Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.chem.msu.ru/rus/vmgu/00add/002/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Fri Feb 28 07:29:01 2014
Кодировка: Windows-1251
Применение информационных технологий при подготовке химиков-педагогов-исследователей
ChemNet
 
Вестник Московского Университета, серия "Химия"

Применение информационных технологий при подготовке химиков-педагогов-исследователей
А.Ф. Воробьев, В.М. Лазарев, В.В. Щербаков
Российский химико-технологический университет, г. Москва
(shcherb@muctr.edu.ru)

На пороге ХХI века происходит формирование нового общественного устройства - информационного общества [1]. В результате принципиально изменяется роль системы образования в современном мире. Важнейшей задачей, стоящей перед системой образования, является формирование высокой информационной культуры будущего специалиста. Современный специалист должен уметь использовать весь набор современных информационных технологий в своей повседневной деятельности. На первое место в образовании выходит необходимость обучения правилам навигации в огромном океане информации[1].

В связи с бурным ростом объема человеческих знаний обостряется проблема качества образования, которое уже не соответствует требованиям современного общества. Поскольку объем информации в настоящее время удваивается каждые 10-15 лет[2], реформирование образования должно осуществляться с применением новых информационных технологий. С учетом этих обстоятельств при подготовке будущих педагогов-химиков необходимо не только использовать последние достижения современной химической науки, но и активно внедрять информационные технологии в процесс обучения.

В 1995 году в Российском химико-технологическом университете им. Д.И. Менделеева при кафедре общей и неорганической химии было открыто педагогическое отделение (http://www.muctr.edu.ru/f/otf/pedagog /). Под руководством заведующего кафедрой профессора А.Ф.Воробьева был составлен оригинальный учебный план (http://www.muctr.edu.ru/f/otf/pedagog/uchp.htm), в который помимо фундаментальных естественнонаучных и педагогических дисциплин включены такие курсы, как "Введение в информатику" и "Использование технических средств в преподавании химии" (http://www.muctr.edu.ru/f/otf/onh/tso.htm ).

Основной задачей этих курсов является ознакомление будущих педагогов с информационными технологиями современного образования[3].

Существенное улучшение качества образования, повышение заинтересованности студентов в приобретении знаний возможно при использовании новых информационных технологий, в частности, путем использования в учебном процессе электронной почты и широких возможностей, предоставляемых сетью Интернет. Используя эти технологии, преподаватель может организовать общение со студентами следующими способами[2]:

-рассылкой учебных материалов по электронной почте,

-организацией устойчивой обратной связи со студентами путем передачи вопросов и приема ответов рубежных и курсовых работ по электронной почте,

-обсуждением в диалоговом режиме учебного материала,

-использованием гипертекстовых обучающих курсов, доступных в сети,

-использованием программных средств поиска и сбора информации по конкретному учебному или научному вопросу.

Информационные технологии были применены в курсе "Использование технических средств в преподавании химии". Каждый студенты получил свой персональный адрес электронной почты, при помощи которой у него появилась возможность регулярного общения с преподавателем. Всем студентам по электронной почте было отправлено индивидуальное задание, связанное с рассматриваемыми в лекционном курсе учебными вопросами, а также задание по курсовой работе. Используя предложенные преподавателем адреса в сети Интернет, студенты познакомились с последними достижениями в области дистанционного образования в нашей стране и за рубежом, посетили домашние страницы отечественных и зарубежных учебных и научных организаций, ознакомились с содержанием некоторых электронных журналов по естественнонаучной тематике и использованию новых информационных технологий в образовании. Для сбора материала к курсовой работе, которая заключалась в подготовке макета компьютерной обучающей программы по неорганической химии[4], студенты также воспользовались возможностями глобальной сети Интернет. В частности, они использовали информацию, полученную из размещенных в этой сети электронных периодических систем химических элементов. Анализ результатов рубежных контрольных работ и обсуждение курсовых работ осуществлялись также с использованием электронный почты. Работа студентов с электронной почтой проводилась в компьютерном классе Информационного центра РХТУ им. Д.И. Менделеева в специально выделенное для этой цели время. По отзывам студентов работа в сети Интернет, а также использование электронной почты существенно расширили их кругозор и познакомили с новыми современными информационными технологиями, которые понадобятся будущим специалистам в их практической деятельности.

В 1999 г. состоялся первый выпуск на педагогическом отделении

(http://www.muctr.edu.ru/f/otf/pedagog/vypusk-99.htm )

кафедры общей и неорганической химии. Всем выпускникам отделения была роздана анкета, по материалам которой составлены собственные страницы выпускников в сети Интернет. Помимо анкетных данных на страничке выпускника приведены темы дипломных работ и их руководители, научные публикации, информация о владении иностранными языками и компьютером, планы выпускников о характере их будущей деятельности, а также дополнительная информация:

  • -Что мне дала учеба на педагогическом отделении?
  • -Мои достижения (в учебе, в работе, в личной жизни).
  • -Мои интересы (что хочу сообщить о себе).
  • -Aдрес, телефон, E-mail для переписки.

является не только информация о самих выпускниках, которая окажется полезной для будущей их практической деятельности (любая заинтересованная в получении высококвалифицированных специалистах организация может получить исчерпывающую информацию о выпускнике педагогического отделения). Важнейшей для кафедры общей и неорганической химии задачей является налаживание устойчивой связи со своими выпускниками. Эта связь окажется возможной, поскольку в будущем предполагается наладить регулярное (не реже одного раза в год) обновление домашних страниц выпускников отделения.

Домашняя страница педагогического отделения (http://www.muctr.edu.ru/f/otf/pedagog /) органически связана гипертекстовыми ссылками с информацией, представленной в сети Интернет о кафедре общей и неорганической химии(http://www.muctr.edu.ru/f/otf/onh) . В нее включены следующие разделы:

Литература

  1. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. -М.: НИИВО, 1998. -322 с.
  2. Управление современным образованием. Социальные и экономические аспекты. /Под ред. А.Н. Тихонова. -М.: Вита-Пресс, 1998. -256 с.
  3. Е.П. Моргунова, В.В. Щербаков Применение информационных технологий на общетехническом факультете. /В сб. "Информационные технологии в учебном процессе университета. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева. 1999, с.16-22.
  4. Щербаков В.В., Зинина Ю.А. Разработка компьютерных обучающих программ по неорганической химии. /В сб. "Информационные технологии в учебном процессе университета. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева. 1999, с.37-46.



Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору