Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geol.msu.ru/deps/engeol/rus/ProgTeor.doc
Дата изменения: Thu Apr 27 18:16:45 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:19:45 2012
Кодировка: koi8-r

ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ГЕОЛОГИИ

Геологический факультет МГУ, кафедра инженерной и экологической геологии,
тел. 939-35-87.
Автор - проф. Королев Владимир Александрович.
Курс читается в осеннем семестре и является общим для магистрантов всех
специализаций.
Объем курса - 42 часа лекций.
Форма контроля. Выполнение индивидуальных заданий каждым магистрантом. Курс
завершается экзаменом.
Аннотация. Основной целью курса является изучение современной теории,
методологии и методики научно-исследовательской работы в геологии.
Главной задачей курса является познание магистрантом творческих приемов и
методов получения новых геологических знаний, ведения научно-
исследовательской работы, проведения экспериментов, обработки и
представления их результатов. Лекционный курс состоит из трех разделов.
Первый раздел посвящен рассмотрению теории и методологии процесса познания,
включая изучение законов логики и диалектики и их применение в
геологическом исследовании. Второй раздел посвящен непосредственно
проведению научно-исследовательской работы, вопросам методики
исследовательского эксперимента. И решения познавательной задачи. Третий
раздел курса посвящен вопросам правильной организации и планирования научно-
исследовательской работы, обработки и представления результатов.

Содержание лекционного курса

Введение

Научное творчество в геологии на современном этапе. Особенности
развития научного знания. Проблема теоретических начал в геологии.
Взаимосвязь логики, философии, а также теории и методов естественных наук в
геологии. Взаимодействие эмпирических и теоретических знаний. Развитие
общей концепции В.И.Вернадского в науках о Земле. Идеи Б.М.Кедрова,
И.В.Крутя и др. Цель, предмет и задачи курса.

1. Теория и методология исследования

Что такое «исследование». Исследование в геологии. Классификация
исследований. Основные приемы исследования.
Основные категории логики. Понятия, их содержание и объем,
подразделение, деление. Термины и определения, правила их построения.
Суждения, их подразделение, структура, отношения, правила построения.
Умозаключение, силлогизмы и их виды (фигуры), правила построения,
полисиллогизмы. Законы логики и их применение в геологических
исследованиях: закон тождества, закон противоречия, закон исключения
третьего, закон достаточного основания. Основные логические приемы и формы
познания.
Теория познания. Диалектика исследования. Законы диалектики, их суть и
примеры использования в геологических исследованиях. Применение философских
категорий (материя, пространство, время, сознание, форма и содержание,
сущность, явление, случайность и необходимость).
Процесс познания. Методы достижения знания: общие и частные
(специальные). Основные фазы научного метода: фаза подготовки, фаза
исследования, фаза доказательства. Индуктивная логика и метод научной
индукции Ф.Бэкона. Виды индукции. Индукция и причинность, методы Милля.
Дедукция и индукция. Гипотетико-дедуктивный метод, работы К.Поппера.
Принципиальная схема решения познавательной задачи.
Диалектический анализ и синтез. Классифицирование как разновидность
анализа. Виды классификаций, правила их построения, законы деления.
Типология, типизация, таксономия и систематика.
Научные теории и гипотезы, их роль в научных исследованиях. Основные
категории: парадигма, гипотеза, теория, закон, закономерность и их виды.
Правила формулировки новых явлений, свойств, закономерностей и законов.
Защищаемые положения и правила их построения.
О приемах доказательства, виды доказательств, их схема и структура.
Наблюдения и эксперимент. Роль и место этих категорий в геологических
исследованиях.

2.Проведение научного исследования

Основные этапы исследования. Выбор темы исследования. Цель исследования
и критерий ее выбора. Постановка проблемы. Формулирование задач
исследования.
Анализ научной и патентной литературы по проблеме. Изучение
литературных источников и составление обзора по проблеме. Конкретизация
задач исследования.
Фактический материал и его сбор для исследования. Эксперимент как
часть научного исследования. Исследовательский эксперимент. Классификация
экспериментов. Основные этапы постановки и проведения эксперимента: выбор
варьирующих факторов; выбор и характеристика объекта исследования;
обоснование объема эксперимента; определение последовательности изменения
факторов и интервалов их измерения; обоснование средств измерений; описание
методики; обоснование способов обработки и анализа результатов
эксперимента. Применение ЭВМ для автоматизации и оптимизации проведения
эксперимента.
Моделирование как способ познания. Виды моделей в геологии. Стадии
моделирования. Средства моделирования: материальное и абстрактное
моделирование. Математическое моделирование. Стохастическое моделирование.
Моделирование на ЭВМ. Основы теории подобия. Теоремы подобия. Критерии
подобия. Условия однозначности. Примеры применения моделирования в
геологических исследованиях.
Экспериментально-статистические методы геологических исследований.
Теория планирования эксперимента. Полный факторный эксперимент. Дробный
факторный эксперимент. Метод дробных реплик.
Обработка результатов экспериментов. Методы обработки: графические,
математические, критериальные, смешанные. Ошибки измерений. Оценка
погрешностей. Возможности и применение ЭВМ для обработки результатов
экспериментов. Прикладные программы обработки информации.
Опытно-промышленные работы. Стадии крупных исследований. Особенности
опытно-промышленных геологических исследований. Методические основы
экономической оценки научно-исследовательских работ. Критерии эффективности
научных исследований.

3.Организация и планирование научно-исследовательской работы

Как правильно выбрать тему исследования. Критерии актуальности, научной
и практической значимости. Новизна исследования. Плагиат и как его
избежать.
Составление плана исследовательской работы. План исследования как
средство самоконтроля. Выявление узких мест. Путь разработки плана. Рабочий
план-график. Факторы успеха в научном исследовании.
Научное предвидение. Прогнозирование, его сущность. План создания
прогноза.
Изложение результатов исследования. Подготовка доклада, тезисов
доклада, статьи, отчета, монографии, диссертации. Структура научно-
исследовательской работы. Роль семинаров, симпозиумов, научных конференций
и совещаний в проведении исследований. Участие в семинарах и совещаниях.
Правила подачи заявок и материалов на конференции. Защита результатов
исследования: некоторые полезные советы.
Практические работы

Практические работы состоят в выполнении индивидуальных заданий по
материалам собственных магистерских или дипломных работ и включают в себя:
1. Формулирование определений объекта и предмета собственных
исследований.
2. Формулирование предметных и генетических определений (в области
собственных исследований).
3. Формулирование защищаемых положений по формулам «явление», «свойство»
или «закономерность» (по собственным работам)
4. Составление долгосрочного и краткосрочного планов собственных
исследований магистранта или аспиранта.

Литература

1. Аренс В.Ж. Грани горной науки (об истории, предмете и задачах, об
исследовательской работе и ее организации, маркетинге, рекламе и
бизнесе в горной науке).- М,: МГИ, 1992 - 249 с.
2. Вернадский В.И.Избранные сочинения, т. 1-V, - М. ,Изд-во АН
СССР, 1954-1960.
3. Голикова Т. И., Никитина Е.П., Терехин А.Т.Математическая
статистика. - М., Из д-во МГУ, 1981 - 185 с.
4. Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки. Избранные труды.-
М., Наука,1990 - 352 с.
5. Кноринг Л.Д., Деч В.Н. Геологу о математике. Советы по практическому
применению. - Л., Недра, 1989 - 208 с.
6. Крутов В.И. и др. Основы научных исследований. - М., Высшая школа,
1989.
7. Круть И.В. Исследование оснований теоретической геологии. - М.,
Наука, 1973 - 201 с.
8. Круть И.В. Развитие общенаучных оснований теоретической геологии:
Историко-теоретические очерки. - М., Наука, 1995. - 287 с.
9. Методы теоретической геологии. - Л., Недра, 1978. - 335 с.
10. Мороз С.А., Ларченков Е.П. Основы познавательного процесса в
современной геологии. - Киев, Выща шк., Головное изд-во, 1989, - 352
с.
11. Планирование научных исследований и информационное обеспечение. -
М. , Наука, 1972.
12. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М., Юнити,
1997.
13. Хаин В.Е., Рябухин А.Г. История и методология геологических наук. /
Учебник, 2-е изд. - М., Изд-во МГУ, 2004. - 320 с.