Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/rus2003_19-20_13.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:06:35 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2003 г. ? 19-20 | Международное положение России | Первое полугодие | Европейское направление

Европейское направление

Грядущее расширение ЕС на восточноевропейское пространство таит для России как новые перспективы укрепления сотрудничества с Европой, так и возможность осложнения ее традиционных связей в этом регионе. Стремление ЕС определять стратегию европейского развития и говорить от лица Европы с внешним миром ставит Россию перед насущной задачей не допустить маргинализации своего положения. На различных европейских форумах и в двусторонних контактах Москва высказывала предостережение против того, чтобы "Шенгенская система" превратилась в новую Берлинскую стену. Игнорирование этой озабоченности, которая не всеми и не полностью осознается в ЕС, может иметь далеко идущие не только политические, но и психологические последствия для двусторонних отношений.

Наряду с поступательным развитием отношений с такими странами, как Франция, Германия, Италия, Россия в последнее время сталкивается с неблагоприятными изменениями в позиции государств, традиционно считающихся дружественными. Так, Финляндия заняла более жесткую, чем многие страны ЕС, позицию по вопросу о безвизовом режиме, об условиях вступления России в ВТО, по проекту строительства северного трубопровода (из России в Германию по дну Балтийского моря), по экологическим проблемам.

11 апреля в Санкт-Петербурге состоялись российско-германский форум "Петербургский диалог" с участием Президента В.Путина и канцлера Г.Шредера и трехсторонняя встреча лидеров России, Германии и Франции. На следующий день В.Путин, Г.Шредер и Ж.Ширак приняли участие в международной научной конференции "Система международной безопасности: взгляд в будущее", проходившей в Петербургском университете. Эти встречи показали близость позиций трех государств в иракском вопросе. Выступая против войны и ставя под сомнение легитимность военной акции США и Великобритании, руководители России, Франции и Германии не питали иллюзий в отношении режима С.Хусейна. Они отмечали, что к иракской ситуации применим опыт восстановления Афганистана после свержения режима талибов: проведение международной конференции под эгидой ООН, создание на основе принятых на ней решений временной национальной администрации, которая должна подготовить и провести всеобщие демократические выборы.

Российский лидер использовал эти встречи, чтобы изложить концептуальные взгляды на роль международного права в мировом порядке. ООН нуждается в реформировании, но главенство этой универсальной международной организации должно быть сохранено. В условиях концентрации беспрецедентных возможностей и влияния США как у единственной сверхдержавы реформа, по мнению России, должна происходить в рамках процедур самой ООН, но при этом необходимо избегать противопоставления ООН и НАТО, поскольку евроатлантические структуры являются частью международного порядка. В.Путин подчеркнул, что формирование европейской системы безопасности, адаптированной к отражению новых угроз и вызовов, не должно происходить в отрыве от интересов России.

Будущее европейского региона все больше определяется решениями, принимаемыми в рамках ЕС, и тот, кто не входит в это сообщество, может оказаться на обочине европейских процессов. В минувшее полугодие Россия в своих контактах с ЕС, европейскими региональными организациями и ведущими европейскими державами стремилась подчеркнуть неприемлемость появления новых разделительных линий в Европе, даже подспудного разделения жителей континента на европейцев первого и второго сорта.

Заявляя о том, что долгосрочной целью является устранение разделительных линий и создание общего европейского пространства, где Россия могла бы участвовать во всем, кроме институтов ЕС, - Евросоюз выдвигает целый ряд условий для интеграции РФ в Европу: более эффективная борьба с оргпреступностью, улучшение контроля на российских границах, чтобы остановить поток нелегальных иммигрантов, повышение качества проездных документов и т.д. Европа опасается нелегальной иммиграции, контрабанды наркотиков и проникновения преступных группировок из России. Однако более фундаментальное препятствие состоит в другом. При сохранении нынешнего подхода ЕС эта интеграция реально может происходить лишь при условии, что Россия будет шаг за шагом принимать на себя нормы, устанавливаемые законодательством ЕС, не имея возможности влиять на их содержание. Эти нормы разрабатываются в процессе сложной борьбы внутри институтов Евросоюза в соответствии с условиями, в которых они функционируют, и еще не было прецедента, чтобы ЕС изменил какие-то свои правила в угоду России. ЕС не желает ускорять решение вопроса о безвизовом режиме, ограничившись расплывчатой формулировкой о согласии использовать "имеющиеся возможности для гибкости в рамках Шенгенского соглашения".

