Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/280.doc
Дата изменения: Wed Oct 22 10:21:41 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:49:19 2012
Кодировка: koi8-r

СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАУКЕ, ТЕХНОЛОГИЯМ И ОБРАЗОВАНИЮ























особенности состояния здоровья современных школьников

материалы к докладу

«Школа - 2020. Какой мы ее видим?»



Москва

2008

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

(По материалам Научного центра здоровья детей РАМН)

Детско-подростковая популяция в России составляет около 30 млн.
человек, из них почти 20 миллионов дети, посещающие образовательные
учреждения, в т.ч. немногим более 15 млн. - школьники.
В последние 10 лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья
школьников. Особенно обучающихся в начальной школе.
За период 1998-2008 гг. среди учащихся младших классов суммарная
распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний
увеличилась на 54,5%. Причем среди мальчиков наблюдается более выраженные
тенденции роста заболеваемости. Если в 1998 г. к I группе здоровья, т.е. к
абсолютно здоровым, относилось 4,8% учащихся младших классов, то в 2008г.
менее 2% (1,8%).Среди современных первоклассников вдвое меньше процент
абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века
(4,3% против 8,7%). Учащиеся 1-х классов имеют худшие показатели готовности
к обучению (ниже интегральный показатель умственной работоспособности -
1,13 условных единиц против 1,48), а число детей, имеющих недостаточный
уровень развития школьно-обусловленных функций при поступлении в школу,
выросло в 2 раза (с 21,2% до 41,4%).
Среди учащихся 2-3 классов выявлен стремительный рост
распространенности функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы,
нервно-психических расстройств, нарушений костно-мышечной системы.
Серьезное беспокойство вызывает высокая распространенность ожирения среди
детей, особенно среди мальчиков - 97,3 (на 1000 обследованных), против 30,6
(на 1000 обследованных) - среди девочек.
Установлено, что состояния здоровья учащихся младших классов зависит
от возраста начала систематического обучения в школе. У детей, возраст
которых при поступлении в школу составляет 6,5 лет и младше, начало
систематического обучения ведет к снижению адаптационных возможностей. У
этих детей при изначально высоком уровне функционального состояния
отмечается значительное снижение функциональных резервов уже на 2 году
обучения. Показатель нарушений различных систем организма достоверно выше,
чем среди детей, поступивших в первый класс в 7 лет и старше. Учатся более
младшие дети не хуже, чем их более старшие одноклассники, а иногда и лучше.
Однако одна и та же образовательная нагрузка обладает большей
«физиологической стоимостью» для организма.
В Российской Федерации насчитывается около 18 миллионов детей
подросткового возраста (10-17 лет включительно). Это составляет 53% от
общего числа детей 0-17 лет, школьников старшей возрастной группы в
возрасте 15-17 лет - 4,9 миллионов человек (27,2%).
Самый значительный рост заболеваемости (в 1,5 раза) за последние 10
лет отмечается среди подростков старшей возрастной группы. Анализ
результатов общероссийской диспансеризации свидетельствует о том, что эта
возрастная группа может быть охарактеризована как критическая.
Значительное ухудшение социально-экономических условий в стране,
приведшее к снижению качества жизни, росту распространенности факторов
риска различной природы среди подростков, ухудшению медицинского
обеспечения, отразилось на их состоянии здоровья. Свою роль сыграло и
проводимое в последние годы перманентное реформирование системы
образования, часто не учитывающее особенностей подросткового возраста и
создающего условия для роста эмоциональной напряженности, социального
стресса и расслоения самой подростковой популяции.
За последние 15 лет распространенность функциональных отклонений среди
юношей 15-17 лет увеличилась на 89% , среди девушек - на 51,6%. Адаптация
школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходит за счет
значительного напряжения функциональных систем организма.
В структуре хронических болезней современных подростков I место стали
занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с
10,8 % до 20,3 %). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной
системы (с 3,8 % до 17,3 %). По-прежнему III место занимают болезни костно-
мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов
сократился вдвое, переместившись с I на IV ранговое место. Гинекологическая
патология у девочек-старшеклассниц стала занимать VI ранговое место, хотя в
1998 г. хронические болезни женских тазовых органов не находились на
ведущих местах в структуре хронических болезней.
Среди функциональных расстройств «лидируют» нарушения системы
кровообращения (25 %), второе место стали занимать нарушения опорно-
двигательного аппарата (17 %). На третьем месте - эндокринно-обменные
нарушения (до 14,0%). Показатели, характеризующие физическую
работоспособность и физическую подготовленность, у современных подростков
значительно (на 20-25 %) ниже, чем у их сверстников 80-90-х годов,
вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 %
девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.
Современные подростки по уровню морфофункционального развития в целом
отстают от своих сверстников предшествующего десятилетия, что
сопровождается тем, что до 80 % выпускников школ имеют ограничение в выборе
профессии по состоянию здоровья и более 35 % юношей непригодны к службе в
армии, имеющиеся заболевания и расстройства у 22-25 % девушек могут в
дальнейшем привести к нарушениям реализации репродуктивной функции,
сокращению рождаемости.
К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья
школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-
эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях,
неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и
отдыха, сна и пребывания на воздухе.
Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо
влияют на формирование здоровья школьников, являются следующие:
1) Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация
процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации являются
выраженными психотравмирующими факторами для школьника, что в сочетании с
уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической
активности оказывает стрессорное воздействие на развивающийся организм.
2) Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников является
низкая двигательная активность. Дефицит двигательной активности уже в
младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников - 75-85%. Уроки
физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18%) компенсируют
дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в
состоянии здоровья.
3) Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является
недостаточная адекватность современной системы гигиенического обучения и
воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового
образа жизни (ЗОЖ), сознательного и ответственного отношения к своему
здоровью.
Среди детей и, особенно, подростков в современных условиях нашли
широкое распространение деструктивные формы поведения; курение, алкоголь,
наркотики, раннее сексуальная активность, девиантные формы поведения.