Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://mmmf.msu.ru/archive/20042005/z6/2.html
Дата изменения: Sat Apr 9 23:41:31 2016
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:41:31 2016
Кодировка: Windows-1251
Не в деньгах счастье | 6 класс | 2004-2005 | Архив | Малый мехмат МГУ

МАЛЫЙ МЕХМАТ МГУ

Кружок 6 класса

Руководитель Елена Анатольевна Чернышева
2004/2005 учебный год

Версия для печати

Занятие 2. Не в деньгах счастье (16.10.2004)

Вы, кажется, спросили про какие-то деньги?
О. Бендер

1.
В двух кошельках вместе лежит два рубля. При этом в одном кошельке денег в два раза больше, чем в другом. Как такое может быть?
Решение. Пусть один кошелек большой, а другой маленький. При этом маленький кошелек помещается в большой. Кладем по рублю в каждый из кошельков, а потом маленький кошелек в большой.
2.
В копилке лежит 20 рублевых монет и 20 двухрублевых монет. Какое наименьшее число монет нужно выковырять из копилки, чтобы среди них наверняка оказались а) две монеты одного достоинства; б) две двухрублевых монеты; в) две монеты разного достоинства?
Ответ. а) 3; б) 22; в) 21.
Решение.
а) Среди трех монет всегда найдутся две одного достоинства, так как в копилке есть только два вида монет. С другой стороны, двух монет хватит не всегда, так как может попасться по одной монете каждого вида.
б) Среди 22 монет не может оказаться более 20 рублевых, поэтому всегда найдутся как минимум две двухрублевые. Если вытаскивать меньше 22 монет, то гарантировать выполнение указанного условия нельзя. Возможен случай, когда будут попадаться рублевые монеты до тех пор, пока они не закончатся в копилке. Тогда двухрублевых монет будет не больше одной (1 для случая, когда вытаскиваем всего 21 монету и 0 для случая, когда вытаскиваем меньше).
в) Если вытащить 21 монету, то все они не могут быть одинаковыми, так как монет каждого вида только 20. Поэтому среди них найдутся две разные. Если вытащить меньше 20 монет, то все они могут оказаться одинаковыми, поэтому двух монет разного достоинства среди них может и не оказаться.
3.
Ковбой Джо приобрел в салуне несколько бутылок Кока-Колы по 40 центов за штуку, несколько сэндвичей по 24 цента и 2 бифштекса. Бармен сказал, что с него 20 долларов 5 центов. Ковбой Джо высказал бармену все, что он думает о его умении считать. Действительно ли бармен ошибся?
Ответ. Да, бармен ошибся.
Решение. Так как цена каждой бутылки Кока-Колы равна четному числу центов, то стоимость всех купленных ковбоем бутылок также будет равна четному числу центов. Аналогично стоимость всех купленных сэндвичей равна четному числу центов. Также и стоимость купленных бифштексов равна четному числу центов, так как куплено их было два. Поэтому стоимость всего того, что купил Джо, должна выражаться четным числом центов, так как сумма нескольких четных чисел равна четному числу. Но бармен предъявил счет в 20 долларов 5 центов, что равно 2005 центам. Так как 2005 — нечетное число, то можно сделать вывод, что он ошибся.
4.
Есть девять монет, среди них одна фальшивая. Все настоящие монеты весят одинаково, фальшивая монета весит немного меньше. Как с помощью чашечных весов без стрелок и гирек за два взвешивания гарантированно определить фальшивую монету?
Решение.
Первое взвешивание: Разделим монеты на три кучки по три монеты. Кладем на первую чашку весов первую кучку, а на вторую чашку — вторую. Если чашки находятся в равновесии, то, значит, на весах фальшивой монеты нет, тогда она в третьей кучке. Если весы не в равновесии, то фальшивая монета в более легкой кучке. Таким образом первым взвешиванием мы выделили группу из трех монет, среди которых находится фальшивая.
Второе взвешивание: Из выделенной кучки одну монету кладем на первую чашку весов, вторую монету — на вторую. Третью монету откладываем. Если весы показывают, что одна из монет легче, то эта монета фальшивая. Если весы находятся в равновесии, то фальшивая третья монета.
5.
Пиноккио посадил денежное дерево, и вместо листьев на нем появлялись каждый день золотые монеты. В первый день на дереве появилась одна монета, во второй день — две, в третий день — три, и так каждый день на нем вырастало монет на одну больше, чем в предыдущий. В ночь с 19-го на 20-й день пришли лиса Алиса и кот Базилио и оборвали все золотые монеты. Сколько монет досталось коварным Алисе и Базилио?
Решение. Задача сводится к тому, чтобы посчитать сумму чисел от 1 до 19. Разобьем эти числа на пары: 1 и 19, 2 и 18, 3 и 18 , :, 9 и 11. Еще число 10 останется без пары. Всего есть 9 пар, сумма чисел в каждой из которых равна 20. Тогда сумма всех чисел равна
20·19 =190
2
6.
Играют двое. Они по очереди выкладывают на круглый стол одинаковые монеты. Класть монеты друг на друга нельзя. Проигрывает тот, кому некуда положить очередную монету. Кто из игроков может гарантированно обеспечить себе победу — начинающий или его соперник? Как он должен играть?
Решение. Начинающий выиграет, если будет играть следующим образом:
Своим первым ходом он кладет монету так, чтобы ее центр совпал с центром стола. Далее, каждым своим следующим ходом он кладет монету так, чтобы она была симметрична относительно центра стола той монете, которую положил второй игрок своим последним ходом. Первый всегда может это сделать, так как после каждого его хода расположение монет симметрично относительно центра стола (то есть, если некоторая точка поверхности стола накрыта монетой, то и симметричная ей точка относительно центра стола накрыта, а если она не накрыта монетой, то и симметричная точка не накрыта). Таким образом, если второй смог найти место, чтобы положить монету, то есть точно такой же свободный участок по форме и по площади. Как видим, следуя такой стратегии, начинающий всегда может ответить на ход его соперника своим ходом. Рано или поздно класть монеты будет некуда, но так как первый всегда может сделать ход, то проиграет второй игрок.
7.
На столе лежат монеты. 15 из них — орлом вверх, остальные — орлом вниз. Требуется с завязанными глазами разложить эти монеты на две кучи так, чтобы в этих кучах число монет, лежащих орлом вверх, было одинаково. Количество монет в кучах может быть разным (куча может состоять из любого количества монет, в том числе из одной или еще меньше), монеты можно переворачивать, но определить наощупь, как лежит монета, невозможно.
Указание. Кладем в одну кучу 15 монет и все их переворачиваем. Тогда сколько решек мы перевернули, столько же орлов осталось в другой куче и мы их не перевернули.

Вы видите ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter! Rambler's Top100
liveinternet.ru
Apache
PHP
HTML 4.01
CSS