Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.botsad.msu.ru/otchet/6.htm
Дата изменения: Wed Nov 17 14:11:24 2010
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:50:16 2012
Кодировка: Windows-1251
Раздел 2

Раздел 2. Образовательные программы

 

Перед университетскими ботаническими садами поставлены глобальные задачи превращения их в крупные образовательные и просветительские центры. Ботанические сад МГУ уделяет особое внимание работе с молодежью и школьниками, знакомя их не только с разнообразием растительного мира и этноботаническими традициями использования растений, но и с современными достижениями в науке и технологии, включая биотехнологию, агротехнику, а также с глобальными проблемами современности и поисками путей их решения.

В 2009 г. удалось не только сохранить все действующие программы, но и значительно расширить образовательную деятельность благодаря гранту Ассоциации Московских вузов 'Образовательно-инновационная площадка 'Ботанический сад МГУ' (ответственный исполнитель к.б.н. Андреева А.Е.).

Этот грант направлен на формирование в ботаническом саду современной образовательной среды с использованием современных средств интерпретации (электронного путеводителя, информационных дисплеев, многофункциональных интернет-ресурсов), а также разработку инновационной образовательной программы подготовки специалистов в системе: 'Средняя школа - Вуз - Рынок труда', 'Вуз - Предприятие - Кадры'.

Цель проекта - разработка научно-информационных и научно-образовательных материалов для создания на базе ботанического сада МГУ многоуровневой системы образования, направленной на повышение уровня подготовленности и ранней профессиональной ориентации учащихся средних школ, подготовки студентов педагогических вузов, повышение квалификации учителей биологии, подготовки высококвалифицированных специалистов городского хозяйства в сфере озеленения.

Эффективность проекта определяется инновационным характером разработанных материалов, большая часть из которых представлена в свободном доступе в сети Интернет, а также используется для занятий на базе сада, в Вузах и школах.

Часть созданных в ходе проекта научно-образовательных и научно-информационных материалов уже внедрены, и по ним начато обучение на базе Ботанического сада с октября 2009 г.

 

2.1. Школа садовников Ботанического сада МГУ

 

В настоящее время в Москве существует множество подготовительных курсов и программ, выпускающих ландшафтных архитекторов и проектировщиков, однако подготовка специалистов в области ухода за искусственными экосистемами (садовники, озеленители) проводится лишь в профессиональных технических училищах, где главный упор делается на преподавании агротехники отдельных культур и практически не обращается внимание на окружение растений: ландшафт, почвы, микроклимат. Но растения являются частью сложной экосистемы, и, прежде чем проводить то или иное агротехническое мероприятие, необходимо понимать его последствия. Именно в результате экологически безграмотного подхода к содержанию зеленых насаждений возникают многие экологические проблемы в городах и на частных участках

Мы давно изучаем опыт проведения курсов и образовательных программ на базе ботанических садов в Европе. В 2008 г. в нашем Ботаническом саду была открыта программа повышения квалификации, рассчитанная на 80 учебных часов. И вот, используя собственный опыт, а также опыт европейских и, в первую очередь Королевских ботанических садов Великобритании. В 2009 г. мы открыли программу профессиональной переподготовки 'Школа садовников Ботанического сада МГУ'.

Целью нашей программы является формирование у слушателей фундамента базовых знаний в области биологии, почвоведения, экологии (эти дисциплины преподают научные сотрудники биологического факультета и факультета почвоведения МГУ) и минимального необходимого набора практических знаний (эти занятия проводят сотрудники Сада), на основе которого они смогут начать новую профессиональную деятельность и в дальнейшем самостоятельно совершенствоваться.

Рис. 32. Занятие по морфологии и анатомии растений (преподаватель А.И.Константинова).

Программа включает 4 блока:

ћ  Ботанический блок. В начале первого семестра даются базовые знания по морфологии и анатомии растений, систематике растений (курс читает к.б.н. А.И.Константинова). Затем, в середине семестра идет курс 'Основы физиологии растений', (д.б.н. В.В.Чуб). В конце второго семестре, в июне будет проведена геоботаническая практика на базе Звенигородской биостанции МГУ имени С.Н.Скадовского.

ћ  Почвенный блок. Читаются основные дисциплины, из учебной программы почвоведов: основы почвоведения (к.б.н. Т.Ю.Ульянова), агрофизика почв (д.б.н. А.Б.Умарова), основы биологии почв (к.б.н. Л.В.Лысак), основы агрохимии почв (к.б.н. Т.Н. Болышева), основы земледелия и растениеводства (к.б.н. С.В.Железова). Занятия проводятся в 1 и начале 2 семестров.

Рис. 33-34. Занятие по почвоведению (преподаватель доцент Т.Ю Ульянова).

ћ  Экологический блок. Этот раздел включает 3 дисциплины: основы учения о рельефе - 'Биогеохимия почв' (к.б.н. Л.Г. Богатырев), 'Экологию растений' (к.б.н. В.В.Мурашов), 'Основы защиты растений' (к.б.н. С.В. Железова). В рамках этих дисциплин показывается необходимость использования комплексного междисциплинарного подхода к изучению экосистем. Занятия проводятся в начале 2-го семестра.

ћ  Ландшафтно-архитектурный блок: основы ландшафтной архитектуры и проектирования, Садово-парковое строительство, Цветочное оформление, Газоноведение, Декоративная дендрология.

Учебный план по каждой дисциплине включает как аудиторные занятия, так и практические (30-70% от общего времени дисциплины).

Практические занятия будут проводиться на обеих территориях ботанического сада МГУ.

Программа рассчитана на 540 часов, обучение проходит с 5 октября 2009 г. до начала июля 2010 г. Режим занятий: понедельник и четверг с 19.00 до 22.00, суббота - с 10.00 до 17.00. По окончании обучения при успешной сдаче зачетов (по каждой дисциплине) будет выдаваться Диплом МГУ о профессиональной переподготовке.

В 2009 г. в первую учебную группу записались 5 слушателей. Этот небольшой состав группы позволяет проводить более качественное обучение, практически индивидуально с каждым слушателем.