|
Цель нашей жизни столь бесспорна,
что зря не мучайся, приятель:
мы сеем будущего зерна,
а что взойдет - решит Создатель.
|
|
И. Губерман
|
Первое свое занятие математического кружка я провел в 1982 году, будучи студентом первого курса мехмата МГУ. Многие мои бывшие кружковцы поступили в МГУ и другие вузы, некоторые успели закончить учебу, у кого-то даже кончилась аспирантура. Время быстротечно: страна, в которой работает Малый мехмат, успела изменить площадь, название и другие атрибуты (некоторые - более одного раза). На Малом мехмате нет уже никого из тех, с кем я когда-то начинал.
Хотя уровень приносимых из школы знаний на глазах падает, все еще есть главное - жадные до знаний школьники, некоторые из которых ездят на занятия не на автобусе и даже не на метро, а на электричке. Не истреблен искренний интерес к науке. И хотя в нескольких математических школах Москвы удается изучать математику на более высоком уровне, чем на кружках МММФ (впрочем, к сожалению, таких школ очень мало), энтузиазм Малого мехмата дорогого стоит.
Здесь представлен конспект занятий моего кружка. Тут важно слово 'моего': свобода выбора тем и методики занятий на Малом мехмате довольно велика, другие кружки занимались совсем по-другому. Одно из главных отличий - бóльшая часть времени на моем кружке уходит не на попытки школьников решать задачи, а на обсуждение решений и рассказ о связанных с темой занятия теоремах и понятиях. Как только кто-то решил какую-то из предложенных задач, он выходит к доске. Иногда решение оказывается ошибочным, тогда идет к доске другой участник кружка, и так далее. (А если в течение долгого времени ничего не получается, то я, отчаявшись дождаться, рассказываю решение сам.)
Два часа в неделю - это очень мало, особенно если учесть, что во время студенческой сессии Малый мехмат не работает. Поэтому основная задача кружка - не научить, а заинтересовать. Рассказ об интересных книгах, журнале 'Квант', олимпиадах - важная часть работы МММФ.
Не менее важна домашняя работа - без нее занятия мало чем отличались бы от походов в цирк или зоопарк. И хотя посмотреть на живого математика, оказаться среди умных сверстников и подышать университетским воздухом само по себе полезно, лучше самому научиться решать задачи. Чтобы помочь в этом своему ребенку, некоторые родители даже сидят на задних рядах аудитории 1408 и затем дома обсуждают содержание занятия, пытаются дорешать те задачи, которые мы не успели разобрать.
В течение всего учебного года проходила домашняя олимпиада: школьники на очередном занятии сдавали письменные работы и получали очередную порцию задач. Можно было сдавать задачи не только предыдущего занятия, но и любого более раннего - это давало возможность участникам кружка исправлять свои ошибки.
Занятия проходили по субботам с 16 до 18 часов в аудитории 1408. На каждом занятии присутствовали около 60 школьников.
Вы можете получить zip-файл pdf-версии материалов этого кружка (518 задач, 128 страниц, 665 Кб). Она не содержит многих решений и указаний, имеющихся на сайте.
Эту книгу в сентябре 2003 года опубликовало издательство 'Посев'.
В 2002 году издательство 'Просвещение' издало и в 2005 году переиздало мою книгу 'Тысяча и одна задача по математике' (208 страниц). Еще более подробная версия вышла в 2004 году в серии 'Библиотечка "Квант"' (288 страниц).
Вы можете получить и zip-архив (1200 Кб) этой части сайта (сохранив файл на своем компьютере, Вы сможете отключить связь и затем, распаковав файл spivak67.zip и загрузив файл spivak67.htm в Internet Explorer, читать материалы этого кружка, даже когда компьютер отключен от интернета). Вы можете получить и zip-архив сокращенной версии (340 Кб). В этой версии условия задач те же самые, но нет ни ответов, ни указаний, ни решений.
А. Спивак
|