Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ctt.msu.ru/ext/laws/03.doc
Дата изменения: Fri Jun 22 21:29:00 2007
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:34:53 2012
Кодировка: koi8-r


Проект


Концепция реформирования законодательства Российской Федерации с целью
стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство
наукоемких технологий


Основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на
которые распространяется действие изменений и дополнений законодательства


Изменения и дополнения законодательства Российской Федерации с целью
стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство
наукоемких технологий представлены следующими основными проектами: проект
федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные
акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности
и внедрения в производство наукоемких технологий», проект федерального
закона «О передаче технологий», проект федерального закона «О внесении
изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ». Вышеназванные проекты
призваны содействовать развитию институциональной среды инновационной
деятельности - национальной инновационной системы, повышению эффективности
научно-технической и инновационной сфер деятельности.

В настоящее время одним из важнейших направлений государственной
политики является переход страны к инновационной экономике, в которой
создание, трансфер и использование результатов научно-технической
деятельности являются главными условиями устойчивого экономического роста.
Действенная государственная политика должна создать условия для
формирования предпринимательской среды, развития рыночных институтов,
обеспечивающих конкурентоспособность российской экономики, значительное
повышение инновационной активности и восприимчивости российских предприятий
к передовым технологиям.

В «Основах политики России в области развития науки и технологий до
2010 года и дальнейшую перспективу» («Основы»), утвержденных Президентом
РФ, переход к инновационному развитию страны определен как основная цель
государственной политики в области науки и технологий, достижение которой
предусматривает решение следующих ключевых задач:
. приоритетное развитие фундаментальных исследований и среды генерации
знаний - основы развития в России науки и образования мирового уровня;
. разработка и реализация приоритетных направлений науки, технологий и
техники, критических технологий федерального уровня, способствующих
долгосрочному экономическому росту и учитывающие глобальные
направления научно-технологического прогресса, национальные цели и
конкурентные преимущества страны;
. активизация инновационной деятельности и создание цивилизованного
рынка объектов интеллектуальной собственности;
. повышение эффективности государственного регулирования в сфере науки и
технологий, включая рациональное использование государственного
имущества и нематериальных активов;
. совершенствование механизмов финансирования научной и инновационной
деятельности;
. содействие интеграции научной и образовательной деятельности, включая
воспроизводство научных и преподавательских кадров;
. развитие международного научно-технического и инновационного
сотрудничества.
В проекте Программы социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) определены
следующие задачи реализации государственной политики, адекватной
современным требованиям инновационного развития:
создать институциональную и инфраструктурную базу для функционирования
рынка нематериальных активов, рынка инновационной продукции и услуг
конечного потребления и производственного назначения, рынка услуг по
поддержке инновационной деятельности (сертификационных, информационных,
коммуникационных, консультационных, экспертных и т.д.), рынка
инвестиционного (в том числе венчурного) капитала;
сформировать основы инновационной мотивации и культуры в научном
сообществе и в предпринимательском секторе страны;
сформировать действенную систему стимулов в инновационной деятельности
для привлечения инвестиций в инновационную сферу;
создать эффективную систему управления в инновационной сфере;
создать инновационную инфраструктуру малого и среднего инновационного
предпринимательства.
Вышеуказанные задачи могут быть решены только в том случае, если в
нормативные правовые акты различных отраслей законодательства будут внесены
согласованные изменения и дополнения, стимулирующие инновационную
деятельность и внедрение в производство наукоемких технологий, а также
приняты новые законы, являющиеся специальными по отношению к уже
существующими системообразующим законам. Принятие какого-либо единого
федерального закона об инновационной деятельности не позволит создать
комплексную правовую базу для развития национальной инновационной системы в
силу многообразия общественных отношений, которые характеризуют
инновационную деятельность и которые не могут быть урегулированы одним
законом. Все это обусловливает необходимость разработки проекта
Федерального закона «Об изменении и дополнении законодательных актов
Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и
внедрения в производство наукоемких технологий», проекта Федерального
закона «О передаче технологий», проекта Федерального закона «О внесении
изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ».
При этом целями разрабатываемых законов являются:
обеспечение введения результатов интеллектуальной деятельности в
экономический оборот;
информационное обеспечение научно-технической деятельности;
стимулирование внедрения в производство новых технологий с помощью мер
налоговой, таможенной, тарифной политики;
определение правового статуса отдельных участников инновационного
процесса;
стимулирование развития и использования [pic]потенциала малых
предприятий в научно-технической и инновационной сферах;
формирование благоприятной среды для привлечения частных инвестиций в
научно-техническую и инновационную деятельность и развития совместного
финансирования инновационных проектов за счет бюджетных средств и средств
частных инвесторов;
стимулирование развития системы государственных и внебюджетных фондов
поддержки научно-технической и инновационной деятельности, включая фонды
стартового, «посевного» и венчурного финансирования.
Предметом правового регулирования Федерального закона «Об изменении и
дополнении законодательных актов Российской Федерации с целью
стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство
наукоемких технологий» должны стать следующие отношения:
- отношения в сфере государственного прогнозирования;
- отношения по поводу интеллектуальной собственности, в том числе
созданной с привлечением бюджетных средств;
- отношения по поводу экспорта технологий;
- бюджетные отношения, возникающие в ходе осуществления инновационной
деятельности;
- отношения в сфере конкуренции и ограничения монополистической
деятельности, связанные с осуществлением инновационной
деятельности;
- отношения, возникающие в ходе инвестирования в инновационную
деятельность;
- отношения, возникающие в ходе частно-государственного партнерства.
Предметом правового регулирования федерального закона «О передаче
технологий» должны стать отношения в сфере использования объектов
интеллектуальной собственности.
Предметом правового регулирования федерального закона «О внесении
изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ» должны стать отношения по
поводу налогообложения участников инновационного процесса.
Действие предлагаемых федеральных законов будет распространяться на
следующий круг лиц:
Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной
власти, юридические и физические лица, в том числе научные организации,
бюджетные учреждения и организации инновационной инфраструктуры.




Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования в
сфере инновационной деятельности


В настоящее время формирование инновационной политики Российской
Федерации происходит в условиях незавершенности законодательной базы в
инновационной сфере. Это обусловливает существование ряда принципиальных
проблем, препятствующих кардинальному росту инновационной активности и
эффективному использованию интеллектуального потенциала страны. В их числе
- наличие серьезных барьеров между сферами разработки, производственного
использования и коммерческой реализации наукоемких технологий,
неэффективность механизмов коммерциализации и внедрения в производство
научных результатов.
Прогнозирование развития России в сфере инновационной деятельности
Государство осуществляет социально-экономическую политику, составной
частью которой является инновационная политика, руководствуясь
определенными программными документами на долгосрочную, среднесрочную и
краткосрочную перспективу - программами и прогнозами социально-
экономического развития. Принятие и содержание данных документов
регламентировано Федеральным законом «О государственном прогнозировании и
программах социально-экономического развития РФ» от 20 июля 1995 г. ?115-
ФЗ. Данный закон имеет ряд недостатков, негативно сказывающихся на
инновационной политике Российской Федерации.
В частности, в ст.4 не установлена в качестве обязательного раздела
прогноза развития Российской Федерации инновационная политика государства
на прогнозируемый период.
В целях устранения данного пробела необходимо дополнить ст.4
Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах
социально-экономического развития РФ» указанием на то, что обязательным
разделом прогноза развития РФ на прогнозируемый период является
инновационная политика государства, а также определить содержание понятия
«инновационная политика».
Использование объектов интеллектуальной собственности и научно-
технической информации
1. Ст.9.1 действующего Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 г.,
?3517-1 предусматривает, что право на получение патента на изобретение,
полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по
государственном контракту для федеральных государственных нужд или нужд
субъекта Российской Федерации, принадлежит исполнителю (подрядчику), если
государственным контрактом не установлено, что это право принадлежит
Российской Федерации или субъекту Российской Федерации. При этом в случае,
если правами обладает Российская Федерация, для закрепления за ней прав на
объекты, пригодные для правовой охраны, заявка на выдачу патента должна
быть подана в течение шести месяцев с момента уведомления государственного
заказчика в письменной форме исполнителем (подрядчиком) о получении
результата, пригодного для правовой охраны. При невыполнении указанного
требования право на подачу заявки получает исполнитель.
Ст.9.1. Патентного закона РФ внесла существенную новеллу в правовой
режим результатов интеллектуальной деятельности, созданных исключительно на
бюджетные средства.
Однако Патентный закон РФ не регулирует отношения, возникающие в
связи с созданием объектов интеллектуальной собственности в результате
выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
финансируемых за счет различных источников: бюджетных средств, средств
научной организации, частных инвесторов. Предполагается, что данные вопросы
должны быть урегулированы в договоре. Вместе с тем, существующая практика
договорной работы свидетельствует о недостаточно высоком уровне правовой
культуры участников хозяйственного оборота и необходимости существования
диспозитивных норм, регулирующих отношения сторон в том случае, если тот
или иной вопрос не получит разрешения на уровне договора. Примером
подобного правового регулирования является вторая часть Гражданского
кодекса РФ, содержащая в основном диспозитивные нормы (они вступают в
действие, если иное не предусмотрено договором хозяйствующих субъектов).
Кроме того, положения ст.9.1. Патентного закона РФ создают еще одну
проблему.
Принадлежность прав на объект интеллектуальной собственности
государству означает необходимость определения конкретного субъекта,
который должен получать патент на свое имя. Если исходить из ст.9.1.
Патентного закона РФ, то патент должен выдаваться на имя государственного
органа, выступавшего заказчиком проведения научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ. Однако данное решение вопроса вызывает
сомнения.
Государственный орган призван выполнять публично-правовые функции
управления, тогда как получение патента означает необходимость
предпринимательства в целях использования объекта интеллектуальной
собственности. Это, в свою очередь, противоречит п.3 ст.7 Закона РСФСР «О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках» от 22 марта 1991 г. N 948-I, в соответствии с которым недопустимо
совмещение функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов.
Для устранения вышеназванных недостатков закон «О внесении изменений и
дополнений в законодательные акты Российской Федерации с целью
стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство
наукоемких технологий» будет содержать положения, дополняющие Патентный
закон РФ диспозитивными нормами, распределяющими права на результаты
интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением бюджетных средств
(субсидий, субвенций, в рамках частно-государственного партнерства), а
также конкретизирующими порядок приобретения государственным заказчиком
прав на объекты интеллектуальной собственности.
Вовлечение объектов интеллектуальной собственности, созданной на
бюджетные средства, в гражданский оборот возможно путем приватизации
соответствующих научных организаций. Вместе с тем принятие конкретных
решений по распоряжению государственной собственностью и масштабное
сокращение государственных предприятий и учреждений без учета отраслевой
специфики может нанести непоправимый ущерб государственным интересам.
Действующие законодательные акты о приватизации, среди которых можно
отметить Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации
государственного и муниципального имущества», постановления Правительства
РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 «О Концепции управления государственным
имуществом и приватизации в Российской Федерации», от 10 апреля 2002 г. N
228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального
имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных
государственных унитарных предприятий», оставляют без внимания вопрос
отраслевой специфики, в силу чего в процессе реорганизации и
реструктуризации предприятий, относящихся к сфере исследования и
разработок, сталкиваются интересы различных органов управления: Федеральное
агентство по управлению федеральным имуществом, Министерство экономического
развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ и Министерства образования
и науки РФ.
Подобная ситуация несет в себе следующие риски:
- использование институтов приватизации научных организаций в целях
получения доступа к имуществу;
- закрытие доступа другим научным организациям, высшим учебным
заведениям к результатам научно-исследовательской деятельности
приватизируемого предприятия после завершения процедуры банкротства
или приватизации.

