Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://num-anal.srcc.msu.su/eng_math/comma/com_061.htm
Дата изменения: Tue Dec 17 13:01:32 2002
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:08:29 2012
Кодировка: Windows-1251
Относительные придаточные предложения

6.1. Относительные придаточные предложения

Относительные придаточные предложения могут быть как ограничивающими (запятыми не выделяются), так и неограничивающими (запятыми выделяются). Пример ограничивающего придаточного предложения:

She is a girl who likes to travel

Ясно, что относительное придаточное предложение who likes to travel является существенным для выражения смысла всего предложения, т.е. оно является ограничивающим. Пример неограничивающего придаточного предложения:

Smith, who likes to travel, is going to Greece this summer

В этом примере относительное придаточное предложение who likes to travel несет в себе дополнительную, поясняющую информацию о Smith и не является существенным для выражения намерения со стороны Smith, который is going to Greece this summer. Тем самым, это предложение является ограничивающим и поэтому выделяется запятыми. Рассмотрим другое предложение:

Students, who are lazy, should not expect much from their education

Здесь фраза who are lazy, выделенная запятыми, становится неограничивающим относительным придаточным предложением и относится ко всем students (т.е. к каждому студенту в отдельности), что делает указанное предложение сомнительным: ясно, что всегда найдется хотя бы один студент, который не lazy. Если мы опустим запятые, то в предложении

Students who  are lazy should not expect much from their education    

фраза who are lazy становится ограничивающим придаточным предложением, поскольку она ограничивает область действия главного предложения только теми студентами, которые в действительности являются lazy. Тогда предложение в целом перестает быть сомнительным: весьма вероятно, что среди всех студентов всегда найдется хотя бы один, который lazy. В предложении

The book, which I so badly wanted to read, was not in the library

подразумевается та книга, которая была явно идентифицирована в одном из предшествующих предложений (здесь which начинает неограничивающее придаточное предложение). Опустим в этом предложении запятые:

The book which I so badly wanted to read was not in the library

Тогда придаточное предложение станет ограничивающим и станет существенным для идентификации той конкретной книги, которая подразумевается. Смысл рассматриваемого предложения изменится: в библиотеке много других книг, однако именно та книга which I so badly wanted to read отсутствует.