Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/1_10.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:42 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:51:29 2012
Кодировка: koi8-r
Образовательные возможности курса "Гендерные исследования" для формирования гражданского общества в России

Якушкина Е.И.
г. Воронеж

Образовательные возможности курса "Гендерные исследования" для формирования гражданского общества в России

    Построение в России гражданского общества невозможно без повышения уровня политической культуры и формирования активной жизненной позиции студенчества.
    У государственной системы образования есть потенциальные возможности повлиять на представления об индивидуальной и групповой идентичности, формировать и транслировать компоненты гражданской культуры, правила социально-культурной и политической коммуникации в обществе. В этом случае система высшего образования могла бы стать одним из важнейших факторов формирования гражданского общества. Указанные возможности системы образования широко используются в странах Запада. К сожалению в России процесс формирования гражданственности образовательными средствами не находит широкой государственной поддержки.
    Одной из основных методических задач преподавания гендерных исследований является формирование демократических стереотипов мышления и поведения, коммуникативных навыков , толерантности во взаимодействии с другими социальными субъектами, что, в свою очередь, будет способствовать расширению социальной базы формирующегося гражданского общества в России.
    В связи с существенными изменениями в социально-политической, экономической и культурной жизни России, которые произошли в последние годы, трансформируются и взаимоотношения человека и общества.
    На фоне возрастающего значения индивидуальности человеческого бытия в современном обществе проблема гендерных отношений становится одной из важнейших.
    В условиях современной России идет ломка сложившихся консервативных тенденций в освещении роли женщины как социально-политического субъекта. Гендерные исследования дают возможность проанализировать различные направления деятельности женщин в процессе формирования гражданского общества и, в первую очередь ее политико-правовой статус женщин (политика позитивной дискриминации, концепция равных прав, протекционизм по отношению к разным категориям женщин). Происходит осознание женщиной своего нового положения в быстро меняющемся подчас нестабильном мире, в котором утрачены границы в области формирования гендерных стереотипов. Актуализируются проблемы, которые ранее либо замалчивались, игнорировались, не замечались, либо не вставали столь остро, как в наши дни.
    В этой ситуации резко возрастает необходимость научного осмысления новой гендерной ориентации в современной российской культуре. Изменяются привычные гендерные стереотипы, что требует анализа положения женщины на стыке различных гуманитарных дисциплин, таких как социальная философия, политическая психология, социология, культурология, история и т.д. Одним словом, данный курс должен иметь ярко выраженный междисциплинарный характер.
    Курс "Гендерные исследования" призван заполнить свободную пока нишу в системе гуманитарных наук, отведенную для проблемы исследования гендера, на представление ценностей мужской и женской сущностей, определение новых гендерных ролей и статусов, на решение "женского вопроса", которое должно строиться на принципиально новой стратегии, эгалитарной, т.е. стратегии равных возможностей, а, главное, максимально приблизить молодое поколение к практическому решению проблем, возникающих в связи с деструкцией традиционных ценностных иерархий в обществе.
    В задачи данного курса прежде всего входит введение ключевых понятий, связанных с гендерной проблематикой, и особенно понятия "гендер", как социально-культурной категории, создание методологической базы, идей, концептов для передачи материала курса, позволяющих сформировать у студентов общие представления о значимости и актуальности гендерной проблематики, а также создать языковые контуры, связанные с гендерной политикой на основе русской лексики.
    Особую значимость данный курс представляет для крупных региональных центров, с развитой инфраструктурой, научными и производственными потенциалами, богатыми культурными и историческими традициями. Именно в таких центрах гендерные проблемы возникают гораздо чаще, что предполагает разработку теоретического инструментария и адекватных практических способов решения насущных проблем. К примеру, в Воронежском госуниверситете, где обучается более 16 000 студентов, гендерные исследования не преподаются и дефицит знаний по этой проблеме очевиден.
    Курс предполагает изучение и анализ роли женщины в истории мировой культуры с древности до новейшей истории, а также в контексте Отечественной культуры (Древняя Русь, досоветский, советский и постсоветский периоды) особенно важное значение имеет компаративный анализ, ибо современные социо-культурные ориентиры России имеют тенденции к движению к "открытому обществу".
    Предполагается ознакомление студентов с наиболее характерными моделями взаимоотношения полов в различных культурах Запада и Востока. Для России кросскультурный анализ имеет особую значимость в силу географического положения между Западом и Востоком, что существенным образом влияет на характер Отечественной культуры и в том числе на гендерные отношения.
    Особого внимание требует рассмотрение феминистского движения и феминистской теории, отраженные в новейших исследованиях западных ученых и российских исследователей. Необходимо ввести студентов в рассмотрение круга тем и идей либерального, марксистского, психоаналитического феминизма. Это необходимо для того, чтобы, учитывая западный опыт, рассчитать оптимальное и эффективное практическое применение этой теории для России.
    Внедрение данного спецкурса в систему высшего образования своевременно. Спектр гуманитарных наук без курса гендерных исследований не полон. Важность преподавания гендерных исследований обусловлена необходимостью подготовки студентов к жизни в условиях глобализации общества, что требует формирования активного типа личности и либерально-демократической модели социально-политического поведения.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]