откликается на запрос и присылает свой сетевой адрес (сколько серверов в сети, столько и откликов), который добавляется в список доступных серверов, выводящийся на экран (рис. 5, (1)). Кроме того, имеется возможность указать адрес сервера вручную (2). Пользователь имеет следующие две возможности:
- создать новый рынок патентов (при этом его программа будет выполнять роль сервера) (4);
- присоединиться к существующему рынку патентов (при этом его программа будет выполнять роль клиента) (3).
Рис. 5: Окно создания сетевой игры (сторона клиента).
Рис. 6: Окно создания сетевой игры (сторона сервера).
Формирование рынка: Если пользователь предпочитает создать собственный сетевой рынок патентов, то локальный рынок, созданный им заранее, автоматически объявляется частью сетевого. Если пользователь предпочитает присоединиться к существующему сетевому рынку, то перед присоединением, пользователь должен создать локальный рынок, фирмы которого будут участвовать в работе сетевом рынке. После того, как пользователь принял решение присоединиться к существующему рынку, на сервер посылается запрос на добавление фирм на рынок. Если в присланном на сервер запросе имя какой-либо фирмы совпадает с именем фирмы, уже существующей на сетевом рынке, то сервер отклоняет запрос и просит изменить имя фирмы и повторить попытку, иначе сервер подтверждает принятие фирм на рынок и добавляет их на рынок. Формирование рынка заканчивается либо по решению сервера (рис. 6 (1)), либо когда количество участников игры достигнет заранее заданного числа (рис. 6 (2)).
управления факультета ВМиК МГУ.