|
Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://new.math.msu.su/dop/school/inequations/theory1.htm
Дата изменения: Wed Jul 21 16:23:22 2010 Дата индексирования: Sun Apr 10 01:09:03 2016 Кодировка: Windows-1251 |
Дробно-рациональные
неравенства
Пример 1.1.
- простейший пример, с
которого стоит начинать разговор о
неравенствах. Для сколь-нибудь искушенного
ученика это вообще не задача, но в качестве
примера уровня 'дважды два равно четырем'
вполне подходит.
РЕШЕНИЕ: Перенесем число 2 в левую
часть неравенства и приведем дроби к общему
знаменателю:
![]()
Стандартный метод
интервалов (или просто свойства
квадратичных неравенств) сразу дает ответ:
.
Грубейшей ошибкой, которую,
к сожалению, довольно часто допускают
школьники, является попытка умножить
неравенство на знаменатель дроби. Этого
делать нельзя, поскольку знаменатель
меняет свой знак!
ОТВЕТ:
.
Пример
1.2.
- это как раз тот случай, когда
можно умножать на знаменатель - он ведь
все равно строго больше нуля.
РЕШЕНИЕ: Пользуясь тем, что
знаменатель дроби в левой части
неравенства всегда строго положителен,
умножим обе части неравенства на
.
Тогда ![]()
ОТВЕТ:
.
Пример
1.3.
-
это стандартная задача на 'просто
применить метод интервалов', при этом
ученик должен стараться не поддаться
искушению объявить промежутки просто
чередующимися.
РЕШЕНИЕ: Обычно, решая задачу методом
интервалов, необходимо расставить на
числовой оси те точки, в которых функция
обращается в ноль или не определена. После
этого необходимо проанализировать ее
поведение на образовавшихся промежутках.
Часто в этот момент совершается досадная
ошибка - решающий предполагает, что знаки
обязательно должны чередоваться, но это
вовсе неверно - каждый раз знак нужно
анализировать заново!
Например, в данной задаче
получаются следующие промежутки на
числовой оси:
,
,
,
.
1)
.
На этом промежутке выражение
,
,
.
Значит,
,
и
входят в решение.
2)
.
На этом промежутке выражение
,
,
.
Значит,
,
и в решение входят только точки
,
.
3)
.
Здесь выражение
,
,
.
Значит,
,
и в решение входят только точки
,
.
4)
.
На этом промежутке выражение
,
,
.
Значит,
,
и
входят в решение.
ОТВЕТ:
.
Замечание: на самом деле
неравенство эквивалентно совокупности
.
Пример
1.4.
.
РЕШЕНИЕ: Разложим левую часть
на множители
.
Далее, применяя метод интервалов, получаем
ответ
.
ОТВЕТ:
.
Пример
1.5.
.
РЕШЕНИЕ:
.
ОТВЕТ:
.