Минимизировать данные риски возможно путем внесения изменений и
дополнений в действующее законодательство о приватизации, устанавливающих
особенности приватизации научных организаций.

Федеральный закон от 29.07.2004 г. ?98-ФЗ «О коммерческой тайне» в ст.9
устанавливает, что государственным контрактом на выполнение научно-
исследовательских, опытно-конструкторских, технологических или иных работ
для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Российской Федерации
должен быть определен объем сведений, признаваемых конфиденциальными, а
также должны быть урегулированы вопросы, касающиеся установления в
отношении полученной информации режима коммерческой тайны.
В результате создается возможность для государственных заказчиков
диктовать условия отнесения информации к коммерческой тайне.
В связи с этим необходимо на уровне закона установить нормы,
определяющие возможность отнесения информации к коммерческой тайне
исполнителем по государственному контракту и условия доступа государства к
данной информации. Данные нормы будут являться диспозитивными и применяться
в том случае, если государственным контрактом не будет установлен иной
порядок решения вопросов, касающихся установления режима коммерческой
тайны.
2. Действующее законодательство не устанавливает «обременения» прав на
объекты интеллектуальной собственности, полученной в результате
осуществления научно-исследовательской и опытно-конструкторской
деятельности на бюджетные средства или с привлечением бюджетных средств. В
частности, не указаны условия и порядок закрепления прав за исполнителями,
отсутствует порядок распоряжения правами.
Также в законодательстве не регламентировано совершение следующих
действий, связанных с распоряжением правами на результаты интеллектуальной
деятельности:
. ограничение экспорта производимой по лицензии продукции;
. контроль лицензиара за ценами на производимую продукцию в результате
использования объекта лицензионной сделки;
. предписание лицензиату каких-либо продажных цен на производимую
продукцию в результате использования объекта лицензионной сделки;
. установление количественных ограничений в производстве продукции или
использовании объекта лицензионной сделки;
. навязывание закупки продукции или технологии, выполнения услуг, не
имеющих отношения к объекту лицензии;
. осуществление перекрестного лицензирования, связанного с разделом
рынка или ограничением производства;
. сохранение по истечении срока действия лицензионного договора контроля
над операциями лицензиата, заложенными в данном договоре;
. запрет лицензиату заниматься сбытом продукции, конкурирующей с
продукцией лицензиара;
. обязательства по передаче в исключительную собственность лицензиара
всех усовершенствований, сделанных лицензиатом в отношении объекта
лицензии;
. запрет экспорта лицензионной продукции с территории лицензиата в
зарубежные страны, в которых лицензиар не имеет патентов;
. предписание лицензиату в отношении внешнего вида, маркировки и
упаковки лицензионной продукции
Конечно, многие из вышеперечисленных действий связаны с законной
защитой прав лицензиара на использование принадлежащего ему объекта
интеллектуальной собственности. Тем более актуальным становится проведение
в законодательстве разграничений между добросовестным осуществлением
лицензиаром данных прав и недобросовестной конкуренцией и
монополистическими действиями.
Для разрешения вышеперечисленных вопросов федеральный закон «О
передаче технологий» будет устанавливать «обременения» прав на объекты
интеллектуальной собственности, созданные в результате осуществления научно-
исследовательской и опытно-конструкторской деятельности на бюджетные
средства или с привлечением бюджетных средств (например, обязанность
исполнителя по государственному контракту использовать объекты
интеллектуальной собственности, на которые им были получены исключительные
права, и последствия неисполнения данной обязанности). Также в данном
законе будет определен порядок распоряжения данными правами, установлены
ограничения прав лицензиара на произвольное установление условий
лицензионного договора, которые могут расцениваться как монополистическая
деятельность, установлен порядок уступки и передачи прав на результаты
интеллектуальной деятельности за рубеж.
3. Законодательного регулирования требует проблема создания, хранения,
передачи и использования научно-технической информации, полученной в
результате проведения научно-исследовательских работ, финансируемых из
бюджета либо в результате частно-государственного партнерства, с учетом
требований по защите авторского права на неопубликованные результаты научно-
технической деятельности, коммерческой и государственной тайны. Отсутствие
в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. ? 24-ФЗ «Об информации,
информатизации и защите информации» каких-либо положений на этот счет
создает, в свою очередь, проблемы свободного доступа к отчетам по научно-
исследовательским и опытно-конструкторским работам.
На сегодняшний день сложилась ситуация, когда представители
министерств и ведомств, заказывающих научные исследования, часто вписывают
в государственные контракты условие о том, что исключительные права на все
полученные результаты, включая отчеты о результатах исследования,
принадлежат заказчику. Отказаться от этих условий исполнителю практически
невозможно, так как это означало бы отказ от заключения договора после
выигрыша конкурса. В результате исполнитель не может опубликовать
результаты исследований, а заказчики этого не делают. Создается ситуация,
при которой пользователи, заплатившие за раскрытие информации через свои
налоги, не могут получить к ней доступ. Существует острая необходимость в
