Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/71.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:28 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:29:20 2012
Кодировка: koi8-r
ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ

Е. Глубокова
г. Омск

ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ

    В последние десятилетия двадцатого века во многих странах мира происходят существенные изменения в системе образования: школьной, профессиональной, высшей. При всей специфичности школ и педагогики отдельных стран в них находят отражение актуальные и глобальные подходы к управлению, содержанию, формам, методам воспитания и обучения.
    Проблема демократизации школы остается в центре внимания общественных и педагогических кругов в ведущих странах мира. У этого процесса есть общие черты, несмотря на социальные, политические, экономические и этнические различия. Все больше сторонников приобретает концепция антиэгалитарного подхода в понимании демократизма школьной системы, суть которого заключается в том, что школа должна эффективно осуществить две функции:

    Антиэгалитаристский подход к проблеме демократизации основан на преемственности ступеней образования, и вместе с тем, на идеях плюрализма, вариативности, диверсификации общеобразовательной школы. Вследствие этого открывается перспектива формирования многозначной по целям, содержанию, типам учебных заведений структуры общеобразовательной школы. Принципы демократизации образования, провозглашенные в России в начале 90-х годов, создают возможности формирования такой школы. Одна из значительных проблем демократизации школы - организация учебного процесса, результатом которого становится творческая индивидуальность.
    Современные педагогические исследования доказывают на теоретическом и практическом уровне положение о том, что творческий характер жизнедеятельности определяет развитие творческой индивидуальности субъектов образования.
    С точки зрения педагогики, творческая индивидуальность человека - это качественная характеристика бесконечно развивающегося в своей социально-экзистенциональной самобытности и целостности человека, которая проявляется в освоении и построении им опыта созидательной жизни - созидании многообразного Мира (Природы, Культуры, Другого, Себя самого) - как способа возвышения своей человеческой сущности как основы авторского построения своей жизнедеятельности. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования определяется усилением воспитательной функции образования. В мировой педагогике определились главные тенденции развития педагогического образования:

    Для реализации этих тенденций разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки. Так, модель японских ученых включает существенные признаки и качества: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образование, высокая культура и осознание ценности воспитания, свобода и ответственность.
    Российский учебный В.А. Сластенин предлагает следующий подход: педагогическое образование должно давать общие педагогические знания и умения, формировать типичные профессионально-личностные качества учителя и качества, соответствующие специализации. Личность учителя должна быть индивидуальной. Метод такого педагогического образования - проблемное обучение, когда знания приобретаются в ходе дискуссии, при преодолении определенных трудностей в их понимании. Будущий учитель должен обучаться, соприкасаясь с проблемами, с которыми ему предстоит столкнуться в школе, хотя все богатство жизнедеятельности отразить и предусмотреть невозможно.
    Между идеальными моделями и фактической подготовкой учителей существует заметная разница. На практике в педагогическом образовании доминирует функциональный подход, выражающийся в слабых свзях между учебными дисциплинами, подготовке к отдельным видам учебногй и педагогической деятельности, в результате чего нет целостного педагогического образования. Труднеее и медленнее всего в опыте созидательной жизни будущего педагога происходят изменения, касающиеся содержания его ценностно-смысловой оринтации на личность ребенка и соотношения его внимания к развитию внутреннего мира и внешнего поведения школьника. Студенты и педагоги охотнее всего овладевают новыми формами педагогической деятельности, в меньшей степени при этом обращая внимание на приемы педагогической инструментовки - содействия ребенку в обогащении его опыта созидательной жизни.
    Существенным резервом улучшения качества подготовки учителя могут стать программы обучения; игровые формы обучения, моделирование, дискуссии, микропреподавание. Немаловажным представляется возрождение, поддержка традиций студенческой жизни, эмоциональной атмосферы и микроклимата учебного заведения.