Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o23.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:38 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:31:31 2012
Кодировка: koi8-r
Развитие образования в области прав человека: из опыта осуществления международного проекта ООН в Уральском регионе

Г.Е. Зборовский
г. Екатеринбург

Развитие образования в области прав человека:
из опыта осуществления международного проекта ООН в Уральском регионе

    Демократизация общественной жизни в России в начале XXI века напрямую связана с развитием образования в области прав человека. Сегодня есть достаточные основания характеризовать этот процесс как становление отдельного вида (подвида) образования, роль которого непрерывно возрастает по мере демократизации общества и осознания его членами своих прав как человека и гражданина. Большой вклад в решение этой проблемы вносит осуществление международного проекта "Содействие развитию образования в области прав человека в Российской Федерации", осуществляемого под эгидой ООН в течение 2001 - 2003 гг. Проект реализуется в ряде регионов страны, в том числе на Урале.
    Основными задачами проекта в Уральском регионе являются:
    - распространение знаний о правах человека и правах ребенка среди учителей общеобразовательных школ Уральского региона и студентов, готовящихся в профессионально-педагогическом и гуманитарном университетах преподавать основы права в школах, лицеях и колледжах;
    - обучение методикам преподавания прав человека и ребенка в школах;
    - использование возможностей учебных программ средней общеобразовательной школы и лицея для развития образования в области прав человека и ребенка;
    - установление постоянного сотрудничества между учителями, студентами, органами управления образования, уполномоченным по правам человека, властными структурами с целью постепенного интегрирования в содержание учебных программ идей о правах человека и правах ребенка.
    Для реализации сформулированных задач в Екатеринбурге был создан Уральский региональный центр по осуществлению проекта ООН "Содействие развитию образования в области прав человека". В 2001 - 2002 гг. центром было проведено 6 семинаров для учителей и студентов под девизами "Учиться учить правам человека", "Учиться учить правам ребенка", в которых приняло участие около 200 человек. Программы семинары предусматривали проведение дискуссий, "круглых столов", семинарских занятий, практикумов, тренингов, работу в малых группах, чтение лекций. На семинары приглашались специалисты по правам человека и правам ребенка, опытные юристы, юристы-педагоги, ученые и др., которые знакомили участников с основными понятиями в области права, прав человека и прав ребенка, рассказывали о специфике нормативного регулирования этих прав в России и в мире, о разнообразных методиках преподавания прав человека и прав ребенка. Среди специалистов были ученые и практики не только из Екатеринбурга, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Омска, Рязани и др. Во всех семинарах принимала участие уполномоченный по правам человека Свердловской области Т.Г. Мерзлякова.
    Основные особенности работы Уральского регионального центра и проводившихся семинаров состоят в следующем.

  1. Весьма широка география участников семинаров. Это педагоги Ектеринбурга и Свердловской области, Челябинска и Челябинской области, Кургана и Курганской области, Тюмени и Тюменской области, а также Ханты-Мансийского автономного округа. Как правило, это учителя либо преподающие "Основы права" (включая права человека") и общественные дисциплины, либо отвечающие за правовое воспитание школьников. Поэтому интерес их к участию в семинарах очень велик. Тем более, что каждый из участников семинаров получает большой пакет с раздаточными материалами, включающими необходимые книги, учебники, методические материалы (в том числе подготовленные преподавателями, ведущими занятия).
  2. Очень высок уровень преподавания и преподавателей, последние в основном доктора и кандидаты наук. О высоком уровне семинаров отзываются сами учителя и студенты, обязательно заполняя "Анкету участника семинара", в которой имеют возможность высказать свое мнение о нем.
  3. Весьма полезным оказывается сотрудничество и взаимодействие Уральского регионального центра с правозащитными движениями и организациями (прежде всего "Мемориалом") и органами управления образованием. Это взаимодействие позволяет отбирать в число участников семинара наиболее нуждающихся в повышении квалификации учителей, так или иначе занятых в сфере прав человека и ребенка.
  4. Благодаря проекту ООН "Содействие развитию образования в области прав человека" в Гуманитарном университете Екатеринбурга на базе кафедр социологии и политологии удалось создать научно-методический центр. Собрана обширная литература по правам человека, включая методическую. Таким образом, возникла возможность работать с учителями в период между семинарами, давать им консультации и снабжать литературой.
  5. Уральский региональный центр принял активное участие в организации школьных конкурсов и регионального конкурса по правам человека. Были отрецензированы десятки детских эссе, а руководитель центра работал в качестве председателя жюри регионального конкурса.
  6. В процессе подготовки семинаров учителей и студентов ориентировали на выполнение творческих заданий, связанных с разработкой методики проведения занятий по той или иной теме курса "Права человека". Специальные занятия посвящались анализу методических разработок учителей.
  7. Нельзя не отметить большой пользы от сотрудничества на семинарах учителей и студентов - будущих педагогов. Часто оно выглядело как сотрудничество опыта и знаний, мастерства и профессиональной подготовки. Семинары приводили к установлению межличностных профессиональных и дружеских отношений и взаимодействий и способствовали обогащению всех участников.