Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/375.doc
Дата изменения: Thu Apr 30 13:38:48 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:01:29 2012
Кодировка: koi8-r

[pic]


IX Съезд Российского Союза ректоров

«Стратегия развития высшей школы в новых социально-экономических
условиях: лидерство, результативность, стабильность»



Секция «Высшее профессиональное образование -

синтез теории и практики»

РЕШЕНИЕ

В рамках проведения IX Съезда Российского Союза ректоров

20 марта 2009 года в Московском государственном университете

имени М.В.Ломоносова проведено заседание секции по тематике: «Высшее
профессиональное образование - синтез теории и практики». В заседании
секции приняли участие ректоры высших учебных заведений, научно-
педагогические работники и специалисты, работающие в области образования и
профессиональной подготовки кадров, ученые и представители научно-
исследовательских учреждений, предприятий и общественных организаций.

В выступлениях участников заседания, поступивших докладах и
материалах, отмечена важность принятых за последнее время законодательных
актов, государственных решений, целевых программ, направленных на развитие
системы образования, поддержку фундаментальных и прикладных научных
исследований, усиление социальных гарантий. Большое значение имело участие
вузов в приоритетном национальном проекте «Образование», в рамках которого
проводилась реализация инновационных образовательных программ, работа по
совершенствованию подготовки специалистов на основе новейших информационных
технологий, передовых научных исследований.

Современное развитие экономики требует превращения профессионального
образования в гибкую саморазвивающуюся систему, адекватно реагирующую на
вызовы времени и меняющиеся запросы общества, осуществляющую подготовку
кадров, способных проводить инновационные разработки.

Вместе с тем в настоящее время многие проблемы высшей профессиональной
школы не решены, четко не определены пути выхода из кризисной ситуации.
Вызывают определенную озабоченность научно-педагогической общественности
вопросы оптимизации сети высших учебных заведений, новая типология и
категорирование вузов, организационно-управленческие и финансовые механизмы
их деятельности; не получают однозначной поддержки прием в вузы по
результатам единого государственного экзамена, решение вопросов уровневого
образования, направлений подготовки и специальностей, не решены проблемы
развития инновационной деятельности, инфраструктуры вузов. Принципиальное
значение имеют вопросы подготовки специалистов, реально востребованных
рынком труда с учетом региональных потребностей в кадрах различного уровня
профессионального образования, совершенствование структуры и содержания
высшего профессионального образования, его качества, внедрение новых
образовательных технологий. Имеется определенный разрыв между «теорией и
практикой»; многие научно-теоретические, инновационные разработки не
востребованы, не доводятся до логического конца - внедрения и коммерческого
использования; нет должного системного взаимодействия, обмена опытом и
знаниями, использования на практике передовых достижений вузов в различных
областях учебно-научной деятельности.

1. Участники заседания одобряют и поддерживают инициативы и
предложения, с которыми от имени научно-педагогической общественности
выступал и выступает Российский Союз ректоров.

2. Учитывая исключительное значение модернизации системы подготовки
инженерных и научных кадров для инновационного развития страны на основе
сочетания глубоких научно-теоретических исследований и эффективной
практики, участники секционного заседания считают, что в настоящее время
приоритетными задачами сферы профессионального образования являются:

- сохранение и развитие традиций русской инженерной школы,
отечественной теории и практики, опыта и достижений в подготовке инженерных
и научных кадров, повышение качества подготовки специалистов на основе
интеграции образования, науки и производства, активного внедрения
инноваций; продолжение поиска и разработки оптимальных вариантов реализации
принципов Болонской декларации в российской образовательной системе;

- проведение оптимизации структуры профессионального образования на
основе системного, взвешенного подхода в соответствии с требованиями
сегодняшнего дня, всестороннего обсуждения и учета мнения вузовской
общественности, работодателей, ученых, специалистов, открыто, по четким
правилам и критериям;