Согласно результатам исследований западных специалистов, расширение ЕС на Восточную Европу приведет к тому, что Россия столкнется с новыми нетарифными барьерами в торговле со странами ЕС, станет еще больше зависеть в своих торговых связях с Европой от экспорта углеводородного сырья. На заседании Совета сотрудничества Россия - ЕС с участием министра иностранных дел И.Иванова 15 апреля в Люксембурге было принято решение о подготовке "дорожной карты" по реализации российского предложения о безвизовом режиме между РФ и странами ЕС. Россия поставила вопрос о практическом закреплении факта признания ЕС рыночного статуса российской экономики, реальной поддержке присоединения России к ВТО на стандартных, недискриминационных условиях, урегулировании вопросов торговли товарами ядерного цикла.

Россия попыталась использовать празднование 300-летия Санкт-Петербурга для повышения качества отношений с государствами ЕС и Союзом в целом. Однако далеко не всем надеждам суждено сбыться, в том числе по вопросу о согласовании проекта концепции единого экономического пространства и мер по введению безвизового режима между РФ и ЕС. Саммит Россия - ЕС, прошедший 31 мая, не решил этих вопросов. Евросоюз ограничился обещанием расширить сотрудничество, включая продолжение переговоров о безвизовом режиме. По настоянию российской стороны в итоговый документ был включен раздел "Единая Европа для всех европейцев", хотя далеко не все в ЕС встретили это предложение с одобрением. Зато практически не было критики в адрес России по чеченскому вопросу. ЕС признал наличие террористической угрозы, исходящей из Чечни, приветствовал шаги по политическому урегулированию в Чеченской республике, проведенный в ней референдум, подтвердивший ее статус как части России.

В принятом по итогам переговоров Совместном заявлении Россия и ЕС подтвердили приверженность развитию на равноправной основе отношений стратегического партнерства, созданию в долгосрочной перспективе общего экономического пространства, а также еще нескольких общих "пространств" - в области внешней безопасности, правосудия, научных исследований, культуры и образования. Реальная ценность этой инициативы будет зависеть от того, насколько удастся заполнить эти пространства конкретными интеграционными проектами.

Евросоюз добивается от России скорейшей ратификации Киотского протокола, заключения двустороннего соглашения о реадмиссии и соглашения о сотрудничестве с Европолом. Он призвал Россию принять природоохранные меры, в том числе с целью укрепления безопасности на море, присоединиться к введенному им запрету на заход в европейские порты однокорпусных нефтеналивных танкеров.

В ходе петербургского саммита были обсуждены актуальные международные проблемы - ситуация в Ираке, на Корейском полуострове, приднестровский конфликт, пресечение потока наркотиков из Афганистана и других стран Центральной Азии. Решено усилить совместную борьбу по разрушению сетей международной организованной преступности, стоящей за транспортировкой наркотиков из этого региона.

По предложению Евросоюза решено преобразовать Совет сотрудничества РФ - ЕС в Постоянный совет партнерства, чтобы интенсифицировать и расширить диалог. ПСП будет функционировать в качестве координационно-распорядительного органа по всем вопросам двустороннего сотрудничества и собираться гораздо чаще, чем раз в год (как сейчас), и в различных форматах.

Однако эффективность работы структур зависит от наличия политической воли добиться той или иной цели, чего в случае с безвизовом режимом явно не наблюдается со стороны ЕС. Не демонстрирует ЕС желание учитывать российские интересы и в вопросе об условиях вступления России в ВТО. ЕС настаивает на переходе РФ (пусть и постепенно) в своих внутренних ценах к уровню мирового рынка по расчетам за электроэнергию, нефть, газ и т.п., как будто огромные запасы этого сырья не являются естественным конкурентным преимуществом России.

Проверкой готовности ЕС наполнить реальным содержанием декларации о строительстве отношений стратегического партнерства с Россией станет то, будет ли РФ приглашена к разработке стратегии по безопасности ЕС и как ее интересы и озабоченности будут учитываться в этой стратегии, или же она будет поставлена перед свершившимся фактом. Решение о разработке такой стратегии было принято на неформальной встрече министров иностранных дел стран Евросоюза, проходившей 2-3 мая.

На саммите ЕС в Салониках (19-20 июня) было решено продлить срок действия общей стратегии ЕС в отношении России до 24 июня 2004 г. В документах саммита отмечалось, что принятие конкретного плана действий с Россией привело к более прочному и тесному сотрудничеству в борьбе с международным терроризмом (аналогичные соглашения ЕС имеет и с рядом других стран-партнеров). В дальнейшем возможны совместные шаги по противодействию этой угрозе на территории третьих стран.

