Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/PC/mosreg/rus/imp1.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 10:56:50 2004
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:22:14 2012
Кодировка: Windows-1251
Впечатления об Америке

Галина К. Васильева

Мои впечатления об Америке

Стэйт-Колледж - университетский городок

Итак, благодаря Американской Правительственной Программе Фулбрайт мы вместе с моим мужем канд. физ-мат. наук Владимиром Д. Креславским оказались в г. Стэйт Колледж штата Пенсильвания, который возник 100 лет назад вокруг Государственного Сельскохозяйственного Колледжа. С тех самых пор название государственного колледжа странным образом закрепилось за городом, в котором располагается образованный позднее крупнейший Пенсильванский Государственный Университет, что нередко вызывает недоумение даже у самих американцев.

     Хорошо помню мой первый восторг, когда я очутилась в таком прекрасном месте. Шел 1995 год.image599.jpg (18615 bytes) После нашей постперестроечной неразберихи Стэйт Колледж показался нам настоящим раем. Прекрасные здания факультетов, Fraternity и Sorority (своеобразные общежития для юношей и девушек, построенные каждый в своем стиле (справа) и имеющие собственный устав) и жилых домов. Хотя Стэйт Колледж - город небольшой (менее 100 тыс. жителей), в нем множество солидных церковных зданий (слева) разнообразных религиозных конфессий. Множество магазинов и кафе, где тебе на каждом шагу, улыбаются и благодарят за каждую покупку или даже просто за то, что вы изволили их посетить.

В один из первых дней в поисках антистатика я зашла в небольшой магазинчик. Антистатика там не оказалось, но уйти сразу я не смогла, так как на полках было множество косметических товаров из природных материалов, которые можно было пробовать на себе сколько душе угодно. В течение часа я растерянно ходила между рядами и была единственным посетителем. Перепробовав множество кремов и духов, так и не решившись ничего приобрести, я направилась к выходу. Уже у выхода я оглянулась, ожидая увидеть недовольное лицо продавщицы. Однако встретила искренне извиняющийся взгляд молодой девушки, которая произнесла: - I'm sorry, we could not help you. После этого я окончательно уверилась, что я в раю.

В тот год ПеннСтэйт держал первое место среди университетов США по числу Фулбрайт-стипендиатов. Отношение к нам было великолепным. Нас вместе с семьями постоянно приглашали на специальные встречи, экскурсии и приемы. Это также давало нам возможность общения друг с другом, что означало со всем миром, так как стипендиаты были со всех уголков Земного Шара.

В лаборатории

Однако самой большой радостью для меня была возможность заниматься моей любимой наукой - экологией почв. Я могла пользоваться прекрасным химическим и микробиологическим оборудованием, о котором я до сих пор могла только мечтать. Я попала в лабораторию биохимии почв Сельскохозяйственного факультета профессора Жан-Марка Боллага. Структура Американтских университетов во многом отличается от нашей. По мере продвижения по своей карьере (Carrie) студент заканчивает обычно 4 года для получения степени бакалавра, затем 2 года надо для учебы в магистратуре, и в случае успешной защиты он получает Master Degree (кстати, дипломы наших лучших Московских вузов приравниваются к этой степени), затем еще до 4-5 лет ему нужно для получения докторской степени PhD (к ней приравнивается наша кандидатская диссертация). После этого надо проработать 3 года, желательно в 2-3 разных Университетах, в должности Post Doctoral (или проще постдоком, при этом он еще относится к student), и тогда он может участвовать в конкурсе на временное место Assistant Professor, затем Associate Professor в каком-либо Университете. Лишь после этого в случае особых заслуг в науке он, возможно, получит постоянную должность Full Professor, а с ней и гарантированную пенсию по достижении 60-65 летнего возраста. Удивительно было то, что хотя в лаборатории одновременно работали 10-20 человек, однако постоянным сотрудником, входившим в штат Университета, был лишь сам Ж-М. Боллаг. Состав лаборатории был интернациональным и постоянно обновлялся. За время моего пребывания там работали студенты и ученые из Германии, Индии, Италии, Швейцарии, Китая, Кореи, Канады, Польши, России, Тайваня, Чили и только 1-2 студента США. Большинство приезжало со своими грантами от национального или американского правительств или оплачивало свое обучение самостоятельно. Лишь немногие счастливчики могли рассчитывать на получение стипендии или assistantship, т.е. стипендии с отработкой в качестве лаборанта. Ни лаборантов, ни инженеров по обслуживанию научного оборудования не было, каждый должен был справляться сам.
    Многие студенты США подрабатывают себе на обучение в магазинах, кафе, библиотеках и имеют преимущество при найме на работу в кампусе. Поэтому учиться им непросто, особенно иностранным студентам, чей английский не всегда идеальный. Многим приходится сидеть за учебниками до поздна, так как скидку на их индивидуальные трудности никто не делает.

    Большое удовольствие я получала от пользования библиотекой. В огромном здании библиотеки (слева) на 5 этажах хранится множество книг и журналов по самым разнообразным специальностям, включая книги и журналы на иностранных языках, и в том числе на русском. Ко многим изданиям имеется прямой доступ, а путь к ним можно легко найти с помощью компьютеров, которые стоят буквально на каждом шагу. Библиотека постоянно заполнена студентами и профессорами. Во время сессии она закрывается почти в полночь. Взяв книгу можно с удобством расположиться за столом или в мягком кресле перед стеклянной стеной с видом на старинный парк.
    Кстати о парках.
Город буквально утопает в зелени ухоженных деревьев, кустарников и цветников. Он красив в любое время года. И все это цветущее и благоухающее великолепие создается и поддерживается благодаря целому отряду рабочих отделения озеленения.

 

(продолжение)