Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/5/20.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:07:19 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:15:08 2012
Кодировка: koi8-r

Уважаемый Виктор Антонович!

Уважаемые коллеги!

Думаю, не вызывает сомнения тезис о том, что нет науки академической,
вузовской или отраслевой, наука - единая сфера человеческой деятельности, и
ее разделение на соответствующие организационные сектора весьма условно.
Позвольте изложить некоторые суждения о проблемах организации научных
исследований в университетах, которые, на мой взгляд, носят принципиальный
характер, и по ряду аспектов существенно отличаются от таковых в
организации научных исследований в академическом секторе науки.
На сегодня главное отличие в организации научных исследований в
вузовском и академическом секторах заключается в разных принципах
финансирования и, вообще говоря, в разном отношении государства и общества
к этим двум секторам науки.
Научные исследования в системе Российской академии наук финансируются
на основе обязательного наличия базового бюджетного финансирования, в
частности, позволяющего сформировать штатное расписание академических НИИ и
поддерживать стабильность научных коллективов, так необходимую для
осуществления серьезных фундаментальных исследований.
Вузовский сектор науки представлен двумя типами научных сообществ:
университетскими НИИ и научно-исследовательскими частями или секторами
(НИЧ, НИС), в которых на сегодняшний день работают 25000 научных
сотрудников высшей школы.
Финансирование (казалось бы, на первый взгляд, базовое) вузовского
сектора науки осуществляется через систему Единого заказ-наряда (ЕЗН),
которое, на деле, является финансированием исторически сформировавшейся
системы Тематических планов, т.е. научных проектов.
Структура сметы Темпланов не позволяет поддерживать стабильность
(хотя бы минимальную) инфраструктуры научных исследований вузов: невозможно
обеспечивать должную индексацию заработной платы (фактически объем фонда
заработной платы упал за последние годы в несколько раз), содержать
инфраструктуру, развивать материально-техническую базу.
Все это привело к весьма плачевному состоянию университетских НИИ
(безусловно, лучшей форме организации науки в университетах) и НИЧ и
неопределенности социального статуса научного работника в высшей школе.
Мы хорошо понимаем, что в условиях сегодняшних реалий необходимо
работать самим (должен отметить весьма позитивную роль Министерства
образования и науки, Рособразования и Роснауки по организации широкого
спектра научно-технических программ и конкурсов), делаем это (к слову, в
Томском университете объем ЕЗН не превышает 10% от общего объема научных
исследований), но, тем не менее, вышеуказанные причины не позволяют
функционировать на адекватном современным требованиям уровне стабильно
работающей системе НИР в высшей школе, что принципиально важно для
повышения уровня и качества подготовки специалистов, особенно в области
точных и естественных наук.
Разумеется, в создавшемся положении большое значение приобретает
интеграция науки и образования через системное взаимодействие университетов
и академических институтов (скажем так, межсистемная интеграция), и все
университетское сообщество считает это принципиальным моментом и
действительно очень ценит понимание и встречные шаги РАН.
Но логика именно университетского образования, базирующегося на
фундаментальных подходах и непрерывной системе участия студентов,
аспирантов и преподавателей в научно-технологической деятельности, требует
обязательности наличия и внутрисистемной интеграции образования и науки,
реализующейся на базе вузовских НИИ и НИЧ, которые также выполняют функции
развития и поддержки инновационной деятельности, т.е. фактически
представляют из себя учебно-научно-инновационные центры.
Вторая сторона проблемы заключается в недостаточной степени признания
важности вузовского сектора науки со стороны государства и общества. В
частности, при обсуждениях различных путей (пусть и непростых) развития
российской науки и положения ученого в фокусе внимания находится
фактически только Академия наук.
Это очень быстро может привести к оттоку в Академию наук научного (в
т.ч. кадрового) потенциала вузов, прежде всего ломая саму основу системы
выявления, подготовки и становления молодых талантливых ученых, необходимых
и университетам, и Академии наук.
В этой связи, считаю, что следует на государственном и министерском
уровне признать важность вузовского сектора науки и приступить к
разработке более оптимальных механизмов организации и финансирования
научных исследований в университетах.
Вероятно, для этих целей целесообразно создать комиссию или
рабочую группу Российского союза ректоров, Министерства образования и
науки, Рособразования и Российской академии наук.
Томский государственный университет готов в любой приемлемой форме
участвовать в решении этих задач.