Важное значение на саммите в Салониках придавалось проекту Европейской конституции, который был подготовлен европейским конвентом, работавшим над ним в течение 16 месяцев. Он был одобрен в качестве базового документа. Все сохраняющиеся разногласия решено устранить на межправительственной конференции, которая начнет работу в октябре. Хотя председатель конвента В. Жискар д'Эстен предостерег против опасности "распустить ткань" документа, если выдергивать и править те или иные положения представленного проекта, очевидно, что далеко не все его основные идеи сохранятся нетронутыми. Свои замечания и возражения в отношении проекта высказали Великобритания, Испания, Польша и многие другие страны ЕС. Они будут добиваться его изменения. Проект Европейской конституции предусматривает изменение структур ЕС и его законодательно-нормативной базы, переход к принятию решений не консенсусом, а "двойным большинством" (число стран плюс более 60% населения ЕС), учреждение с 2006 г. поста президента ЕС со сроком полномочий 2,5 года (пост президента ЕС и председателя Еврокомиссии может в принципе занимать и один человек, поскольку в проекте нет ограничений на этот счет), сохранение права вето государств в сфере финансов и налогов, внешней политики и обороны.

Прошедший 21 июня в Салониках саммит ЕС - Западные Балканы зафиксировал обязательство начать подготовку следующего этапа расширения на Балканы и определил будущее государств этого региона в рамках Евросоюза. Было подтверждено присоединение Болгарии и Румынии к ЕС в 2007 г. Сроки вступления балканских государств в ЕС не были установлены - по мнению экспертов, оно может произойти в 2007-2017 гг. В качестве условий приема балканских государств Евросоюз определил не только проведение экономической и судебно-правовой реформы, налаживание регионального сотрудничества, но и результативность борьбы с коррупцией и оргпреступностью, которые были названы основными угрозами стабильности и демократическому развитию Балкан.

Имевший место раскол Европы на "старую" и "новую", стимулом для которого стали различия в подходах к иракской проблеме и разная степень поддержки американских действий, неизбежно отразится на России. Центрально- и восточноевропейские страны, уже вступившие и только готовящиеся вступить в НАТО и ЕС (а вместе с ними и некоторые государства бывшего СССР), услышав сигнал из Вашингтона, решили, что именно им теперь отведена роль главной опоры США на европейском континенте. Разумеется, от этих фантазий до реализации внушительная дистанция. К тому же основные свои экономические проблемы им придется все же решать через ЕС, а не через НАТО, и поэтому они должны при планировании своих стратегических приоритетов полагаться все же на рациональные, а не эмоциональные соображения (это проявилось, в частности, в реакции на иракскую войну наиболее "зрелой" из стран ЦВЕ - Словении, которая не поддержала военные действия и отказалась причислять себя к антисаддамовской коалиции). Наглядный пример неподкрепленных амбиций - Польша, которая за свою позицию по Ираку была вознаграждена тем, что ей доверили руководство сектором сил по стабилизации, однако без помощи НАТО она оказалась неспособной осуществлять это руководство.

Тем не менее, России подобная ставка Вашингтона на "новую Европу" способна доставить много новых проблем. Единогласное одобрение американским сенатом в начале мая протоколов о присоединении к НАТО семи новых членов - один из признаков того, что их территории США готовы использовать для размещения своих баз. Вначале появились сообщения о возможности передислокации ряда американских военных баз из ФРГ на территорию Польши, затем - уже после окончания иракской войны - стали обсуждаться возможности создания баз на территориях Румынии и Болгарии, поскольку именно эти страны ввиду своего геостратегического положения ближе всех к наиболее вероятным источникам угроз для США. В начале мая США подписали с Албанией, Македонией и Хорватией "Американо-адриатическую хартию", которая, вероятно, облегчит возможность использования их территорий Вашингтоном в военных целях.

США не считают, что размещение американских баз в Польше и других странах ЦВЕ создаст проблемы в отношениях с Россией. Однако российский МИД, максимально сглаживая острые углы, все же напомнил, что согласно Основополагающему акту Россия - НАТО, который одновременно является основой римской Декларации о новом качестве отношений Россия - НАТО в формате "двадцати", страны НАТО взяли на себя обязательство воздерживаться от дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил на территории новых стран-членов альянса. Вариант же с передислокацией баз и тяжелых вооружений будет противоречить адаптированному Договору ОВСЕ. Однако западные партнеры России - и это проявилось в ходе заседаний Совета Россия - НАТО в мае и июне - похоже, решили не замечать опасений России и списать их на "устаревшее мышление" российской элиты, особенно военной.

В целом, итоги первого года работы Совета Россия - НАТО показывают, что российской стороне, по-видимому, не удается (или она не проявляет достаточной настойчивости) вынести на совместное обсуждение проблемы политической значимости, которые ее по-настоящему волнуют, например, действия НАТО за пределами зоны ответственности или вопрос о размещении или неразмещении дополнительных контингентов на территориях новых членов альянса.


  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2003 г. ? 19-20 | Международное положение России | Первое полугодие | Европейское направление

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх