Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.chem.msu.ru/rus/vmgu/00add/003/discussion.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Fri Feb 28 08:42:00 2014
Кодировка: Windows-1251
Вопросы и комментарии
ChemNet
 
Вестник Московского Университета, серия "Химия"

Трехмерная интерактивная графика в электронных публикациях по химии

В.В. Миняйлов, Б.И. Покровский, К.П. Бутин

Комментарий. (Теленков О.С. Институт минералогии УрО РАН, Миасс) Наряду с возможностью объемной визуализации и прочих средств мультимедиа презентаций в электронных публикациях (особенно учебниках) хотелось бы иметь возможность участия в "построении" объемных моделей, что позволило бы гораздо более эффективно усвоить материал. Не очень тщательное исследование имеющихся технологий показало, что в этом плане уже есть довольно эффективные инструменты. Например на сервере http://www.cambridgesoft.com/ представлен широкий спектр программного обеспечения для химического моделирования, в том числе, и с использованием Интернет. Еще один очень яркий пример (не совсем химия, но все же) - http://members.xoom.com/_XOOM/steffenweber/index.html На этом сервере представлены примеры моделирования кристаллических структур с использованием стандартного Java.

Ответ. (Миняйлов В.В., МГУ, Москва) В нашу задачу не входило моделирование молекул и простое их трехмерное представление в Интернете. Для моделирования есть специальное программное обеспечение, включающее в себя обязательный расчетный квантово-химический этап. Есть и специальные технологии публикации молекулярных структур и их последующего просмотра в стандартных Интернет броузерах. На мой взгляд, самой простой, но, в то же время, наиболее эффективной является технология Chime от компании MDL. В ней для публикации молекулярной структуры в Интернете не нужна никакая дополнительная обработка файла с молекулярной структурой - можно брать файл в стандартных форматах: PDB, MOL, XYZ и других ... Использование скрипта дает возможность интерактивного взаимодействия с пользователем. Яркий пример использования Chime -база данных по белкам Protein Explorer (http://www.proteinexplorer.org/ , http://www.umass.edu/microbio/chime/explorer/pv_msa3d.htm). Но эти технологии - узкоспециальны и их возможностей не всегда хватает для образовательных задач. Простейший пример: с помощью клика мышки в Chime Вам не удастся инициировать "элементарное" вращение метильной группы. Приведенный пример - только деталь проблемы, которая возникает при подготовке обучающей электронной публикации в Интернете. При публикации какого-либо учебного материала в электронной форме автор хочет представить материал по определенному сценарию. Для реализации или "визуализации" такого сценария не хочется оглядываться на ограничения узкоспециализированных средств. Для преодоления таких ограничений и нужно привлечение новых технологий мультимедиа и 3D. Особенно это важно в области образования, в том числе школьного, где форма представления имеет большое значение. Так, изображение тех же молекул в формате, например, Metastream несравнимо лучше, чем в представлении Chime (или в формате VRML - на указанном Вами сайте http://members.xoom.com/_XOOM/steffenweber/index.html). Целью нашей работы и является поиск новых технологий, которые могли бы поднять уровень интерактивности и познавательности электронных публикаций по химии. Данная публикация демонстрирует наши первые шаги в этом направлении. Теперь об участии пользователя в онлайновом "построении" объемных моделей... В этом нет ничего невозможного, но это требует написания собственного программного обеспечения. Владимир Миняйлов

Комментарий. ( Седякин В.П.ОАО "Интос", Москва) "Эффектно, но эффективно ли?" Уважаемые авторы! Мы тоже занимается 3D-объектами и 6D-(стерео) объектами в электронных публикациях. У нас есть и CD-ROM и на сайте это выставляется. Наша практика показывает, что этот жанр весьма мало интересует педагогов-химиков. По-крайней мере, в России это остается очень "камерным" искусством. Поэтому и перспективы новых стандартов оказываются неочевидными. Хотя при малой трудоемкости они могут появиться.




Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору