Трехмерная интерактивная графика в электронных публикациях по химии
В.В. Миняйлов, Б.И. Покровский, К.П. Бутин
Комментарий. (Теленков О.С. Институт минералогии УрО РАН, Миасс)
Наряду с возможностью объемной визуализации и прочих средств
мультимедиа презентаций в электронных публикациях (особенно
учебниках) хотелось бы иметь возможность участия в "построении"
объемных моделей, что позволило бы гораздо более эффективно
усвоить материал. Не очень тщательное исследование имеющихся
технологий показало, что в этом плане уже есть довольно
эффективные инструменты. Например на сервере
http://www.cambridgesoft.com/ представлен широкий спектр
программного обеспечения для химического моделирования, в том
числе, и с использованием Интернет. Еще один очень яркий пример
(не совсем химия, но все же) -
http://members.xoom.com/_XOOM/steffenweber/index.html На этом
сервере представлены примеры моделирования кристаллических
структур с использованием стандартного Java.
Ответ. (Миняйлов В.В., МГУ, Москва) В нашу задачу не входило
моделирование молекул и простое их трехмерное
представление в Интернете. Для моделирования есть специальное
программное обеспечение, включающее в себя обязательный
расчетный квантово-химический этап. Есть и специальные
технологии публикации молекулярных структур и их последующего
просмотра в стандартных Интернет броузерах. На мой взгляд, самой
простой, но, в то же время, наиболее эффективной является
технология Chime от компании MDL. В ней для публикации
молекулярной структуры в Интернете не нужна никакая
дополнительная обработка файла с молекулярной структурой - можно
брать файл в стандартных форматах: PDB, MOL, XYZ и других ...
Использование скрипта дает возможность интерактивного
взаимодействия с пользователем. Яркий пример использования Chime
-база данных по белкам Protein Explorer
(http://www.proteinexplorer.org/ ,
http://www.umass.edu/microbio/chime/explorer/pv_msa3d.htm). Но
эти технологии - узкоспециальны и их возможностей не всегда
хватает для образовательных задач. Простейший пример: с помощью
клика мышки в Chime Вам не удастся инициировать "элементарное"
вращение метильной группы. Приведенный пример - только деталь
проблемы, которая возникает при подготовке обучающей электронной
публикации в Интернете. При публикации какого-либо учебного
материала в электронной форме автор хочет представить материал
по определенному сценарию. Для реализации или "визуализации"
такого сценария не хочется оглядываться на ограничения
узкоспециализированных средств. Для преодоления таких
ограничений и нужно привлечение новых технологий мультимедиа и
3D. Особенно это важно в области образования, в том числе
школьного, где форма представления имеет большое значение. Так,
изображение тех же молекул в формате, например, Metastream
несравнимо лучше, чем в представлении Chime (или в формате VRML
- на указанном Вами сайте
http://members.xoom.com/_XOOM/steffenweber/index.html). Целью
нашей работы и является поиск новых технологий, которые
могли бы поднять уровень интерактивности и познавательности
электронных публикаций по химии. Данная публикация демонстрирует
наши первые шаги в этом направлении.
Теперь об участии пользователя в онлайновом
"построении" объемных моделей... В этом нет ничего невозможного,
но это требует написания собственного программного обеспечения.
Владимир Миняйлов
Комментарий. ( Седякин В.П.ОАО "Интос", Москва) "Эффектно, но эффективно ли?"
Уважаемые авторы! Мы тоже занимается 3D-объектами и 6D-(стерео)
объектами в электронных публикациях. У нас есть и CD-ROM и на
сайте это выставляется. Наша практика показывает, что этот жанр
весьма мало интересует педагогов-химиков. По-крайней мере, в
России это остается очень "камерным" искусством. Поэтому и
перспективы новых стандартов оказываются неочевидными. Хотя при
малой трудоемкости они могут появиться.