Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/68.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:27 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:28:07 2012
Кодировка: koi8-r
ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ

И. Голенкова
г. Омск

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА
НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ

    Участие студентов в международных программах является не только незаменимым этапом в модернизации высшего образования в России, но и в целом оказывает позитивное влияние на социальные процессы в обществе. Каждый согласится, что уровень образования, степень его совершенства определяют уровень развития общества. И наоборот, недостатки в образовательных программах в вузах дают обратное, поскольку именно они определяют и направляют формирование будущих специалистов.
    Таким образом, чтобы ответить на вопрос, как международный опыт влияет на социальные процессы в России, нужно дать ответ на следующие вопросы: каким образом образовательный процесс влияет на социальные процессы в России? Каким должен быть образовательный процесс, который бы обеспечил формирование "хорошего гражданина" и подготовку высококвалифицированных, востребованных в обществе специалистов, отвечающих современным тенденциям и требованиям в обществе? Что значит быть "хорошим гражданином" и востребованным специалистом? Каким образом международный опыт влияет на совершенствование образовательного процесса в России?
    Образовательный процесс во многом определяет те социальные процессы, которые происходят в обществе, поскольку именно образование формирует уровень мышления и сознание общества. Во-первых, задача образовательных учреждений подготовить, как было сказано выше, высококвалифицированных, востребованных в обществе специалистов, отвечающих его современным тенденциям и требованиям. Это значит, выпустить специалиста, который максимально себя реализует при минимальном количестве времени, умеет самостоятельно сформулировать задачу и решить проблему, словом, быстро адаптироваться к конкретной ситуации, обладать мобильностью и чувством ситуации, а также потенциалом и знаниями, чтобы успешно достигать поставленной в работе цели. Только при этом условии специалист будет конкурентоспособным на современном рынке труда, будет отвечать требованиям современного мира, где немалое место отводится словам "конкуренция" и "соревновательность". Таким образом, образовательный процесс должен быть максимально направленным на формирование таких навыков у студента, которые, в свою очередь, позволят им максимально реализоваться в жизни и снизить до минимума ту неопределенность будущего, возникающую у студента по окончании учебного заведения.
    Помимо всего этого, образовательные учреждения несут на себе большую воспитательную нагрузку. Их задача не только выпустить хорошего специалиста, но и "хорошего гражданина" (good citizen). Что значит, быть "хорошим гражданином"? Это значит, что он:
    Знает законы и правила общества, в котором живет, а также знает, что общество может ему дать (установленные государством права и обязанности человека).
    Понимает, что он может дать обществу, четко осознает свою ответственность перед обществом.
    Здесь уместно процитировать слова Герхарда Шредера о новом определении задач общества: "Мы создаем обществу возможности для самостоятельного регулирования своих интересов и при этом требуем отдачи от каждой отдельной личности..."Поощрять и требовать" - это видится мне правильной максимой политической деятельности и в отношении гражданского общества".
    То есть образовательный процесс должен стимулировать активность студентов и способствовать тому, чтобы эта активность была осознанной и направленной на достижение позитивного результата.
    Таким образом, модернизация образования заключается:

    Именно эти качества есть качества гражданина, формирование которых может и должна обеспечивать современная система образования, так как они являются основополагающими для человека, живущего в демократическом обществе. Они являются определяющими уровня развития общества, а следовательно, и многих процессов, происходящих в нем.
    Работа в этих трех направлениях - очень важная задача образовательных учреждений в России. Она требует тщательного изучения, требует преодоления препятствий, мешающих адаптации образовательной системы к новых условиям постсоветского времени. В условиях всеобщей глобализации, когда современные технологии позволяют осуществлять быстрый обмен информацией по всему миру, такая сфера, как образование, тоже усовершенствовала и расширила свои задачи. Глобализация сферы образования позволяет значительно быстрее решать локальные проблемы, производя активный обмен знаниями разного рода. То есть наилучший способ решить локальную проблему в образовании есть идея обмена, в данном случае, международного. Познакомиться с тем, что достигли в этой сфере другие, сравнить, использовать международный опыт - это самый эффективный путь.
    В данном случае речь идет о влиянии международного опыта на систему образования. Международный обмен студентами отлично способствует развитию всех трех направлений, перечисленных выше.
    Международный опыт в подготовке востребованных и высококвалифицированных специалистов крайне необходим. Очевиден тот факт, что задача специалиста - добыть как можно больше знаний в своей сфере и, кроме того, как можно лучше научиться реализоваться на практике. Международный обмен дает отличную практику и открывает возможность приобретения новых знаний.
    Помимо этого, международный опыт в России является определяющим в становлении ветви образовательной системы, направленной на формирования "хорошего гражданина". Например, введение новых предметов, которые давно существуют в системе образования США, требует активного участия российских преподавателей в программах обмена. Участие помогает им использовать зарубежный опыт в своей работе, а также посмотреть на преподаваемый предмет в новом ракурсе, с учетом того, что все познается в сравнении. Международный опыт помогает уничтожить пережитки, мешающие демократизации образования в России.
    Международный обмен студентами дает им возможность окунуться в образовательные процессы других стран, своими глазами увидеть, как это происходит там. А это значит (мой личный опыт: 4-11 апреля 2001 года, Stanford University, CA, the US, Russian-American Young Leaders Summit), столкнуться с процессом вовлечения студентов в общественные организации, принятия студентами ответственности в организации учебного процесса, волонтерской деятельности в университетах и даже в процессах организации и проведения международных программ. Один из важных моментов - это поддержка разного рода студенческих организаций в США со стороны администраций университета и правительства. Это развивает как профессиональные навыки студента, так и умение быть активным и чувствовать ответственность за те процессы, которые происходят в обществе. Использование зарубежного опыта в образовательной системе позволяет заимствовать то позитивное, что есть в зарубежных образовательных системах, но приладив это к российской действительности.
    Международный опыт крайне необходим при установлении диалога культур, который тоже немаловажен для совершенствования образовательной системы России в условиях эпохи Интернета и глобализации. Участие студентов в программах по обмену и международных студенческих конференциях развивает у студентов самостоятельность, навыки к сравнению и анализу, умение выбрать из большого потока информации главную, а также переосмыслить свое привычное окружение. Это помогает студентам осознать свою личную роль и ответственность в учебном процессе, а не переносить всю ответственность в совершенствовании образовательной программы на плечи преподавателя. Международный опыт помогает рассматривать образовательный процесс как взаимную работу студента и преподавателя, причем от студента требуется еще больше: учась плавать, стараться плавать так же хорошо, как хороший пловец.
    Таким образом, международный опыт крайне необходим в системе образования России, а следовательно, оказывает позитивное влияние на те социальные процессы, которые происходят в обществе. Он позволяет сформировать у молодых людей навык "править самими собой" (Гёте), который столь необходим для становления гражданского общества в России и для формирования взаимного сотрудничества индивида и общества.

Библиографический список

Deutschland. N5. 2000. Октябрь/ноябрь // Гражданское общество.