Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.msu.ru/bioetika/doc/sec/korzun.doc
Дата изменения: Thu May 21 15:53:41 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 17:31:51 2012
Кодировка: koi8-r

Перспективы использования компьютерных тренажеров при изучении зоологии
Корзун Л.П.
Кафедра зоологии позвоночных Биологического ф-та МГУ им.М.В.Ломоносова

Перспективы их использования компьютерных тренажеров (КТ) или в более
широком смысле продуктов информационных технологий (ИТ) в системе среднего
и высшего образования сейчас рассматриваются в двух основных аспектах. Во-
первых, в связи с их дидактической ценностью. Во-вторых, они привлекли
пристальное внимание в связи с биоэтическими нормами использования живых
организмов в учебном процессе и в научных исследованиях. Значение КТ и ИТ
трудно переоценить, например, для организации учебного процесса в средней
школе. Качественные КТ должны позволить учащимся не только сравнительно
легко получить информацию об основных характеристиках объекта, но и вовлечь
школьника в активный процесс его более глубокого изучения, стимулировать
творческое воображение, допуская виртуальное манипулирование с объектом
путем изменения параметров и условий его функционирования. Такие КТ
позволяют оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала
учащимися, как путем самооценки, так и со стороны учителей. Совершенные,
постоянно развивающиеся КТ должны быть диалоговым учебным пособием. При
этом даже не встает вопрос о вытеснении школьного учебника, при условии,
что последний является высокопрофессиональным продуктом, и об уменьшении
роли личности школьного учителя, которая, вероятно, была и останется
решающей в становлении и развитии школьника.
Отмеченные дидактические достоинства КТ в полной мере должны проявлять
себя и в Высшей школе. Но вопрос приобретает особую остроту, когда речь
заходит о профессиональном образовании, например, в области биологии.
Нередко за пределами научной среды звучит ортодоксальный призыв полностью
исключить из учебного процесса использование для экспериментов и вскрытий
животных путем их замены на видеоматериалы, муляжи и имитирующие модели.
Самый общий ответ на подобного рода требования очевиден - реальный объект
ничто заменить не может. Но есть над чем задуматься, когда начинаешь
оценивать целесообразность и масштабы подобного рода замены. Ведь наряду со
специалистами, например, в области зоологии и физиологии, профессиональные
навыки которых принципиально не могут сформироваться вне работы с реальными
объектами их будущей профессиональной деятельности, существует целый ряд
специальностей, связанных, например, с биоинформатикой, биоинженерией,
биохимией и пр., которые не предусматривают умение манипулировать с
животными, или оно сводится лишь к умению получать от них соответствующий
биологический материал (отдельные ткани или органы). Нужно ли в
обязательном порядке предписывать таким студентам вскрытие на практикуме по
зоологии лягушки, крысы, голубя или перепелки?
На наш взгляд этим студентам должен быть предоставлен выбор: либо
ограничиться изучением учебной темы с использованием КТ, либо иметь
возможность исследовать самих животных. Вряд ли стоит заставлять
студентов, не интересующихся углубленным изучением анатомии и физиологии
животных, либо имеющих устойчивые этические или эстетические предубеждения
работать со вскрытой скользкой лягушкой или неприятно пахнущей крысой. Им
может быть предложен альтернативный вариант изучения объекта -
ознакомительный в виде готовых изолированных препаратов, КТ и
моделей. Однако надо ясно сознавать, что развивать и стимулировать
творческую познавательную индивидуальную активность будущего биолога можно
только на реальных объектах. Ни один КТ или имитационная модель не может в
полной мере способствовать развитию исследовательских навыков, т.к.
представляет анатомию и физиологию упрощенно и безвариантно. При работе с
имитационной моделью многократно упрощена обратная связь от объекта
изучения к самому исследователю. Использование имеющихся в нашем
распоряжении версий КТ помогает понять и запомнить учебный материал, но не
развить навыки и методы исследования, анализа, диагностики, без чего нельзя
подготовить ни профессионального биолога, ни врача.
Содержание, форма и цель каждого учебного пособия, выполненного с
использованием информационных технологий должны иметь свою индивидуальную
специфику. Обсуждение этого вопроса не является предметом данного
сообщения. Но хотелось бы задаться вопросом - в какой среде и кем должны
создаваться эти КТ. В этом плане показателен исторический опыт МГУ. К
открытию биологического университета на Ленинских горах шла огромная работа
по изготовлению самых разнообразных учебных пособий. В том числе и
живописных таблиц. Среди них были и прекрасно выполненные профессиональными
художниками анатомические таблицы. В них безупречная техника исполнения
сочеталась с абсолютной научной достоверностью. Заказчиками таблиц
выступали крупнейшие ученые страны - лекторы биологического факультета.
Форма и содержание таблиц соответствовали самым современным фундаментальным
знаниям, которые преподносились студентам во время лекций. Эти таблицы, не
смотря на внедрение современных мультимедийных презентаций, до сих пор
сопровождают лекции и практикумы.
Следовательно, и КТ должны создаваться как неотъемлемая часть
авторских лекционных курсов и программ практикумов. При этом, естественно,
участвующий в их создании преподаватель - исследователь должен иметь
определенные представления о возможностях современных ИТ. Глубина этой
осведомленности мало чем должна отличаться от тех знаний издательского и
типографского дела, которыми владеет автор, приступающий к написанию
учебника или монографии. Создание качественного КТ немыслимо без
органичного единства технического совершенства компьютерного продукта,
глубокого фундаментального биологического знания, положенного в его основу
и профессионального опыта ученого, четко представляющего к какому уровню
теоретического и практического освоения материала должна выводить студента
работа с конкретным КТ. Если речь идет об экспериментальной или
практической задаче, связанной с живыми объектами, то однажды сделанная
видеозапись «острого» эксперимента или вскрытия животного, выполненных
высококлассным специалистом, на долгие годы останется бесценным базовым
материалом для создания различных КТ. При этом они в соответствии с
биоэтическими идеями в последующем позволят сократить количество
используемых в учебном процессе животных и адекватно подстраиваться к
специфике специализации конкретных групп студентов и их индивидуальным
особенностям. Благодаря стремительному техническому развитию и повышению
«компьютерной грамотности» преподавательского корпуса КТ неизбежно и
естественно займут достойное место в системе биологического образования
включающего непосредственное общение студентов с личностью ученого-
преподавателя, работу с учебником и многогранное диалоговое взаимодействие
с КТ.
При этом еще более актуальным станет дальнейшее развитие, техническое
и кадровое насыщение лабораторий, профессионально изготавливающих на
факультете продукты информационных технологий. Для сотрудников, принимавших
непосредственное участие в их создании, эта работа должна быть приравнена к
написанию учебного пособия или научной публикации. Соответственно, при
внедрении в учебный процесс она, как любая учебно-научная продукция,
должна получать рецензию специалистов.