- утверждение перечня направлений, специальностей, уровней и сроков
подготовки, с сохранением уровня подготовки «специалист» для сферы высоких
технологий, оборонно-промышленного комплекса; разработка государственных
образовательных стандартов нового поколения высшего образования,
согласованных со всеми учебно-методическими объединениями, ассоциациями, а
также профессиональных стандартов и требований к специалистам разных
квалификаций, выработанных работодателями. Определение места «бакалавров» и
«магистров» в современном промышленном производстве, закрепление и
признание этих квалификаций на российском рынке труда;

- усиление государственного влияния в сфере образования и
профессиональной подготовки кадров; развитие системы непрерывного
образования, создание крупных научно-образовательных комплексов на основе
интеграции образовательных учреждений профессионального образования разного
уровня, активного социального партнерства, привлечения работодателей,
специалистов предприятий и научных организаций к непосредственному участию
в подготовке кадров, обеспечения содержательной и организационной
преемственности между уровнями образования;

- адресная и эффективная поддержка научных проектов и программ,
связанных с разработкой теории и практики инновационной деятельности
в образовании России, конструктивное обсуждение путей и средств их
обеспечения;

- создание условий, организационных механизмов, обеспечивающих
эффективное использование потенциала вузовской науки для внедрения и
коммерческого применения результатов исследований и инновационных
разработок. Закрепление за вузами прав распоряжаться интеллектуальной
собственностью, созданной их сотрудниками; предоставление вузам прав
создавать малые предприятия; стимулирование интереса бизнеса к
исследованиям и новым вузовским разработкам;

- законодательное утверждение реальных изменений, происходящих в
системе образования, разработка новой нормативно-правовой базы,
определяющей современные организационно-экономические механизмы
деятельности высших учебных заведений, взаимоотношений различных учреждений
образования, науки и производства, формирования кластерных структур.
Целесообразно разработать законодательный документ, интегрирующий
нормативно-правовые акты, касающиеся сферы образования.

3. В связи с вступлением в силу законодательства, устанавливающего
процедуру приема в вузы на конкурсной основе по результатам единого
государственного экзамена, и учитывая неоднозначное отношение высших
учебных заведений к данному вопросу, необходимо провести тщательный анализ
результатов приема 2009 года, качественного состава нового набора и с
учетом сложившихся, традиционных форм и методов работы вузов, многолетней
практики отбора на обучение, подготовить материалы для всесторонней оценки
нововведения (ЕГЭ), а также, возможно, и предложений для внесения изменений
и дополнений в соответствующие нормативно-правовые акты.

4. Учитывая сложный этап в развитии России, важной задачей высших
учебных заведений становится реализация мер по социальной поддержке
молодежи и студентов; в нынешней кризисной ситуации необходимо
предусмотреть возможность продолжения обучения по магистерской программе
после подготовки по уровню специалиста, содействовать решению проблем
трудоустройства выпускников, организации опережающего обучения и масштабной
переподготовки по новым направлениям и квалификациям, востребованным на
рынке труда, включая сокращаемых работников.

5. Необходима эффективная поддержка лучших научно-педагогических школ
вузов, осуществляющих подготовку преподавательских кадров нового поколения,
владеющих современными методами обучения. Предусмотреть в федеральной
целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной
России» на 2009-2013 годы строительство общежитий для развития мобильности
преподавателей и студентов, возможность широкого обмена опытом работы.

6. Сохранение стабильности в сфере образования и ее всестороннее
развитие невозможно без разрешения вопросов, имеющих жизненно важное
значение: для всего научно-педагогического корпуса - вопросы социального
статуса, заработной платы, пенсионного обеспечения; для студентов,
выпускников вузов: это - уровень стипендии, зарплата молодых специалистов и
научных работников, престижность работы, решение социальных вопросов и
жилищных проблем.

Участники секционного заседания считают, что активная позиция всех
научно-педагогических работников системы образования, богатый опыт,
теоретические и практические наработки и предложения будут содействовать
принятию оптимальных решений, касающихся развития сферы образования,
послужат реализации конкретных мер, направленных на обеспечение устойчивого
развития государственной системы профессиональной подготовки кадров.




Куратор секции,
Вице-президент Российского Союза ректоров,
Ректор Московского государственного
технического университета

имени Н.Э. Баумана, академик И.Б.
Федоров