15.10.03 : Куда идти - в русскую, западную или восточную компанию?
"Если меня спрашивают, где лучше начинать работать,
я отвечаю: если есть
возможность, то лучше стартовать в западной компании", - говорит исполнительный
директор по персоналу ИБГ "НИКойл" Алла Стадник. Поработав у монстров западного
бизнеса, она пришла к выводу, что эти компании - "блестящая школа: систематизированное
изучение ведущих управленческих теорий, доступ к мировым источникам информации и,
наконец, бесценная практика. И предсказуемость, насколько это возможно в России".
Стабильность, правда, далеко не для всех достоинство.
"Это ходьба на месте, исключающая возможность для прорыва. В общем, застой, - считает
Алексей Моисеев, вице-президент аналитического управления компании "Ренессанс
Капитал".
Многие бывшие сотрудники западных компаний считают,
что существует "стеклянный потолок" - планка, выше которой россиянин не поднимется.
"Есть объективные ограничения карьерного роста, - считает Наталья Хонякова,
директор по маркетингу международной консалтинговой компании "Аксенчер". - Молодым
людям хочется сразу выполнять большую интересную работу, а им говорят: сейчас ты будешь
закручивать вот этот винтик, а мы оценим. И возникает внутренний бунт: как это я,
такой талантливый, - и винтик закручивать!"
В западных компаниях царит процедура. "Это
неповоротливая, бюрократическая структура: каждый человек стабильно занимает в системе
какую-то нишу", - считает Алексей Моисеев. Специалисты стиснуты рамками
бизнес-этикета и описанием должностных обязанностей, выйти за пределы которых
практически не возможно.
Конечно, процедура оптимизирует рабочий процесс:
"В нашей компании работают более 75 тысяч человек. Сотрудники без ограничений могут
контактировать друг с другом по всему миру, - говорит Наталья Хонякова, - но
все четко понимают, вмешательство какого уровня необходимо для решения конкретного
вопроса. Это рационализация отношений."
Структурированный подход к организации труда
сказывается и на системе взаимоотношений. Отсутствует разгул эмоций и у начальства,
и у подчиненных. "В случае массовых увольнений проводятся тренинги, сотрудникам
подбирают новое место работы. Больничные листы в западных компаниях оплачивают из
расчета: living days - 10 - 12 дней - 100%. Остальное время болезни - из расчета 60%,
как и указано в Трудовом кодексе", - говорит Татьяна Мойса, директор российского
отделения Kelly Service.
Во избежание недоразумений разрабатывается четкий
регламент взаимоотношений: обсуждение деловыж проблем только письменно и на иностранном
языке. И с русскими коллегами тоже, как внктри компании, так и за ее пределами.
BAT, Reuters, Procter&Gamble, Mars и Unilever
почти каждый год предоставляют одно-двухгодичные стажировки для выпускников вузов - в
российском либо зарубежном отделении компании. Конкурс на место стажера - 100 человек.
"У наших компаний много положительных моментов
и очень большие возможности профессионального роста. В российском бизнесе присутствует
больше здоровой агрессивности. А это значит,
человек должен быть голодным, готовым к конкурентной борьбе, - считает Алексей
Моисеев. - Российские компании, внедряя западные технологии и стандарты, нуждаются
в россиянах, знающих, как структурировать бизнес-процессы в целом и маркетинг в частности".
Переход в российские компании на первом этапе может быть чреват финансовыми потерями. Но
они будут компенсированы карьерным ростом, повышением уровня ответственности и осознанием
твоей востребованности как высококлассного специалиста.
Надо быть готовым к проблемам в отношениях с владельцами
бизнеса - из-за отсутствия четкой системы делегтрования полномочий и непрозрачности бизнеса.
Достоинством российских компаний является их высокая
динамичность.
Правда, сторонники западного стиля воспринимают
динамичность как непредсказуемость. Вместо прозрачной системы взаимоотношений и принятых
норм поведения, ясного карьерного пути каждого сотрудника - случайность и расплывчатые
представления о том, кто, по мнению руководства, должен занимать ту или иную должность.
Динамика спроса западных компаний на специалистов
среднего и высшего звена остается стабильной. Запросы русских компаний, по статистике
агентства "Анкор", за 2000-2001 годы выросли в два раза, а за первый квартал 2002 года
- на 28%. Ажиотажным спросом у российских компаний пользуются менеджеры по продажам и
специалисты в области HR. Приглашение подразумевает большой объем работы и рост зарплаты
на 50%. Российские компании охотнее оплачивают сотрудникам мобильные телефоны, занятия
спортом и обеды, дают кредиты и ссуды, а вот медецинские страховки членам семьи предосталяют
гораздо реже.
Что на востоке свои правила игры - понятно. Например,
для работы в индийской компании важны связи и симпатии. Для индийской фирмы характерна
семейственность: в первую очередь работу получат родственники и приятели.
Работа по блату не избавит от совмещения разнородных
обязанностей, например главного бухгалтера и референта, - за зарплату, которая может
упасть вдвое без объяснения причин.
А вот в японских компаниях предпочитают квалифицированных
сотрудников - естественно, преданных фирме, гипертрофированно трудолюбивых коллективистов.
"Проработавшего в потогонной японской системе кандидата, - говорит Владислав Седленек,
президент ТризаExclusive, - охотно берут в любую компанию".