Главный корпус Университета в 1820-е гг.
С акварели А.Я.Афанасьева. 1829 г.
В 1817 г. Комитет министров поручил восстановление университетского здания
итальянскому архитектору Д.Жилярди. Все работы были закончены в течение двух
лет. Столь быстрому возрождению способствовали обширная денежная помощь
меценатов, покровительство царской семьи и лично Александра I.
Жилярди составил новый проект Главного корпуса, сохранив первоначальные
принципы казаковского здания, но в целом изменив его внешнее убранство, которое
теперь получило черты нового стиля - ампира, характерного для послепожарной
застройки Москвы. Наиболее заметные внешние изменения коснулись центрального
фасада: изменился ордер портика, были утяжелены его колонны, значительно поднята
линия карниза, что придало зданию иной, героизированный масштаб. Взамен
высотности казаковской композиции, вершавшейся куполом ротонды, в проекте
Жилярди доминируют величавые горизонтали. Скульптурное убранство в виде
многочисленных рельефов с триумфальной символикой, ассоцируется с эпохой 1812
года. Теме торжества наук и искусств посвящен рельеф, расположенный на портике
здания (скульптор Г.Замараев, по эскизам самого Жилярди).
5 июля 1819 г. состоялось еще одно торжественное открытие Главного
университетского корпуса, посвященная теперь "возобновлению Минервина храма".
|