Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ecocoop.ru/eco/archive1/messages/248.html
Дата изменения: Tue Oct 14 13:38:28 2003
Дата индексирования: Tue Oct 2 10:07:01 2012
Кодировка: Windows-1251
На конкурс "Экологическое содружество" из г. Пскова ЭБЦ

Воропаева Галина 24 ноября 2000 21:28:24

Эколого-биологический Центр г.Пскова
Федорова Светлана, 8 в. кл., школа ? 10 г.Пскова, 13 лет
Руководитель: Жирова Диана Николаевна, ЭБЦ г.Пскова
Название работы: Комплексный экологический маршрут в долине реки Обдех.

Изборско-Мальская долина является уникальным памятником природы. Своеобразие долины обусловлено особенностями геологического строения и развития этой территории. На небольшой площади сконцентрированы многообразные экологические условия: различные по составу и структуре почвы; различного типа вторичные леса; небольшие, но чистые речки и ручьи; обнажения известняков. Большим разнообразием характеризуется растительный покров долины и животный мир, встречается много охраняемых видов. Долина является составной частью историко-архитектурного природно-ландшафтного заповедника "Изборск", но все же испытывает сильное антропогенное воздействие. Объективно назрела необходимость комплексного изучения состояния территории во всем его многообразии. Для того, чтобы осуществить комплексный подход к изучению природы, оценить формы и степень воздействия человека на природу, мы решили заложить на местности и изучить экологический маршрут, который отражал бы особенности этой территории. Кроме того, на маршруте в перспективе возможно проведение мониторинговых наблюдений как за различными природными объектами, так за состоянием этого участка долины в целом.
Цель работы: начать комплексное изучение участка долины Обдех посредством разработки экологического маршрута, охватывающего разнообразные природные, исторические, этнографические, рекреационные объекты.Для достижения этой цели нами были определены следующие задачи:
1.Обследовав участок долины реки Обдех, выявить наиболее интересные и показательные точки, составить перечень экскурсионных объектов
2.Составить карту-схему маршрута
3. Начать изучение и описание объектов на маршруте
4. Провести пробную экскурсию для воспитанников оздоровительного лагеря "Эколог" по комплексному экологическому маршруту с целью выявления интереса к этой форме работы в природе.
Место проведения работы: долина реки Обдех в окрестностях деревень Раково, Рогово,Салтаново, Печорский район Псковской области.
Методика: Пользовались рекомендациями по организации и обрудованию экологической тропы (Вельб, 1989, Псковская областная СЮН, Андреев, 1991г). Также нами частично использовалась Программа проведения комплексного экологического обследования территории ( Боголюбов, 1996 г)
Участком исследования была выбрана территория, которая располагается в непосредственной близости от лагеря, легкодоступна, отвечает основным требованиям к экскурсионному маршруту: привлекательность мест, смена ландшафтов, протяженность не более 2 км, использование сложившейся дорожно-тропиночной сети. Обследование территории проводилось маршрутным методом. Для привязки к местности использовали компас и шагомер, карту-схему составляли, пользуясь ксерокопией крупномасштабной карты. Проводили описание лесных фитоценозов ( сосняка, смешанного леса, заросшего оврага) по специальным бланкам (Соколова И.Г., Судницына Д.Н., Истомина Н.Б., 1999)
Определение животных проводили по голоса, визуально и по следам жизнедеятельности.
Для подготовки справочного материала для экскурсоводов прорабатывали биологическую литературу и делали выписки. Знакомились с правилами проведения экскурсии в природе. Работа выполнена в ходе учебно-полевой практики с 23 июня по 2 августа 2000г.
Маршрут имеет протяженность чуть более 1,5 км, проходит через 13 наблюдательных точек. Составлен паспорт на комплексный экологический маршрут. Назначение маршрута: комплексное изучение участка долины; экологическое просвещение, обучение, воспитание; развитие практических навыков по оценке природопользования и улучшению состояния природной среды. Основные объекты: сосновый лес, овраг, просека, смешанный лес, родник, река ОБдех. "Кицекерт"( участок сильного антропогенного воздействия, место стоянки "диких" туристов) лесной пожар, "бобровый карандаш", баня Калью( представителя народности сету).
Итог экскурсии: разнообразие рельефа и природных условий способствовали формированию удивительного по красоте и богатсву уголка природы. В течение сотен лет население этих мест жило в гармонии с природой. Задача людей сейчас- сохранитбь эту уникальную территорию, не наносить ей вреда своими необдуманными действиями. Необходим строгий режим охраны и тщательное изучение долины реки Обдех. Проведены пробные экскурсии для преподавателей и воспитанников второй и третьей смен профильного оздоровительного лагеря "Эколог" (60 человек). Результаты устного опроса свидетельстуют о том, что экскурсии привлекают ребят, многие задумались о вреде, который человек может причинить природе; дети отмечают своеобразие некоторых объектов (родник, виды редких и охраняемых растений, обнажения ходов и нор зверей), с которыми они раньше не встречались; привлекает детей то, что в роли экскурсоводов выступают их сверстники, а не преподаватель. Выполнение работы понравилось ее авторам ,т.к. большую часть времени они провели непосредственно на природе, узнали много нового. Работа носила творческий характер.
Заключение. На обследованном участке долины р.Обдех и прилегающей территории выявлены наиболее интересные с познавательной, просветительской, информационной точек зрения объекты. Составлена карта-схема маршрута. начато описание точек маршрута, накопление исследовательских данных и информационного материала для экскурсовода. Проведены пробные экскурсии для воспитанников лагеря "Эколог"
Перспективы работы:
1. Разработка "Пправил поведения на маршруте"
2.Подробное описание точек маршрута
3.Составление инвентаризационных списков видов травянистой и древесно-кустарниковой растительности, насекомых, птиц, амфибий и пресмыкающихся, млекопитающих, водной флоры и фауны и т.д., в том числе используя данные других исследователей- воспитанников о/л "Эколог". Проведение учетов численности животных. Составление коллекции следов жизнедеятельсноти животных. Составление "фото-карты"- подборки снимков экскурсионных объектов и ландшафтов.
4.Проведение биотехнических и природоохранных мероприятий: расчистка родника, огораживание муравейников,уборка мусора, определение зон повышенной антропогенной нагрузки, классификация типов антропогенного воздействия на территорию и определения способов его снижения.
5. Составление "банка данных" наблюдений на маршруте.
6. Подготовка справочного материала для экскурсовода с использованием научной и художественной литературы. Возможная тематика экскурсий: обзорная, сезонные изменения в природе, приспособленность растений и животных к среде обитания и др.
7.Разработка заданий для самостоятельной работы экскурсантов и контрольных заданий.
8.Подготовка экскурсоводов из числа воспитанников лагеря.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Victoria Grigorieva
Assist. Dep. Environmental Safety
and Regional Sustainable Development
Tel: +7(812)328-35-68
Fax:+7(812) 328-71-46
e-mail: Calina@GV4431.spb.edu (for Victoria)

St-Petersburg State University
Geography and Geoecology Faculty
Address: 33-100 V.O. 10-line St.Petersburg
199178, Russia
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~ Ubi Concordia ibi Victoria~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~ E C O W A V E ~ E C O V O L N A ~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Victoria Grigorieva
Pskov Volny University
Environmental Education
6 Nab Reki Velikoy, 180000,Pskov,Russia
e-mail: vika@pskov.teia.ru
Tel/Fax: +7(8112) 16-37-26 tel/home:+7(8112)16-88-30
Fax:+7(81122)23000 or 242-16
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
* Where there is agreement, there is Victory *
~ Var ar overans ar det Victory ~