том, чтобы структуры, финансирующие, организующие и выполняющие публично
финансируемое исследование, гарантировали свободный доступ к результатам
исследований. Естественно, все права авторов должны соблюдаться, равно, как
и должно учитываться законодательство о государственной тайне.
Данные вопросы будут разрешены федеральным законом «О научно-
технической информации», который должен быть разработан в рамках отдельной
концепции. В целях закрепления обязанности государства по принятию данного
закона представляется необходимым законом «О внесении изменений и
дополнений в законодательные акты Российской Федерации с целью
стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство
наукоемких технологий» дополнить Федеральный закон «Об информации,
информатизации и защите информации» отсылочной нормой, предусматривающей,
что правовой режим научно-технической информации определяется федеральным
законом «О научно-технической информации».
Обмен технологиями в настоящий момент осуществляется путем заключения
лицензионных соглашений о передаче прав на объекты интеллектуальной
собственности либо путем заключения соглашений о передаче ноу-хау.
Патентный закон РФ (п.5 ст.13) и Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N
3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест
происхождения товара» (ст.27) условием действительности данных лицензионных
соглашений устанавливают государственную регистрацию соглашений в
федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Вместе с тем, в случае заключения аналогичных лицензионных соглашений
с иностранными контрагентами за пределами Российской Федерации и
использования соответствующих объектов промышленной собственности за
рубежом подобной регистрации соглашений в федеральном органе исполнительной
власти по интеллектуальной собственности не требуется, так как по своей
сути патентная охрана распространяется только на территорию Российской
Федерации.
В силу этого в рамках отдельной концепции необходимо разработать
проект федерального закона о внесении дополнений в федеральный закон «Об
основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от
08.12.2003 г. ?164-ФЗ, устанавливающих порядок заключения и регистрации
сделок, предметом которых является передача технологий за рубеж (экспорт
технологий).
Таможенное и бюджетное законодательство
1. В отношении экспорта высокотехнологичной продукции можно
констатировать тот факт, что Таможенный кодекс РФ не предусматривает
никаких льгот при экспорте из Российской Федерации произведенной
высокотехнологичной продукции.
В целях стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции в рамках
отдельной концепции необходимо разработать проект федерального закона о
внесении дополнений в Таможенный кодекс РФ, устанавливающих меры
стимулирования вывоза из РФ произведенной высокотехнологичной продукции.
2. В сфере бюджетных отношений, возникающих в ходе осуществления
инновационной деятельности и регулируемых Бюджетным кодексом РФ, важное
значение имеет государственное финансирование научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ на основании государственного контракта. При
этом действующее законодательство признает лиц, выигравших конкурс на
выполнение работ, в том числе и научно-исследовательских, получателями
бюджетных средств при осуществлении финансового контроля, что резко
ограничивает их возможности по использованию данных средств. Кроме того,
сложившаяся практика установления различных внутриведомственных нормативов
и регламентов также ограничивает возможность эффективного расходования
средств по госконтрактам.
Для устранения подобных барьеров необходимо в рамках отдельной
концепции разработать проект федерального закона о внесении изменений в
ст.162 Бюджетного кодекса РФ.
Антимонопольное законодательство
Среди законодательных актов, оказывающих влияние на инновационное
развитие государства, необходимо также отметить антимонопольное
законодательство, представленное Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках».
Несмотря на неоднократные изменения данного закона, необходимо
констатировать, что он не создает эффективного механизма защиты от
недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности и
инноваций.
Так, действующая редакция определения недобросовестная конкуренция
никак не затрагивает конкуренцию в научно-технической сфере, прежде всего
потому, что касается только предпринимательской деятельности. Вместе с тем,
возможно совершение научными организациями действий, направленных на
получение неоправданных преимуществ при заключении государственных
контрактов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ. По сути, данные действия являются недобросовестной конкуренцией, но
не могут быть квалифицированы как недобросовестная конкуренция в
соответствии с действующим законом, определяющим недобросовестную
конкуренцию как любые, направленные на приобретение преимуществ в
предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые
противоречат положениям действуюшего законодательства, обычаям делового
оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут
причинить или причинили убытки дугим хозяйствующим субъектам.
Также следует отметить, что п.2 ст.10 Закона РСФСР «О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», относящийся
к недобросовестной конкуренции, связанной с объектами интеллектуальной
собственности, ограничивается лишь случаями смешения, вызванного незаконным
использованием товарных знаков, знаков обслуживания, тогда как существует
множество иных действий, совершаемых при использовании объектов
интеллектуальной собственности, которые можно считать недобросовестной
конкуренцией.
В связи с этим закон «О внесении изменений и дополнений в
законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования
инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких
технологий» установит изменения и дополнения, вносимые в Закон РСФСФ «О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках», в части определения недобросовестной конкуренции в целом и
недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности.
Система инвестирования в инновационный бизнес
1. Основным источником финансирования научных разработок на
сегодняшний день остаются бюджетные средства, причем значительная их часть
поступает по государственным контрактам в рамках государственного заказа.
В этой области действуют два основных нормативных правовых акта:
федеральные законы от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для
федеральных государственных нужд» и от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ «О конкурсах
на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных нужд». Также на стадии принятия находится федеральный
закон «О закупках и поставках продукции для государственных нужд».
Действующие законы хотя и используются в системе государственного
заказа на исследования и разработки, но не раскрывают отраслевую специфику
данного заказа. Термин «наука» в них встречается только в контексте
представления государственным заказчиком некоторым товаропроизводителям
ресурсов для приобретения технических средств и технологического
оборудования, современных технологий и проведения научно-исследовательских
работ. Права на интеллектуальную собственность в них вообще не упоминаются.
В федеральном законе «О конкурсах на размещение заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»
особенности научно-технической продукции упоминаются в разделе, посвященном
процедуре проведения конкурсов. Не определены субъекты и объекты
государственного заказа науке, формы его реализации, когда исследования не
имеют коммерческой ценности и т.д.
Все недостатки действующего законодательства должны быть учтены в
разрабатываемом проекте федерального закона «О закупках и поставках
продукции для государственных нужд».
2. В настоящий момент в качестве альтернативного источника
финансирования инновационной деятельности в развитых странах мира
используется венчурный капитал. Венчурный капитал - специфический тип
финансов, предоставляемых определенными фирмами, которые инвестируют и
одновременно участвуют в управлении молодыми компаниями, не котируемыми на
фондовом рынке. Венчурный капитал необходим для поддержки сопряженных с
высоким риском инвестиций в малые, ориентированные на новые технологии,
фирмы.
Впервые понятие «венчурный фонд» упоминается в Постановлении ФКЦБ
России от 14.08.2002 г. ?31/рс, где венчурные (особо рисковые) фонды
отнесены к категории закрытых паевых инвестиционных фондов. Однако
включение венчурных фондов в категорию закрытых паевых инвестиционных
фондов не учитывает ряд особенностей данного вида инвестирования, что не
позволяет активно развиваться венчурному финансированию в Российской
Федерации. Правовой статус иных разновидностей компаний с венчурным
капиталом вообще не регламентирован российским законодательством.
В целях развития венчурного финансирования в Российской Федерации
необходимо в рамках отдельной концепции разработать проект федерального
закона «О развитии рискового инвестирования и кредитования», в котором
будет дано определение инновационной деятельности, будет определен
правовой режим венчурных фондов и компаний с венчурным капиталом, а также
порядок инвестирования в венчурные фонды и компании с венчурным капиталом,
порядок осуществления частно-государственного партнерства при
инвестировании в инновационный бизнес. Для закрепления обязанности
государства по принятию данного закона представляется необходимым законом
«О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской
Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в
производство наукоемких технологий» дополнить Закон РСФСР «Об
инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г» отсылочной нормой,
предусматривающей регулирование венчурного финансирования федеральным
законом «О развитии рискового инвестирования и кредитования».
3. Иным источником финансирования инновационной деятельности могут
стать государственные внебюджетные и негосударственные фонды, финансирующие
научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, внедрение новых
технологий. Федеральный закон «О некоммерческих организациях»,
регламентирующий статус фондов, не содержит норм, отражающих специфику
фондов, финансирующих подобную деятельность, что не может не сказываться
негативным образом на развитии данных институтов.
Так как Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «О некоммерческих
организациях» определяют правовой статус фондов независимо от их целей
деятельности, представляется необходимым разработать в рамках отдельной
концепции проект федерального закона «О фондах поддержки науки и
инноваций», содержащего особенности правового статуса фондов поддержки
науки и инноваций, в том числе относительно порядка получения фондами
бюджетных средств и правового режима этих бюджетных средств, определения
инновационной деятельности, поддержка которой и будет составлять основную
цель деятельности данных фондов.
4. Положительную роль в развитии национальной инновационной системы
должно сыграть объединение государственного и частного капитала при
инвестировании в инновационный бизнес в рамках частно-государственного
партнерства.
Условием развития частно-государственного партнерства должно стать
законодательное закрепление правовых форм его осуществления на уровне
отдельного федерального закона или постановления Правительства РФ.

Развитие малого предпринимательства

В большинстве европейских стран и США инновационное развитие
государства обеспечивалось во многом за счет инновационной деятельности
малых предприятий.
Федеральный закон от 14 июня 1995 г. ?88-ФЗ «О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» одним из
направление поддержки малого предпринимательства устанавливает создание
льготных условий использования субъектами малого предпринимательства
государственных финансовых, материально-технических и информационных
ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок
и технологий. Данный закон устанавливает, что государственные и
муниципальные программы поддержки малого предпринимательства должны
обязательно включать в себя меры по формированию инфраструктуры развития и
поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном
уровнях; перспективные направления развития малого предпринимательства и
приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства; меры
по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а
также инновационных программ.
Таким образом, на первый взгляд существует законодательная основа для
поддержки государством малого предпринимательства, в том числе малого
инновационного бизнеса.
Однако реализация данных положений закона блокирована из-за отсутствия
их конкретизации как в самом законе «О государственной поддержке малого
предпринимательства в РФ», так и в рамках отраслевого законодательства. Для
устранения данных препятствий развития малого инновационного бизнеса
необходима разработка концепции реформирования законодательства о малом
предпринимательстве в целях поддержки малого инновационного бизнеса.
Правовой статус организаций, участвующих в инновационном процессе
1. Большинство научных и иных аналогичных организаций, а также фондов,
финансирующих научно-исследовательскую и инновационную деятельность,
созданы в организационно-правовой форме учреждений, что лишает их права
создавать другие организации, в том числе малые инновационные фирмы.
Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
предусматривают ограничения по распоряжению имуществом и участию в
хозяйственном обороте учреждений, что также создает препятствия
инновационной деятельности указанных организаций.
Данные недостатки правового регулирования деятельности бюджетных
учреждений должны быть разрешены в рамках федерального закона,
устанавливающего новые организационно-правовое формы бюджетных учреждений
(находится на стадии разработки).
2. В настоящий момент многие льготы, предоставляемые в связи с
осуществлением научно-исследовательской деятельности, зависят не от
характера самой деятельности, а от признания организации научной или научно-
технической.
В соответствии со ст.5 Федерального закона «О науке и научно-
технической политике» научной организацией признается юридическое лицо
независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также
общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве
основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку
научных работников и действующие в соответствии с учредительными
документами научной организации.
Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации организуют в соответствии с
законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию научных
организаций и выдают им свидетельства о государственной аккредитации.
Порядок государственной аккредитации определяется Правительством Российской
Федерации.
Подобный подход к определению статуса научной организации сужает круг
субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, так как из их
числа исключаются юридические лица, для которых эта деятельность не
является основной (в частности, вузы, промышленные предприятия,
инновационные фирмы).
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в
законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования
инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких
технологий» предполагается изменить Федеральный закон «О науке и научно-
технической политике» в части определения научной организации: дать
определение организации, осуществляющей научную деятельность.
Налоговое законодательство
Обеспечение устойчивого развития российской науки и усиление ее
инновационной ориентации инновационный уровень ее развития должны
основываться на создании эффективной системы регулирования, включая как
прямое финансирование, так и косвенное стимулирование. К косвенным методам
финансирования относится предоставление налоговых льгот, вычетов, особых
условий амортизации имущества и т.д. Именно путем создания продуманной
налоговой системы возможно осуществить действенное стимулирование перехода
к инновационной экономике.
В какой же мере действующее налоговое законодательство обеспечивает
льготные условия налогообложения деятельности научных организаций,
организаций, участвующих в производстве и коммерческой реализации научных
знаний и технологий, организаций, финансирующих инновационную деятельность?
1. Налог на добавленную стоимость в части установления льгот для
инновационной деятельности претерпел самые значительные изменения. Из всех
ранее действующих льгот сохранены лишь две. В соответствии с подп.16 п.3
ст.149 НК РФ не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации
операции: 1) по выполнению научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ за счет средств бюджетов всех уровней, а также
средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда
технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с
законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств,
ведомств, ассоциаций; 2) по выполнению научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе
хозяйственных договоров.
Остальные налоговые льготы в настоящее время отменены, и
соответствующие виды научной и инновационной деятельности, которые ранее
освобождались от налогообложения, переведены в ряд полностью
налогооблагаемых.
С введением части второй НК РФ и отменой Закона РФ «О налоге на
добавленную стоимость» утратили юридическую силу налоговые льготы на
ввозимые на территорию Российской Федерации: оборудование и приборы,
используемые для научно-исследовательских целей, научные периодические
издания. Сейчас НК РФ освобождает от налогообложения лишь ввоз
технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в
качестве вклада в уставный капитал организации, а в отношении печатной
продукции - только издания, получаемые государственными и муниципальными
библиотеками и музеями по международному книгообмену.
Никак не влияет на ситуацию с отменой налоговых льгот для ввоза
научных приборов и оборудования Постановление Правительства РФ от
22.02.1997 г. ?198 «О временном ввозе (вывозе) научных приборов и
оборудования», потому что постановления Правительства РФ не относятся к
законодательству о налогах и сборах и не могут ему противоречить, изменять
или дополнять, в том числе в части налоговых льгот (ст.ст.1, 4, 6, 56 НК
РФ).
2. С 1 января 2002 года налогом на добавленную стоимость по ставке 10%
облагаются операции по реализации научной и учебной книжной продукции, а
также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по ее
производству и реализации, реализации продукции средств массовой
информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и
культурой, реализация редакционных, издательских и полиграфических работ и
услуг, связанной с образованием, наукой и культурой. Ранее указанные
операции освобождались от обложения налогом на добавленную стоимость.
3. В НК РФ не вошла льгота, в соответствии с которой от обложения НДС
освобождались патентно-лицензионные операции (кроме посреднических),
связанные с объектами промышленной собственности.
4. В отношении налога на добавленную стоимость НК РФ ввел
дополнительную льготу, которая может быть использована при осуществлении
инновационной деятельности. Так, не подлежит налогообложению передача
товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в соответствии с
Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях».
5. В целях стимулирования научной и инновационной деятельности гл.25
НК РФ «Налог на прибыль организаций» устанавливает, что при определении
налоговой базы не учитываются следующие виды доходов (ст.251):
- средства и иное имущество, которое получено в виде безвозмездной
помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом "О
безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений
и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о
налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные
фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской
Федерации";
- основные средства и нематериальные активы, безвозмездно полученные в
соответствии с международными договорами Российской Федерации;
- имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов
исполнительной власти всех уровней;
- имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого
финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество,
полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению,
определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования или федеральными законами:
в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных
фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов
бюджетного учреждения;
в виде полученных грантов;
в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов
(торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на
финансирование капитальных вложений производственного назначения, при
условии использования их в течение одного календарного года с момента
получения;
в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных
исследований, Российского фонда технологического развития, Российского
гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных
инноваций;
в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда
технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов
финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке
и государственной научно-технической политике", в форме некоммерческих
организаций.
При определении налоговой базы также не учитываются целевые
поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных
товаров), к которым относятся целевые поступления из бюджета
бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих
организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно
от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными
получателями по назначению.
Как видно, данная статья не устанавливает льгот по налогообложению
прибыли, полученной предприятиями в результате осуществления инновационной
деятельности, полученной банками в результате кредитования стартовых
инновационных предприятий, полученной издательствами в результате
публикации научной и научно-популярной продукции и т.д. Кроме того, в ней
необоснованно сужен перечень фондов, денежные средства которых, будучи
переданными в рамках целевого финансирования, не считаются доходами.
6. Недостатком ст.251 НК РФ является также отсутствие в числе
необлагаемых доходов внебюджетных доходов бюджетных учреждений. Следует
отметить, что НК РФ в данной части противоречит Бюджетному кодеку РФ, в
соответствии с которым внебюджетные доходы бюджетных учреждений полностью
учитываются в доходах соответствующих бюджетов, то есть являются
неналоговыми доходами бюджетов (ст.41, ст.42 БК РФ).
7. В целях повышения заинтересованности предприятий и организаций в
финансировании новых научных разработок налогоплательщики могут при
исчислении налога на прибыль уменьшить полученные доходы на сумму расходов
на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (ст.262 НК РФ).

Расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские
разработки признаются расходы, относящиеся к созданию новой или
усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в
частности расходы на изобретательство, а также расходы на формирование
Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и
межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном
Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической
политике".
Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-
конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или
усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в
частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или
совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле
расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в
качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей
налогообложения после завершения этих исследований или разработок
(завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-
приемки.
Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав
прочих расходов в течение трех лет при условии использования указанных
исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров
(выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за
месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы
исследований).
Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-
конструкторские разработки, осуществленные в целях создания новых или
совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или
материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат
включению в состав прочих расходов равномерно в течение трех лет в размере,
не превышающем 70 процентов фактически осуществленных расходов.
Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-
конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на
формирование Российского фонда технологического развития, а также иных
отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном
Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической
политике", признаются для целей налогообложения в пределах 0,5 процента
доходов (валовой выручки) налогоплательщика.
8. Вместе с тем ряд иных статей НК РФ, посвященных расходам (в
частности, ст.254, 264, 266) не учитывают специфики расходов, понесенных в
результате осуществления научной и инновационной деятельности и не относят
прямо к числу расходов ряд существенных затрат, например, таких как
расходы на приобретение спецоборудования для научных (экспериментальных)
работ - стендов, испытательных станций и т.д. Указанные затраты могут быть
приняты в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на
прибыль, на основании ст.252 НК РФ, однако это требует доказывания своего
права в налоговых органах, что не всегда имеет положительный результат.
9. Также к числу недостатков гл.25 НК РФ, препятствующих развитию
инновационной активности предприятий и организаций, можно отнести:
- отсутствие положений о «налоговых каникулах» для малых
инновационных предприятий на стартовом этапе их развития
(предусмотренный ст.66, 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит не
является достаточной мерой для стимулирования инновационной
активности малых предприятий), определения малого инновационного
предприятия;
- невозможность отнести расходы на благотворительность к расходам,
уменьшающим налогооблагаемую базу (все благотворительные взносы
должны осуществляться за счет чистой прибыли).
Устранить вышеизложенные недостатки правового регулирования в сфере
налогообложения предполагается путем принятия федерального закона «О
внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ.


Место федеральных законов в системе действующего законодательства, а
также значение, которое будут иметь законопроекты для правовой системы.


Федеральный закон «Об изменении и дополнении законодательных актов
Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и
внедрения в производство наукоемких технологий» будет регулировать
отношения, которые относятся к различным отраслям права и при этом
возникают при осуществлении инновационной деятельности - деятельности,
связанной с трансформацией идей в технологически новые или
усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или
усовершенствованные технологические процессы или способы производства
услуг, используемые в практической деятельности.
Федеральный закон «О передаче технологий» будет регулировать
отношения, связанные с «обременениями» прав на объекты интеллектуальной
собственности, передачей прав на объекты интеллектуальной собственности и
использованием объектов интеллектуальной собственности и.
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый
кодекс РФ» будет регулировать отношения по налогообложению участников
инновационной деятельности.
Принятие данных законов позволит устранить изложенные в предыдущем
разделе пробелы действующего законодательства, наличие которых не позволяет
успешно и выгодно осуществлять инновационную деятельность и внедрять новые
технологии. Изменения и дополнения действующего законодательства,
предусмотренные законами, подготовят почву для дальнейшего
совершенствования законодательства, регулирующего инновационную
деятельность, в частности, для принятия специальных законов, относящихся к
определенной отрасли законодательства.




Анализ соответствующей зарубежной правоприменительной практики


Существенное влияние на развитие высокотехнологичной сферы
коммерциализации технологий в зарубежных странах оказало создание
нормативно-правовых систем, способствующих активной инновационной
деятельности, а также структур и механизмов, обеспечивающих наиболее
благоприятные условия для развития национальных инновационных систем. В США
в течение 80-х - середины 90-х годов было принято около 15 федеральных
законов (Закон Бэй-Доула, 1980 г.; Закон Стивенсона-Уайдлера, 1980 г.;
Закон о развитии инноваций в малом бизнесе, 1982 г. и др.), направленных
полностью или частично на решение проблем распределения прав на объекты
интеллектуальной собственности, включая полученные на средства
правительства, а также стимулирование коммерциализации результатов
исследований и разработок. Кроме того, были разработаны программы
поддержки инноваций малых предприятий (Small Business Innovation Research
Program - SBIR) и передачи технологий малого бизнеса (STTR). В
Великобритании, начиная с 1985 г., упразднена монополия государства на
изобретения, сделанные на средства бюджета. Во Франции для реализации
механизмов вовлечения в гражданский оборот интеллектуальной собственности,
полученной за счет бюджетных средств, создано Национальное агентство по
повышению инновационной привлекательности научных исследований (ANVAR).
Вопросы коммерциализации и распределения прав на объекты интеллектуальной
собственности, а также лицензионной деятельности университетов отражены в
Законе об инновационных разработках от 12.07.1999 г. и «Рекомендациях по
проведению политики в отношении интеллектуальной собственности»,
разработанных Министерством научных исследований в 2001 г. В Канаде
правительством инициирована программа содействия промышленным исследованиям
(Industrial Research Assistance Program - IRAP), в Финляндии - Национальный
Фонд исследований и развития - SITRA, в Израиле - фонд «Yozma», и т.д.
В целом, исходя из зарубежного опыта, основными принципами
стимулирования субъектов экономической деятельности к процессу вовлечения
объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет или с
привлечением средств федерального бюджета, является перенос права
распоряжения данными объектами интеллектуальной собственности с
государственного на институциональный уровень и прозрачность в
распределении прав собственности на данные объекты.
Также можно отметить, что в большинстве развитых стран в последние
годы наблюдается рост бюджетного финансирования научно-технической сферы и
совершенствование механизмов участия государства в финансировании научных
исследований.
Среди механизмов участия государства в финансировании научных
исследований широко применяется долевое участие государства и исполнителей
в финансировании НИОКР, возврат кредитов по успешным проектам, получение
государством части прибыли от реализации успешных научно-исследовательских
проектов. Например, в Канаде на реализацию исследований по программе
«Технологическое партнерство Канады» были выделены из государственного
бюджета средства в размере 150 млн. канадских долларов. Две трети этой
суммы выделялись частному сектору на условиях возврата в случае успешной
коммерциализации достигнутых результатов. Условия предоставления и возврата
бюджетных средств оговаривались по каждому конкретному проекту.
Во многих странах активно используется программный принцип
финансирования исследования, разработок и инновационной деятельности.
Например, в Нидерландах с 2000 г. введена так называемая Схема
стимулирования инноваций, целью которой является отбор молодых ученых и
предоставление им возможности проводить фундаментальные научные
исследования.
Широко применяется механизм финансирования научных и технологических
проектов через фонды. Схемы аккумулирования средств в этих фондах
разнообразны. Например, в Норвегии в 1999 году создан Фонд научных
исследований и инноваций, финансовая деятельность которого основана на
продаже государственных акций, а его базовый капитал составляет 3 млрд.
норвежских крон.
Важной особенностью финансовой политики в научно-технической сфере за
рубежом является широкое использование механизмов венчурного финансирования
исследований, разработок и инноваций. В развитых странах с целью
активизации механизмов венчурного инвестирования в научно-технологической
сфере принимаются специальные программы, например, в Японии - программа
«Научно-исследовательские разработки новых технологий на базе венчурного
капитала». В Великобритании стимулирование создания венчурных фирм
осуществляется путем уменьшения налога на инвестиции, направляемые в малые
компании повышенного риска.
Помимо мер прямого финансового стимулирования науки за рубежом широко
применяются меры косвенного стимулирования субъектов, действующих в научно-
инновационной сфере. В качестве последних используются, прежде всего,
налоговые механизмы.
Особое внимание при разработке и реализации государственной научно-
технической и инновационной политики за рубежом уделяется мерам поддержки
малого и среднего научного и инновационного бизнеса. Так, в США, в
соответствии с Законом о развитии инноваций в малом бизнесе 1982 г.,
федеральные агентства обязаны аккумулировать средства на финансирование
исследований и разработок в сфере малого и среднего бизнеса, что
способствует росу малых инновационных организаций. В Германии, Франции,
Мексике, Италии, Австралии, Австрии и в ряде других стран действуют нормы,
усиливающие позиции организаций малого и среднего научного и инновационного
бизнеса в отношении предоставления им финансовых средств, получения ими
заимствований.


Социально-экономические, политические, а также иные последствия
реализации будущих законов


Принятие Федерального закона «Об изменении и дополнении
законодательных актов Российской Федерации с целью стимулирования
инновационной деятельности и внедрении в производство наукоемких
технологий», Федерального закона «О передаче технологий», Федерального
закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ» будет
способствовать созданию благоприятных экономических и правовых условий для
развития национальной инновационной системы, вовлечения в гражданский
оборот результатов научно-технической деятельности, включая объекты
интеллектуальной собственности, созданных с привлечением государственных
средств.
Данный закон будет первым шагом на пути создания такой экономической
системы, в которой доходность высокотехнологичных отраслей экономики будет
превышать доходность сырьевых отраслей.
Реализация всех задач, поставленных данным законом, возможна при
условии дальнейшей разработки пакета законов, являющихся специальными по
отношению к системообразующим законам, а также при условии проведения
радикальной налоговой реформы, отвечающей новым экономическим реалиям.