Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/72.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:28 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:29:38 2012
Кодировка: koi8-r
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Т. Анисовец
г. Санкт-Петербург

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

    На современном этапе развития образования и в России, и во всем остальном мире остро стоит проблема оценки качества образования. Ведь изменяются требования к работникам со стороны работодателей, и поэтому образовательным учреждениям очень важно учитывать эти новые требования, а также необходимо обеспечить достаточно высокий уровень образования, чтобы выпускники в будущем были конкурентоспособны на рынке труда. А определить уровень подготовки обучаемых (учеников, студентов и т.п.) можно именно с помощью оценивания качества образования в данном образовательном учреждении.
    Некоторые образовательные учреждения занимаются оцениванием качества, некоторые считают эти мероприятия дорогостоящими и неэффективными. В этом мнении присутствует большая доля истины, так как необходимы дополнительные затраты при наших ограниченных ресурсах. Также для многих российских образовательных учреждений все мероприятия по оцениванию качества образования делаются в угоду моде, а не ради достижения своих целей, не ради повышения качества самого образования и повышения уровня образованности обучаемых.
    Существует несколько методик оценивания качества образования. Наиболее распространенной является методика, предложенная ЮНЕСКО. По мнению ряда образовательных учреждений, эта методика действительно очень громоздка и требует больших временных затрат. Но каждое мнение необходимо подвергать сомнению, доказывать правильность сделанных выводов, поэтому нужно произвести экономические расчеты по осуществлению мероприятий по оценке качества образования.
    В России несколько лет подряд проводится на федеральном уровне конкурс по качеству образования в образовательных учреждениях, но, к примеру, из сотен ВУЗов страны в нем принимают участие единицы.
    Проблематика оценивания качества образования заключается и в том, что мало того, что это требует и больших временных затрат, но еще больших затрат требует анализ полученных данных и этап реагирования на полученные результаты. Необходимо ведь и определить, с какого момента будет срабатывать вся система контроля за качеством образования. То есть необходимо заранее оговорить пределы, при превышении которых необходимо принимать управленческие меры по изменению качества образования.
    Многие, кто оценивает качество образования, проводят эту длительную процедуру только для получения самого результата, но не осуществляют никакой обратной связи.
    Поэтому очень важно рассчитать затраты на проведение оценки качества образования и соотнести их с конечным результатом, который хочет получить в итоге образовательное учреждение.
    Может получиться так, что образовательное учреждение много сил и средств затрачивает на саму оценку, но не на меры по изменению качества образования, поэтому и вся оценка, как говориться, идет не впрок.
    Также следует проанализировать опыт работы в данной области, который имеют западные образовательные учреждения.
    На основании сравнения различного опыта и разных предпосылок для оценки качества образования можно говорить и о целесообразности с позиции экономической теории такого важного мероприятия, как оценка качества образования.