Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/about/kaf/extremal/directions.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 03:19:20 2016
Кодировка: Windows-1251
Кафедра экстремальной психологии. Направления научных исследований
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Кафедра экстремальной психологии и психологической помощи

Направления научных исследований

Кафедра экстремальной психологии и психологической помощи работает по приоритетным направлениям научно-исследовательских работ:

  • Психология человека в экстремальных условиях
  • Психологическая помощь: методология и технология

Научно-исследовательские разработки кафедры базируются на опыте теоретических и эмпирических исследований, проводившихся на базе научно-исследовательской лаборатории по изучению личности в экстремальной стрессовой жизненной ситуации под руководством М.Ш. Магомед-Эминова в течение последних 18 лет. Основная научная школа - психотрансформативный подход, развивающий и связывающий теорию деятельности А.Н.Леонтьева, Л.С.Рубинштейна, культурно-исторический подход Л.С.Выготского, современные взгляды в области глубинной психологии, современных течений постмодернизма. Рассмотрение феномена экстремальности с точки зрения данного подхода предполагает: 1) связывание экстремальности с психической деятельностью как психической работой человека при смене модусов существования, 2) персонологическое рассмотрение в горизонте трансформации личности, 3) метапсихологическое измерение, а именно, психическая организация самоидентичности человека, 4) психоонтологическое рассмотрение в горизонте человеческой судьбы со-бытия с другим в мире, 5) метапсихологический горизонт смысла, 6) культурно-историческую работу личности, 7) освещение общепсихологических закономерностей личности в экстремальности. В дальнейшем сложилось четыре основных ракурса научных исследований:

  • Психологическая помощь: уровни, виды, типы, структура, процессы и методы, оказание психологической помощи взрослым, детям, семье, организациям. Модификация диагностических процедур для различных видов экстремального стресса; методов психотерапии лиц, имеющих посттравматические стрессовые синдромы; свободного структурированного интервью; разработка практических методов оказания психологической помощи
  • Психоанализ межличностных отношений и смысловой психоанализ.
  • Личность: адаптация, развитие и трансформация; смысловая сфера, мотивация и структура личности. Трансформация личности как форма развития и конструктивной переработки травматического опыта в дополнительные ресурсы существования личности.
  • Экстремальная психология: изучение поведения и последствий нахождения человека в экстремальных ситуациях, несущих угрозу его целостности (войны, теракты, катастрофы и т.д.); психологическая травма; посттравматические стрессовые синдромы.

Основными направлениями научно-исследовательской работы в области экстремальной психологии являются:

  1. Психотравматология. Создание психотрансформационной модели травматического стресса и пост-травматических стрессовых реакций уцелевшего, формулировка личностно-центрированной модели травматического стресса; изучение личности человека, пережившего экстремальную ситуацию (участники локальных войн и конфликтов, жертв катастроф, насилия, терактов и т.д.); трактовка ПТСР как особой формы аномального развития личности в рамках парадигмы 'жизнь-смерть'; разведение позитивных и негативных последствий травматического стресса; выделение факторов, детерминирующих ПТСР и др.
  2. Психотанатология. Проведение психологического анализа процессов умирания и утраты с точки зрения трансформации самоидентичности утратившего, а также самоидентичности утраченного; переформулирование понятия 'работа горя' на основе понятия 'работа личности'; изучение основных психологических механизмов работы личности в ситуации утраты - работы горя;
  3. Развитие личности. Разработка модели экстремального и пост-экстремального роста и развития личности, в том числе, пост-травматического роста, вызванного травматическим опытом.Изучение основных закономерностей функционирования личности; основные составляющие функционирования личности: принцип трансформации, работа личности и принцип связывания; изучение основных форм трансформации личности (базисная, индукционная, нормативная, потенциирующая, индивидуационная, самоактуализирующая, возрождающая, травмотрансформация).
  4. Психострессология. Разработка мотивационной трактовки стресса, в том числе травматического стресса, рассматривающего ситуацию стресса как ситуацию активации обобщенной мотивации самосохранения личности.Исследование трансформации личности в стрессовой ситуации: изучение мотивационных детерминант стресса, взаимодействие травматических факторов, защитных механизмов и механизмов преодоления.
  5. Психологическая помощь. Разработка научно-теоретических основ психологической помощи; формулировка методологии психологической помощи; разработка и создание классификации психотехнологий психологической помощи.
  6. Психоадаптология. Разработка модели психологической адаптации на основе взаимодействия личностных поведенческих и ситуационных переменных в 'до', 'в' и пост- экстремальной ситуациях, а также в контексте процессов адаптации, реадапации и переадаптации, предложить классификацию видов саморегуляции, в том числе защитных механизмов, копинговых стратегий - адаптивных или дезадаптивных.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приемная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский