|
Кружок 6 класса
Руководитель Елена Анатольевна Чернышева 2005/2006 учебный год
Версия для печати
Занятие 4. Краски и ножницы (12.11.2005)
- 1
-
Из шахматной доски вырезали угловую клетку. Разрежьте оставшуюся часть на трехклеточные уголки.
Решение
- 2
-
Из шахматной доски вырезали две противоположные угловые клетки. Можно ли разрезать оставшуюся часть на доминошки?
Ответ Решение
Решение.
Любая доминошка, вырезанная из доски, содержит одну черную и одну белую клетку. Поэтому, если такое разрезание все-таки возможно, то количество черных и белых клеток должно быть одинаковым. Но так как вырезанные клетки одного цвета (противоположные клетки
доски имеют один цвет), то для получившейся фигуры это условие не выполняется, а, значит, разрезать оставшуюся часть доски на доминошки нельзя.
- 3
-
Плоскость окрашена в два цвета. Докажите, что найдутся две точки на расстоянии 1 метр a) разных цветов; б) одного цвета.
Решение
Решение.
а) Так как плоскость покрашена в два цвета, то найдутся две разноцветные точки. Пусть точка А покрашена цветом 1, а точка В — цветом 2. Построим ломаную с концами в точках А и В, длина каждого звена которой равна 1 метру. Делаем это так: будем откладывать по лучу АВ отрезки, длиной 1 метр. Начало первого из них совпадает с точкой А, начало каждого следующего совпадает с концом предыдущего. Если в итоге попадем в точку B (в случае, когда расстояние АВ выражается целым числом метров), то получаем нужную ломаную. В противном случае в некоторый момент времени длина непокрытого участка отрезка АВ станет меньше 1 метра. Тогда строим равнобедренный треугольник с боковой стороной 1 метр, у которого этот маленький отрезок будет основанием.
Получилась ломаная, концы которой покрашены в разные цвета, поэтому найдутся две соседние вершины также покрашенные в один цвет. Это и будут нужные точки.
б) Рассмотрим равносторонний треугольник со стороной 1 метр. У него три вершины, а цветов, в которые раскрашена плоскость, два. Поэтому хотя бы две вершины этого треугольника покрашены в один цвет. Эти две вершины и являются нужными нам точками.
- 4
-
У старухи Шапокляк есть ковер 4×4 метра. Моль проела в нем 15 дырок (каждая дыра — точкa). Может ли старуха Шапокляк вырезать из ковра маленький целый коврик размером 1×1 метр?
Ответ Решение
Решение.
Разрежем ковер на квадратики 1×1. Получится 16 маленьких ковриков. В них всего не более 15 дырок. (Может быть меньше, если часть дырок оказалась на линиях разреза.) Так как ковриков больше, чем дырок, то найдется нужный целый коврик.
- 5
-
Король Прямоугольного государства провел на карте своей страны несколько прямых по линейке от края до края. Государство оказалось разделено на области. Сможет ли он так раздать области своим князьям и графам, чтобы соседями князей были только графы, а графов — князья? (Если границы двух областей имеют только одну общую точку, то такие области не считаем соседними.)
Ответ Решение
Решение.
Берем любую область. Присваиваем ей номер 0 и отдаем ее князьям. Всем областям, соседним с ней, присваиваем номер 1 и отдаем графам. Всем соседям областей с номером 1, которым номера еще не даны, присваиваем номер 2 и отдаем князьям. Области с номерами, равными 2, не могут граничить с областью номер 0, так как всем ее соседям раньше уже был присвоен номер 1. Далее всем соседям областей с номером 2, у которых еще нет номеров, ставим в соответствие номер 3 и отдаем графам. Очевидно, что они не могут граничить с областями номер 0 и 1.
Продолжаем этот процесс до тех пор, пока у каждой области не появится хозяин.
- 6.
-
Может ли король из предыдущей задачи оставить одну область себе, чтобы среди его соседей были и князья, и графы?
Ответ Решение
- 7
-
Плоскость раскрашена в три цвета. Докажите, что всегда найдется отрезок длины 1 метр, концы которого раскрашены одинаково.
- 8
-
У художника-абстракциониста Карандаша есть только три карандаша — фиолетовый, сиреневый и лиловый. Он всегда использует их все. Может ли он покрасить всю плоскость так, чтобы каждая прямая была раскрашена всего в два цвета?
Ответ Решение
Решение.
Карандаш может действовать, например, таким образом: покрасить некоторую точку в фиолетовый цвет. Провести через нее две прямые и покрасить все точки этих прямых кроме фиолетовой в сиреневый цвет. А всю остальную плоскость покрасить в лиловый цвет.
|